Нехитрые разработки автора с успехом решают спектр сложнейших логопедических задач: развитие дыхания, голоса, артикуляции, движений пальцев рук, звукопроизношения; усвоение лексики, грамматики через игру.
Смешарики нравятся детям, они вносят в занятие живую нотку. Мультгерой приходит к ребятам на индивидуальное, подгрупповое или фронтальное занятие, с ним происходит забавная история.
Дети помогают, подсказывают ему, переживают за него, вместе пьют чай из горячего самовара.
Радостно им получать карточку с любимым героем на выходные дни для совместных занятий с родителями.
В качестве примера приводится История №6, как наиболее адекватно воспроизводимая интернет-браузером. Все истории можно увидеть в приложении.
История №6 Нюша и «Волшебное письмо».
Рисунок | Текст упражнения, задания |
1.
|
1. - «Привет, я Нюша»! Я уже многое умею: стоять на зелёном, круглом шаре; наливать густые сливки из чайника; читать кулинарную книгу; вот только приготовить сладкое, разноцветное, холодное мороженое мне так и не удалось, а почему не пойму?
Что же такое придумать, я ведь так его люблю кушать. |
Артикул. упр.: 1.рот закрыть, упирать кончик языка то в одну щёку, то в другую; изобразить перекатывающийся шар.
Моторика: 1. соединить одноимённые пальцы, образуя шар; 2. сложить пальцы руки так: загнуть три пальца в середине, а крайние: большой – ручка у лейки, мизинец – носик чайника. Артикул. упр.: зубы сомкнуты, губы вытянуты вперёд- как носик у чайника. Звукопроизношение: язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются: с- с- с – это сливки, которые льются из чайника. Моторика: листать кулинарную книгу; Словообразование: объяснить происхождение слов: разноцветный (разные, цвета), мороженное (морозить) Лексика: дети, замените слова, подходящими по смыслу словами. А как сказать по – другому? кушать (есть, слизывать); мороженное (еда, сладость, лакомство, десерт). |
|
2. | 2. Что же нужно сделать, чтобы моё желание исполнилось? Ура, я кажется, придумала. Моё любимое мороженное можно заказать Дедушке Морозу. Я написала ему письмо, положила в конверт. А как же оно попадёт к Деду Морозу, размышляла я? |
Мимика: зажмурить глаза крепко, а потом быстро открыть их, выпучить.
Самомассаж: поглаживать лоб поперек ребром ладони. Пальчиковые игры: писать заданные педагогом буквы в воздухе, на столе, на спине у соседа указательным пальцем руки. Артикуляц. упр.: 1.рот полуоткрыт, язык движется вправо – влево к уголкам губ, как будто заклеиваем края конверта. 2. ставим печать на конверте – это «поцелуй» (следить за тем, чтобы губы хорошо вытягивались вперёд). |
|
3. | 3. Недолго думая, я выбежала на полянку, залитую солнцем. Взяла акварельные краски, тоненькую кисточку и нарисовала красивую бабочку. Она ожила, взмахнула крыльями и закружилась вокруг меня. |
Пальчиковые игры: 1.передвигать указательный и средний пальцы по столу или свободной руке, имитируя ходьбу, бег.
2. соединить пальцы в «замок», имитируя круглое солнце постепенно поднимая все пальцы вверх – это тёплые лучи. Самомассаж: слегка поглаживать лицо руками, представлять, как мы греемся в лучах солнца. Артикул. упр.: упр. «маляр» представим, что язычок это кисточка покрасим потолок (нёбо) вперёд – назад, вправо – влево. Цвет: Какого цвета, были крылья у бабочки? (светло – зелёного, светло – оранжевого). Артикул. упр.: рот полуоткрыт, двигать языком вверх – вниз под счёт 1,2,3,4. (как будто бабочка порхает, язык вверх – она взмывает высоко в небо, язык вниз – она садится на цветок). Дыхательное упр.: дуть на лёгкие бабочки, вдох носом выдох через рот на кончик языка. |
|
4. | 4. Я очень обрадовалась, на моём лице появилась широкая улыбка. – «Милая бабочка, я написала письмо Дедушке Морозу, ты не могла бы передать его лёгкому облачку и оно обязательно доставит его на Север, в дом к Деду Морозу». «Конечно, конечно, прелестная девочка»! – прошептала бабочка и исчезла из вида. |
Музыка: слушание музыки (природа)
Артикул. упр.: 1. губы в улыбке под счёт до 5 (10), зубы хорошо видны. 2. рот полуоткрыт, расслабленный язычок лежит на нижней губе под счёт до 5 (10). (это «лёгкое, воздушное облачко»). Звукопроизношение: язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются: з – з – з, за – зо – зу – зу – аз – оз – уз – ыз. Лексика: дети, замените выражение подходящим по смыслу: «прелестная девочка» - хорошая, прекрасная милая Нюша. Слово «исчезла» - пропала, улетела, скрылась. |
|
5. | 5. Я с нетерпением ожидала чуда. Раз ко мне придёт сам Дедушка Мороз, я должна быть самой красивой девочкой на свете. Я примеряла новую шляпу с великолепной розочкой и заглянула в маленькое зеркальце. Я была собой довольна: большие глазки, розовый пятачок и эта роскошная шляпа. |
Пословица: Объясни смысл: «Береги нос в большой мороз».
Артикул. упр.: рот полуоткрыт, язык свёрнут в форме «чашечки», удерживать под счёт до 5 (8). (как будто это шляпа). Пальчиковые упр.: приложить загнутые ладони друг к другу, образовав большую чашу (шляпа) (выполнять одновременно языком и руками). Словообразование: послушай слова: розочка, зеркальце, глазки, пятачок. О каких предметах (частях тела) идет речь о маленьких или больших? Мимика: поднимать и опускать брови: (ооо - удивление), подмигивать попеременно глазами(ай –я- яй, журить) выполнять перед зеркалом. Звукопроизношение: послушай, запомни, повтори в том же порядке слова: шляпа, роскошная, дедушка, большой. Чистоговорки: шой – шой - шой - Дед Мороз большой |
|
6. | 6. Я присела на креслице, закрыла глаза, и мне приснился сон: как Дедушка Мороз - Красный нос преподнёс мне много, много разноцветных шариков мороженного….
А когда я проснулась, то увидела мороженное в вазочке в одной руке. А в другой - большую ложку. Значит, получил моё письмо Дедушка Мороз. Если сильно захотеть, то твоё желание обязательно сбудется. А вы, ребята написали письмо Дедушке Морозу? Если нет, то поторопитесь! |
Словообразование: Скажи, мороженное из клубники какое? (клубничное) из ежевики? (ежевичное) из клюквы? (клюквенное) из крыжовника? (крыжовенное).
Моторика: изобразить шарики мороженного, сжать кулаки крепко, потом расслабить пальцы, как будто мороженное растаяло. Артикул. упр..: 1. рот полуоткрыт, слизывать широким языком с верхней губы, воображаемое мороженое. Ритм: деревянными ложками отстукивать заданный логопедом ритм, или отстукивать его с опорой на схему из символов. Лексика: 1. Назови одним словом, что это: ложка, вазочка, чайник (посуда). Дыхательное упр.: изобразить как замёрзли руки от мороженного, дышать на замёрзшие ладони, ха – ха – ха - тёплым воздухом, вдыхая воздух носом, а выдыхая через широко открытый рот. |