Дидактические карточки на логопедических занятиях с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


Нехитрые разработки автора с успехом решают спектр сложнейших логопедических задач: развитие дыхания, голоса, артикуляции, движений пальцев рук, звукопроизношения; усвоение лексики, грамматики через игру.

Смешарики нравятся детям, они вносят в занятие живую нотку. Мультгерой приходит к ребятам на индивидуальное, подгрупповое или фронтальное занятие, с ним происходит забавная история.

Дети помогают, подсказывают ему, переживают за него, вместе пьют чай из горячего самовара.

Радостно им получать карточку с любимым героем на выходные дни для совместных занятий с родителями.

В качестве примера приводится История №6, как наиболее адекватно воспроизводимая интернет-браузером. Все истории можно увидеть в приложении.

История №6 Нюша и «Волшебное письмо».

Рисунок Текст упражнения, задания
1.

1. - «Привет, я Нюша»! Я уже многое умею: стоять на зелёном, круглом шаре; наливать густые сливки из чайника; читать кулинарную книгу; вот только приготовить сладкое, разноцветное, холодное мороженое мне так и не удалось, а почему не пойму?

Что же такое придумать, я ведь так его люблю кушать.

Артикул. упр.: 1.рот закрыть, упирать кончик языка то в одну щёку, то в другую; изобразить перекатывающийся шар.

Моторика: 1. соединить одноимённые пальцы, образуя шар;

2. сложить пальцы руки так: загнуть три пальца в середине, а крайние: большой – ручка у лейки, мизинец – носик чайника.

Артикул. упр.: зубы сомкнуты, губы вытянуты вперёд- как носик у чайника.

Звукопроизношение: язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются:

с- с- с – это сливки, которые льются из чайника.
Са – со –су – сы, ас- ос – ус - ыс. (густо поливать)

Моторика: листать кулинарную книгу;

Словообразование: объяснить происхождение слов: разноцветный (разные, цвета), мороженное (морозить)

Лексика: дети, замените слова, подходящими по смыслу словами.

А как сказать по – другому?

кушать (есть, слизывать); мороженное (еда, сладость, лакомство, десерт).

2.

2. Что же нужно сделать, чтобы моё желание исполнилось? Ура, я кажется, придумала. Моё любимое мороженное можно заказать Дедушке Морозу. Я написала ему письмо, положила в конверт. А как же оно попадёт к Деду Морозу, размышляла я?
Мимика: зажмурить глаза крепко, а потом быстро открыть их, выпучить.

Самомассаж: поглаживать лоб поперек ребром ладони.

Пальчиковые игры: писать заданные педагогом буквы в воздухе, на столе, на спине у соседа указательным пальцем руки.

Артикуляц. упр.: 1.рот полуоткрыт, язык движется вправо – влево к уголкам губ, как будто заклеиваем края конверта.

2. ставим печать на конверте – это «поцелуй» (следить за тем, чтобы губы хорошо вытягивались вперёд).

3.

3. Недолго думая, я выбежала на полянку, залитую солнцем. Взяла акварельные краски, тоненькую кисточку и нарисовала красивую бабочку. Она ожила, взмахнула крыльями и закружилась вокруг меня.
Пальчиковые игры: 1.передвигать указательный и средний пальцы по столу или свободной руке, имитируя ходьбу, бег.

2. соединить пальцы в «замок», имитируя круглое солнце постепенно поднимая все пальцы вверх – это тёплые лучи.

Самомассаж: слегка поглаживать лицо руками, представлять, как мы греемся в лучах солнца.

Артикул. упр.: упр. «маляр» представим, что язычок это кисточка покрасим потолок (нёбо) вперёд – назад, вправо – влево.

Цвет: Какого цвета, были крылья у бабочки? (светло – зелёного, светло – оранжевого).

Артикул. упр.: рот полуоткрыт, двигать языком вверх – вниз под счёт 1,2,3,4. (как будто бабочка порхает, язык вверх – она взмывает высоко в небо, язык вниз – она садится на цветок).

Дыхательное упр.: дуть на лёгкие бабочки, вдох носом выдох через рот на кончик языка.

4.

4. Я очень обрадовалась, на моём лице появилась широкая улыбка. – «Милая бабочка, я написала письмо Дедушке Морозу, ты не могла бы передать его лёгкому облачку и оно обязательно доставит его на Север, в дом к Деду Морозу». «Конечно, конечно, прелестная девочка»! – прошептала бабочка и исчезла из вида.
Музыка: слушание музыки (природа)

Артикул. упр.: 1. губы в улыбке под счёт до 5 (10), зубы хорошо видны.

2. рот полуоткрыт, расслабленный язычок лежит на нижней губе под счёт до 5 (10). (это «лёгкое, воздушное облачко»).

Звукопроизношение: язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются:

з – з – з, за – зо – зу – зу – аз – оз – уз – ыз.
(мёрзнуть показывать как на Севере холодно).
Вьюга воет: ш – ш – ш, ша – шо – шу – ши – аш – ош – уш – ыш.

Лексика: дети, замените выражение подходящим по смыслу: «прелестная девочка» - хорошая, прекрасная милая Нюша.

Слово «исчезла» - пропала, улетела, скрылась.

5.

5. Я с нетерпением ожидала чуда. Раз ко мне придёт сам Дедушка Мороз, я должна быть самой красивой девочкой на свете. Я примеряла новую шляпу с великолепной розочкой и заглянула в маленькое зеркальце. Я была собой довольна: большие глазки, розовый пятачок и эта роскошная шляпа.
Пословица: Объясни смысл: «Береги нос в большой мороз».

Артикул. упр.: рот полуоткрыт, язык свёрнут в форме «чашечки», удерживать под счёт до 5 (8). (как будто это шляпа).

Пальчиковые упр.: приложить загнутые ладони друг к другу, образовав большую чашу (шляпа) (выполнять одновременно языком и руками).

Словообразование: послушай слова: розочка, зеркальце, глазки, пятачок.

О каких предметах (частях тела) идет речь о маленьких или больших?

Мимика: поднимать и опускать брови: (ооо - удивление), подмигивать попеременно глазами(ай –я- яй, журить) выполнять перед зеркалом.

Звукопроизношение: послушай, запомни, повтори в том же порядке слова:

шляпа, роскошная, дедушка, большой.

Чистоговорки:

шой – шой - шой - Дед Мороз большой
шие – шие – шие – глазоньки большие
шка – шка – шка – милый, добрый дедушка

6.

6. Я присела на креслице, закрыла глаза, и мне приснился сон: как Дедушка Мороз - Красный нос преподнёс мне много, много разноцветных шариков мороженного….

А когда я проснулась, то увидела мороженное в вазочке в одной руке.  А в другой - большую ложку. Значит, получил моё письмо Дедушка Мороз. Если сильно захотеть, то твоё желание обязательно сбудется.

А вы, ребята написали письмо Дедушке Морозу? Если нет, то поторопитесь!

Словообразование: Скажи, мороженное из клубники какое? (клубничное) из ежевики? (ежевичное) из клюквы? (клюквенное) из крыжовника? (крыжовенное).

Моторика: изобразить шарики мороженного, сжать кулаки крепко,

потом расслабить пальцы, как будто мороженное растаяло.

Артикул. упр..: 1. рот полуоткрыт, слизывать широким языком с верхней губы, воображаемое мороженое.

Ритм: деревянными ложками отстукивать заданный логопедом ритм, или отстукивать его с опорой на схему из символов.

Лексика: 1. Назови одним словом, что это: ложка, вазочка, чайник (посуда).

Дыхательное упр.: изобразить как замёрзли руки от мороженного, дышать на замёрзшие ладони, ха – ха – ха - тёплым воздухом, вдыхая воздух носом, а выдыхая через широко открытый рот.