Тип урока: урок-повторение, обобщение темы «Колебания и волны».
Цель урока: Закрепление темы «Колебания и волны» путем систематизации теории и практических заданий по заданной теме.
Задачи урока:
- Отработка навыков работы с физическим оборудованием;
- Отработка учащимися умений делать выводы на основе полученных результатов;
- Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу;
- Воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.
Оборудование:
- штатив с муфтой и лапкой;
- груз на нити;
- пружины разной жесткости;
- волновая машина.
План урока:
- Организационный момент;
- Опрос домашнего задания;
- Сообщения «Инфра- и ультразвук»;
- Решение задач по ходу эксперимента;
- Закрепление материала;
- Тест;
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель озвучивает план урока. Отвечает на вопросы по плану урока.
II. Опрос домашнего задания
представлен в виде вопросов и графиков колебаний на доске:
– Что такое колебания?
– Характеристики колебаний? Их буквенные обозначения? Формулы?
– Колебания – это причина чего?
– Что такое волна? Характеристики волн? Формулы?
– Виды волн? (Объяснение дается с помощью волновой машины)
– Виды маятников? (Показ на примере маятников, стоящих на столах)
– Звуковые волны? Их характеристики?
На доске представлены два графика колебаний. Задание - найти из графиков амплитуду, период, частоту, циклическую частоту и написать уравнение колебаний x(t).
К доске идут желающие ребята и пишут ответы на вопросы по готовому клише. Оценивают работу ребят у доски учащиеся класса.
III. Сообщения «Инфра- и ультразвук»
Тема «Инфразвук и ультразвук» даются по программе в ознакомительном порядке. Эти темы всегда неизменно вызывают интерес у ребят, поэтому такие сообщения очень любопытны. Оценки за сообщения ставят сами учащиеся.
IV. Решение задач по ходу эксперимента
Учащимся предлагается задание: воспользоваться оборудованием на столах и определить период колебаний данного (пружинного или математического) маятника.
V. Закрепление материала
Закрепление формул по теме путем сравнения графика колебаний и графика волны (нарисованы на доске)
– В чем сходство и отличие двух графиков?
– Какие физические величины можно найти из графика колебаний?
– Какие физические величины можно найти из графика волны?
Желающие выходят к доске и находят все необходимые параметры и характеристики из предложенных графиков.
Оценки выставляют учащиеся класса.
VI. Тест
Тест по теме «Колебания и волны» должен быть коротким. Тест, предложенный ребятам на данном уроке, составляет 5 вопросов (см. приложение).
VII. Итог урока:
- благодарность за урок;
- обсуждение и объявление оценок;
- результаты теста на следующий урок.