Развитие креативного мышления на уроках информатики

Разделы: Информатика

Классы: 5, 6


1 слайд. Уважаемые гости, приглашаем вас в нашу научную творческую лабораторию, в которой сегодня мы будем исследовать, анализировать и развивать креативное мышление учеников 8 класса.

«Я мыслю, следовательно я существую», – говорил Рене Декарт. А задавали ли вы себе вопрос: Что такое мышление, ум, интеллект? Почему одни дети обучаются быстро, а другие долго? Сотрудничая сегодня вместе, попробуем ответить на эти вопросы

2 слайд. Цель нашего исследования – определить оптимальные условия и конкретные методы развития творческого мышления на уроках информатики в средней школе.

Объект нашего исследования – сам учебно-воспитательный процесс.

3 слайд. Предмет нашего исследования – проблемы теории творческого мышления, а также изучение способов развития креативного мышления на уроках информатики.

мы выдвинули гипотезу, что развить творческое мышление на уроках информатики, заинтересовать ребят информатикой, можно только при условии использования на уроках нестандартных заданий.

4 слайд. Задачи нашего исследования:

  1. Исследовать вопрос теории творческого мышления.
  2. Изучить основные особенности творческого мышления.
  3. Рассмотреть некоторые психолого-педагогические принципы развития творческого, креативного мышления.
  4. Выявить уровень сформированности креативного мышления у восьмиклассников.
  5. Определить способы и приемы активизации мыслительной деятельности на уроках информатики.

5 слайд. некоторым ребятам я дала задание найти определения мышления, интеллекта, ума в Интернете. Послушаем Таисию и Максима.

1 ученик: Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними.[2]

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.[1]

2 ученик: Ум трактуется разнообразно, это:

«мыслительная способность, лежащая в основе сознательной деятельности» или «большая проницательность, незаурядный и тонкий разум» или «определённый склад мышления, миропонимания» или «способность мышления и понимания».

Учитель: Выделяются особые виды мышления – продуктивное и репродуктивное.

Как синонимы к понятию «продуктивное мышление» употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное, эвристическое, креативное.

Продуктивное (креативное) мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям.[3]

Синонимами к репродуктивному мышлению служат термины: словесно-логическое, дискурсивное, рассудочное и т. д.

Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике.

6 слайд. Показатели, по которым судят о творческом мышлении:

  • оригинальность мысли;
  • возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;
  • «восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;
  • беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием;
  • способность найти новые, непривычные функции ответа или его части;
  • быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей.[4]

I этап эксперимента (констатирующий).

Давайте определим с помощью теста «Аналогии» (см. приложение 1) умение понимать сложные логические отношения и выделять абстрактные связи.

У вас на столах находятся бланки с 20 парами слов – логических задач. Ваша задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. Вы должны определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» – пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр».

Рассматривая индивидуально-типические компоненты креативного мышления, поставим перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения знаниями, темп продвижения в них. У школьников эти свойства психики выступают как их общие способности к учению. Для их обозначения можно использовать термин «обучаемость».[5]

Чем выше обучаемость, тем быстрей и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше темп его умственного развития.

7 слайд. Ум человека проявляется в

  • относительно самостоятельном приобретении, «открытии» новых для себя знаний;
  • в широте переноса этих знаний в новые ситуации;
  • при решении нестандартных, новых для него задач.

Об умственных способностях человека судят не потому, что он может сделать на основе подражания, усвоить в результате подробного, развернутого объяснения. Ум человека проявляется в относительно самостоятельном приобретении, «открытии» новых для себя знаний, в широте переноса этих знаний в новые ситуации, при решении нестандартных, новых для него задач. В этом выражается креативное мышление, его особенности проявляются в формирующихся у человека качествах ума, определяя уровень и специфику обучаемости личности.

8 слайд. Качества ума. (Особенности креативного мышления подчёркнуты).

Название В чём проявляется
глубина проявляется в степени существенности признаков, которые человек может проявлять при овладении новым материалом, при решении проблем.
поверхностность свойство видно по выделению внешних признаков, по установлению случайных связей между ними, что отражает низкий уровень их обобщенности.
гибкость предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и оригинальность решений, их своеобразие.
инертность проявляется в склонности к шаблону, в трудности переключения от одних действий к другим, в длительной задержке на уже известных действиях.
устойчивость проявляется не только в умении выделить требуемые ситуацией существенные признаки, но и, удерживая в уме всю их совокупность, действовать в соответствии с ними, не поддаваясь на влияние внешних, случайных признаков анализируемых ситуаций.
неустойчивость в ориентации на ряд признаков, входящих в содержание нового понятия или закономерности, необоснованная смена ориентации, переход от одних действий к другим под влиянием случайных ассоциаций.
осознанность (рефлексия) проявляется в возможности выразить в слове или в других символах цель и продукт, результат мыслительной деятельности, а также те способы, с помощью которых этот результат был найден, выявить ошибочные ходы мысли и их причины, способы их исправления и т.
неосознанность проявляется в том, что человек не может дать отчета о решении задачи, не замечает своих ошибок, не может указать те признаки, на которые он опирался, давая тот или иной ответ, и т. д.
Самостоятельность проявляется в постановке целей, проблем, выдвижении гипотез и самостоятельном решении этих задач.
креативность – высший уровень развития самостоя тельности проявляется в том, что человек не только решает сложные для себя проблемы, но и сам, без внешней стимуляции, ищет наиболее совершенные, более высокого уровня обобщенности способы их решения.
чувствительность к помощи – низший уровень развития самостоятельности при невозможности самостоятельного решения поставленной задачи, различия в продуктивности мышления проявляются в чувствительности к помощи: чем меньше помощь, которая необходима для решения, тем выше продуктивность мышления

Результаты теста покажут нам устойчивость мышления в баллах.

Следующее задание анаграммы. Оно поможет нам определить глубину мышления. Выполним его в QBASICE (см. Приложение 2)

Используя операторы вырезки, из букв, образующих слово ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, составьте как можно больше разных слов.

Например: железо, желе, лорд, зонд, кино, жир, ложе. Время ограничено.

В это время мой помощник с помощью таблицы ключ поможет подвести результат тестирования.

Результаты лягут в основу нашего эксперимента по изучению креативности мышления. Этот результат будет констатирующей частью эксперимента. А мы продолжаем работать дальше.

9 слайд. Психолого-педагогические принципы развития продуктивного мышления школьников:

  • Проблемность обучения;
  • Индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • интеллектуальную активность (интеллектуальную инициативу);
  • оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности.

10 слайд. Рациональные приемы мнемической деятельности:

  • группировка;
  • классификация;
  • составление плана;
  • выделение смысловых опор;

11 слайд. Один из составителей стандартного психологического теста для оценки интеллекта (IQ) Р. Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора интеллекта:

  1. вербальный [Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Для нормальной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим легче оперировать отвлеченными знаковыми структурами]. (вербальные способности: осведомленность, исключение лишнего, поиск аналогий, определение общего);
  2. счетно-арифметический, (проявление математических способностей- умение решать задачи, определять закономерности);
  3. пространственный (развиты пространственные представления геометрическое сложение, пространственное воображение);
  4. мнемический (быстрое запоминание).

Сейчас мы с вами проведём основную часть эксперимента: тоже займёмся практической геометрией – компьютерным моделированием работаем с танграмом.

Танграм – это квадрат, разрезанный на специальные части. Вероятно, эти части квадрата первоначально служили для демонстрации геометрических фигур.

С течением времени было замечено, что из этих частей можно составить множество фигур-силуэтов самой причудливой формы, употребляя для составления каждой фигуры все 7 частей квадрата. Так создалась увлекательная игра-головоломка «Танграм», получившая широкое распространение, в особенности на своей родине-в Китае. Там эта игра известна также хорошо, как например у нас шахматы. Устраиваются даже специальные состязания на составление наибольшего количества фигур с наименьшей затратой времени.

III этап Компьютерное моделирование: «Танграм».

(см. Приложение 3 , Приложение 4)

Ребята, сядьте за компьютеры, откройте текстовый редактор Word.

Откройте файл «Танграм». Лабораторные работы перед вами прочтите ход работы.

Если тяжело выполнить задание на компьютере. Его можно сначала сделать из бумаги на столе (комплекты подготовлены).

С помощью этого эксперимента мы определим самостоятельность мышления. Ведь ребята никогда не встречались с такой задачей, им придётся своими силами решать проблему. Мой помощник запишет очерёдность решения задачи и качество её исполнения в сводную таблицу результатов.

А мы посмотрим этапы нашего исследования:

12 слайд. Этапы исследования:

  • Уровень устойчивости мышления тест Аналогии
  • Глубина мышления Анаграммы QBASIC
  • Самостоятельность мышления
  • Танграм
  • Гибкость мышления Метаграммы Word
  • Осознанность Мышления
  • Excel
  • Обработка результатов исследования

13 слайд. Результаты анализа что есть понятие – продуктивное (творческое, креативное) мышление:

  • характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта; оригинальностью;
  • в качестве эффективного приема, использует «анализ через синтез»;
  • использует образную логику, дающую возможность устанавливать связи не с двумя, как при словесном рассуждении, а со многими звеньями анализируемой ситуации, действовать в многомерном пространстве;
  • сопровождается внезапным усмотрением пути решения, причем оно часто возникает тогда, когда человек непосредственно не был занят решением проблемы;
  • осуществляется интуитивно, под порогом сознания, не находя своего адекватного отражения в слове;
  • подчиняется наличию установки – внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности;
  • можно активизировать методом введения вспомогательных задач (Наибольший эффект достигается тогда, когда человек на основе логического анализа уже убедился в том, что не может решить испробованными им способами задачу, но еще не потерял веры в возможность успеха).

Проявите свою сообразительность и осведомлённость при выполнении задания Метаграммы в текстовом процессоре Word. (см. Приложение 5)

В метаграмме зашифровано определённое слово, его нужно отгадать. Для этого в данном слове следует одну из букв заменить другой буквой или добавить одну букву и значение слова изменится. (Слова, связанные с информатикой, текстовым процессором).

14 слайд. Методы исследования, которые мы использовали сегодня:

  • наблюдение;
  • изучение первоисточников;
  • изучение ученического творчества;
  • беседы;
  • педагогический эксперимент;
  • метод тестирования;

Задание Метаграммы – заключительная часть нашего эксперимента по изучению креативности учащихся. Результаты этого задания можно сравнить с констатирующей частью эксперимента (см. Приложение 6).

Для тех, кто закончил раньше, я приготовила карточки на столах (см. Приложение 7).

Древние философы верили в магию чисел и предсказывали судьбу человека по дате рождения. Я приготовила для вас подарок:

Заглянем в ваше будущее, посмотрим на уровень интеллекта и сравним его с результатами исследования.

(Ребята с помощью карточек на столах проводят подсчёты и сообщают результаты, На экране в это время высвечивается таблица с результатами)

15 слайд. Основные выводы:

Нельзя делать креативность самоцелью. Креативность, – всего лишь подручное средство, инструмент для скорейшего и более эффективного решения жизненных задач.

  1. Надо понимать само определение креативности. На текущий момент существует несколько сотен определений креативности. Как признают сами авторы, «процесс понимания, что же такое креативность, сам по себе требует креативного действия». Все определения можно разделить на несколько групп:
    • инновационные (креативность – свойство, позволяющее создать новый продукт);
    • эксперссивные (с упором на самовыражение творца);
    • проблемные (описывают креативность как инструмент решения задач);
    • психоаналитические и др.
  2. Нельзя регулярно проводить тесты на креативность. Такой шкалы, как «креативность», в природе не существует. Тесты креативности замеряют совокупность показателей, которые, очень вероятно, могут свидетельствовать о степени развития ваших творческих способностей (например, о гибкости мышления, оригинальности суждений, открытости новому опыту и т.д).
  3. Нельзя считать, что если творческие способности не проявились в детстве, то уже не проявятся никогда. Высокие креативные способности у детей не являются гарантией творческих достижений в будущем. Любая способность – это не только задатки в чистом виде, но и усилия по их развитию, которые могут быть предприняты в любом возрасте.
  4. Нельзя много и долго фантазировать. Что бы мы ни подразумевали под креативностью, она, тем не менее, направлена на решение задач. Пустое фантазирование, зависание на сладких грезах только уводит в сторону от решения. К тому же чтобы применять собственную креативность, нужно суметь увидеть проблему – а пребывание в фантазиях этому никак не способствует.
  5. Креативность не закалится в авральных условиях. Многие сознательно загоняют себя в рамки ограничений по времени, считая, что авральный режим должен взывать к развитию творческих способностей. Такой подход можно сравнить с регулярным использованием стимуляторов.
  6. Неправильно считать, что креативность – удел слишком умных. Первоначально считалось, что креативность – одно из проявлений высокого интеллекта. Но впоследствии выяснилось совершенно другое. Во-первых, проявления креативности возможны и у людей с очень низким интеллектом, особенно если они не ограничены во времени и не участвуют в соревновании. Во-вторых, если у человека слишком высокий интеллект, то часто он может оказаться лишен всякой креативности. С чем это связано – неизвестно.

16 слайд. Как говорил Декарт:

О человеке надо судить не по его дарованиям, а по тому применению, которое он ему даёт.
Декарт

Список литературы:

  1. Азимов Г., Щукин А.И. «Словарь методических терминов», 2002.
  2. Ильясов Ф.Н. Разум искусственный и естественный//Известия АН Туркменской ССР, серия общественных наук, 1986, №6.
  3. Теория и практика продуктивного обучения (под ред. М.И. Башмакова), М.: Народное образование, 2000.
  4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление, М.: Прогресс, 1987.
  5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости, М., 1981.

Презентация.