Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса и новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес, там и успех.
Поддержать интерес к изучению иностранного языка, повысить мотивацию учащихся помогает внеурочная работа. Внеурочная работа является составной частью учебного процесса и способствует творческому развитию учащихся. Здесь мы не связаны рамками программы или учебника и можем с ребятами заниматься тем, что более интересно и привлекательно.
Известно, что каждому ребёнку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависит его работа, жизнедеятельность и здоровье. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии, нужно, чтобы каждый ребёнок имел право и возможность на своё усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно. Каждый должен иметь право проводить своё свободное время, отдыхать независимо от материальных возможностей его семьи.
В рамках городской программы «Работа с одаренными детьми» в нашей школе с 2001 года при летнем пришкольном лагере работает профильный лингвистический отряд, в котором дети имеют возможность продолжать обучение иностранному языку в каникулярный период. Такая организация отдыха позволяет ребятам с пользой и интересом провести свободное время. Пребывание в лингвистическом отряде создает возможность не только совершенствовать в определенной степени свой уровень владения иностранным языком, но и узнать как можно больше о жизни своих зарубежных сверстников, о культуре народа стран изучаемого языка.
Каждый учитель иностранного языка знает, сколько сил, энергии, учебного времени необходимо затратить, чтобы после длительных летних каникул активизировать у школьников тот языковой и речевой материал, которым они владели в конце учебного года. После отдыха в летнем лагере эта проблема снимается. Дети без труда входят в учебный процесс.
Цель работы профильного лингвистического отряда: создание условий для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в каникулярный период.
Работа лингвистического отряда преследует следующие задачи:
– создание условий для полноценного отдыха и
оздоровления детей;
– формирование познавательного интереса у
учащихся и развитие их творческой активности;
– повышение уровня владения иностранным языком;
– развитие умений в различных видах речевой
деятельности;
– расширение страноведческого кругозора
учащихся;
– привлечение детей «группы риска» к
полноценному отдыху и творческой деятельности.
Работа лингвистического отряда направлена на:
1) занятость детей в каникулярный период,
особенно детей «группы риска»;
2) удовлетворение современных познавательных
интересов учащихся;
3) развитие способностей учащихся использовать
иностранный язык как средство образования;
4) обогащение словарного запаса и общего
кругозора учащихся;
5) развитие навыков сотрудничества,
уважительного отношения к мнению других членов
групп.
В лагерь приглашаются дети, которые сами искренне хотят заниматься английским языком летом. Смена работает в июне – 21 день. Ребята завтракают и обедают вместе с детьми из летнего лагеря и два раза в день по 1,5 часа занимаются английским языком. В перерывах – игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, конкурсы, экскурсии, концерты и т.д.
Численность лингвистической группы составляет до 15-20 человек и состоит из двух подгрупп учащихся 5-6 и 7-8 классов.
Как показала практика, определенную трудность при этом составлял тот факт, что в лингвистическом отряде оказались, как правило, дети разного возраста и, естественно, с разным уровнем языковой и речевой подготовки. Но эту проблему в основном удалось преодолеть благодаря:
- правильному отбору содержания обучения, которое было направлено не только на поддержание умений общаться на иностранном языке, но и на эмоциональное и эстетическое развитие школьников;
- включению детей в разнообразные виды деятельности – мероприятия, стимулирующие не только участие в них, но и мотивирующие познавательную коммуникативную активность учащихся;
- созданию теплой дружеской атмосферы как на занятиях, так и в свободное время во взаимоотношениях между учителем и детьми, между детьми.
Формы контроля уровня достижения учащихся:
Основными формами контроля являются:
- выпуск ежедневной странички «Летописи отряда» с фотографиями и комментариями на английском языке;
- подготовка концерта на закрытие лагерной смены;
- наблюдение активности учащихся на занятиях и выполнение предложенных заданий.
В чем же состоят наши занятия? Конечно, они носят творческий, неформальный характер.
Языковой материал выходит за рамки программы. Основу языкового материала составляют песни, стихи, пословицы и поговорки, сказки – то есть все то, что так нравится детям, но на что чаще всего не хватает времени на уроках.
Например, как мы работаем с пословицами:
1) Чтение пословиц, дословный перевод, при
необходимости краткое пояснение грамматических
явлений.
2) Подбор русских эквивалентов, сравнение русских
и английских пословиц.
3) Фонетическая отработка.
4) Игры с пословицами.
5) Конкурс на лучшего знатока пословиц.
6) Составление своего рассказа по пословице.
Часто дети выступают с инициативой нарисовать иллюстрации к изученным стихам, сделать маски и костюмы к сказкам или придумывают танцы и инсценировки к выученным песням. С большим удовольствием мы смотрим мультфильмы и детские видеофильмы на английском языке.
На занятиях царит дружелюбная, неформальная атмосфера. Хотя они и проходят в родной школе, в том же самом кабинете английского языка, что и во время учебного года, но осознание того, что это не обыкновенные уроки, а летний лагерь, а учителя – воспитатели, приносит новизну и непосредственность в процесс обучения. За недолгие 3 недели складываются добрые, доверительные отношение. Все мы живём общим делом.
У нашего лингвистического отряда есть свои гимн, эмблема, сертификат, выдаваемый каждому ребёнку по окончанию лагерной смены и традиционные мероприятия.
В конце первой лагерной смены ребятам вручаются сертификаты об окончании летнего лингвистического лагеря. Те, кто был в лагере две смены, получают кроме сертификатов, медали по номинациям: Премьер-лингвист, Само очарование, За преданную любовь к английскому языку и т.д. В конце третьей смены ребята получают значки с эмблемой лагеря.
Одно из традиционных и, пожалуй, самых любимых мероприятий каждой лагерной смены является конкурс «Посвящение в лингвисты». Ребята, которые занимаются в лингвистическом отряде в первый раз, должны подняться по «Лестнице успеха», которая ведет к вершине познаний. Каждая ступень лестницы имеет свое название: Poetry, Let`s Count, Let`s Have Fun, Proverbs, Let`s Sing и т.д. Выполняя различные конкурсные задания: составить стихотворение из отдельных предложений, выполнить математическое действие и озвучить его по-английски, найти эквиваленты русских и английских пословиц, спеть любимую песню на английском языке и т.д., ребята переходят со ступеньки на ступеньку. На вершине их ждет сюрприз. Ведущие предлагают участникам испить из «Чаши горечи лингвистических поражений» и заесть «Сладостью лингвистических побед» (ребятам предлагают выпить соленую воду и съесть конфеты). Пройдя с честью все испытания, участники знакомятся с правилами лингвистов и награждаются значками с изображением эмблемы лагеря.
Летом 2004 года к нам присоединилась наша коллега, учитель немецкого и французского языков.
Ребята, которые изучают английский язык, с большим энтузиазмом разучивали стихи и песни на немецком и французском языках, узнали много интересного о культуре и традициях этих стран.
Логическим завершением каждой лагерной смены является концерт. Зрители – это ребята из пришкольного летнего лагеря, родители, учителя. После концерта обычно проводится викторина для зрителей. Очень приятно слышать слова благодарности от родителей.
Несколько раз, по просьбе администрации, мы выступали перед общешкольными родительскими собраниями, на педсоветах, перед началом учебного года. Для неязыковой аудитории ведущие давали пояснения на русском языке.
Работа в летнем пришкольном лагере приносит удовлетворение и учителям и учащимся. Об этом говорят отзывы ребят и родителей.