Интегрированный урок "Демократия и ее исторические формы". 10–11-й классы

Разделы: История и обществознание

Классы: 10, 11


Что было, то и будет, и что творилось,
То и будет твориться,
И нет ничего нового под солнцем.
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
А оно уже было в веках, что прошли до нас.
Экклесиаст.

Вопросы становления демократии волновали человечество с древних времен. Слово «демократия» произносится достаточно часто и кажется, нам очень знакомым и, по сути, приобрело статус символа. Можно ли дать единое, универсальное определение понятию «демократия»? Известно, что слово «демократия» пришло из греческого языка (demos – народ, kratos – власть, kratein – властвовать) и в буквальном переводе означает «власть народа», «народовластие». Понятие - демократия как форма правления сохранялось вплоть до конца XVII в., до времен Великой французской революции, в дальнейшем понятие демократия было перенесено с форм политического устройства на его принципы (свобода и равенство). Истории известны различные типы организованных и управляемых демократически социальных общностей: ранние христианские общины времен Римской империи, средневековые городские коммуны, сельская дореволюционная «община» и многие другие. Предложенный материал, возможно использовать как на уроках, так на элективных и факультативных курсах (обществоведческих или исторических), в зависимости от курса можно изменить, добавить или заменить исторические или обществоведческие документы. Занятие проводится в форме активного или интерактивного метода. Учащиеся самостоятельно изучают документы, заполняют свою часть работы, учатся вести дискуссию в малых группах, критически мыслить, делать определенные выводы.

Цели и задачи:

В ходе рассмотрения темы учащиеся смогут:

  • Осмыслить термин «демократия»
  • Выделять основные принципы и формы демократии в разные периоды истории
  • Называть демократические принципы и ценности
  • Проводить анализ исторической информации
  • В ходе работы в малой группе смогут назвать три преимущества и три недостатка демократии .
  • Получить опыт работы в группе, участия в дискуссии и отстаивания свой точки зрения.

Основные понятия и термины:

  • демократия;
  • прямая демократия;
  • непосредственная демократия;
  • свобода;
  • равенство;
  • выборы.

Мотивационная часть занятия. (от 5-7 мин).

Предложить учащимся обсудить текст и ответить на вопросы. В этом случае рекомендуется раздать текст учащимся.

А. «Плутарх об установлении демократии в Афинах».

«После смерти Эгея Тесею запала в душу великая и замечательная мысль – он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещевания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, а в основном же принесет равенство. И одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. Итак, распустив местные власти, он воздвиг единый общий для всех общин дом совета, в нынешней старой части города, город назвал Афинами. Затем сложив с себя как и обещал, царскую власть, Тесей приступил к устроению государственных дел…»

Вопросы:

  • Какое устройство хотел создать Тесей?
  • Что мешало правителю ранее собрать всех людей?
  • Почему народ приходилось уговаривать для создания в стране нового устройства?
  • Какие принципы демократии вам известны?

Другой вариант мотивационной части.

Б. «Представьте себе, что вы противники широкого участия граждан в различных сферах общественной жизни, что корабль управляют все находящиеся в нем. Один крутит штурвал в одну сторону, другой нажимает на педаль, третий тормозит». Что получится в этом случае?

После небольшого обсуждения учитель делит класс на 4 группы, объявляет о начале работы, говорит, что вместе с классом мы совершим небольшой экскурс в историю и попробуем представить себе, как возникла, какие были представления о демократии, и в каких видах существовала демократия в разные периоды истории.

Вариант 2.

Предложить учащимся высказывание о демократии Л.Сухорукова.

«В демократии главная свобода - это право открыто ее требовать».

Обсуждение может быть проведено по следующим вопросам: Согласны ли вы с этим утверждением? Какой теме посвящено высказывание? Какую свободу можно потребовать в демократии? Что такое демократия?

2. Информационный блок.

Каждая группа получает задание, в ходе которой они должны будут заполнить свою часть таблицы, а стальную часть таблицы учащиеся групп смогут заполнить при ответе представителей других групп. От каждой группы приглашается по одному ученику для формирования группы экспертной оценки. Общее для всех групп будет заполнение таблицы, а единое задание для всех групп – выделить и назвать сильные и слабые стороны демократии. (см таблицу 1-2 ). Исторические источники, в данном случае предлагаются разные, но для каждой группы – один исторический период. По желанию, можно подобрать материл по одному изучаемому периоду. Каждый учащийся получает «свое» название группы, садится в свою группу, и получает задание. После ознакомления с документами своей эпохи, в ходе общего обсуждения учащиеся высказывают свое мнение и заполняют таблицу. (Приложение 2-4). Время работы с документами - 10 минут, время на обсуждения - 4 минуты и заполнения свой части таблицы.

3. Аналитический блок. (12 мин)

Группы по очереди в течение 3-4 минут выступают друг перед другом, защищая свои задания, в ходе работы учащиеся групп заполняют таблицы, называют три своих преимуществ «демократии» и ее трех «недостатков», аналитическая группа в это время по шкале ответов оценивают каждую группу и делают выводы.

4. Рефлексивный блок. (от 5-7 мин).

Учитель подводит учащихся к значимости изучаемой темы, ее актуальности в современное время для всех стран мира, говорит о том, что идеи демократии развились и утвердились благодаря борьбе народов в своих государствах, что право человека «быть господином самому себе» ограничено только таким же правом другого человека. Признаки демократического режима теперь законодательно закреплены в России, хотя правовое государство еще следует создать. Добавляет эпиграф урока, который может быть написан или показан на экране.

Вернуться к ожидаемым результатам, обсудить с учащимися, смогут ли они объяснить, что такое демократия, выделять ее основные принципы и формы, обсудить ус учащимися, что было выполнено, а что не удалось, почему? Можно остановиться на том, что было интересным, сложным, каких знаний не хватало? Учитель задает домашнее задание , если это необходимо.

Домашнее задание: написать эссе по афоризму У. Черчилля. «Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных», либо их предложенных нескольких вариантов афоризмов, из которых также следует выбрать один.

Варианты:

  • «Демократия – это немногие дни и часы, когда все без исключения члены общества становятся равны друг другу (в качестве избирателя), с тем чтобы путем своего свободного выбора тут же воссоздать, но, возможно, уже в измененной форме, постоянно существующее между ними неравенство». Ивин.
  • « В условиях демократии неосведомленность одного избирателя может повредить всем остальным». Д.Кеннеди.
  • «Демократия – нахождение приближенных решений неразрешимых задач». Р. Нибур.
  • «Все тираны, когда-либо жившие на свете, тоже верили в свободу – в свободу для самих себя» Э. Хаббард.

Использованная литература:

  1. Энциклопедия для детей Общество (Экономии и политика». Москва «Аванта» - 2005.
  2. Демократия: государство и общество. Учебное пособие для средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий . Изд-во.: Москва 1995г. Н.В. Давлетшина,; Б.Б. Кимлик; Р.Дж. Кларк, Д.У. Рэй.
  3. Учебник обществознание для 7 класса Е.С. Королькова – М.: Просвещение .2007 г.
  4. Конституция Российской Федерации 1993г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Таблица 1

Таблица 2