Интегрированный урок (биология + физкультура) "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (499 кБ)


Тема: Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы.

Эпиграф: Человек, двигаясь и при этом, развиваясь, сам, заводит часы своей жизни. И. Аршавский.

Задачи урока.

Образовательная: Отработать навыки самоконтроля состояния организма при выполнении физической нагрузки.

Развивающая: Развивать умение применять теоретические знания на практике, оценивать результаты выполненных действий.

Воспитательная: Продолжить формирование интереса к собственному здоровью.

Тип урока: Интегрированный урок физкультура и биология.

Вид урока: Практическая работа.

Оборудование и условия урока:

Работа в группах: Секундомеры, лист самоконтроля, музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, презентация (ИКТ), Таблица гигиена ССС.

План урока.

  1. Организация начало урока. Сообщение темы урока и его задач.
  2. Мотивация и актуализация. Презентация 1.
  3. Инструктаж по выполнению практической работы.
  4. Выполнение работы.
  5. Итоги работы и выводы.
  6. Рефлексия.
  7. Подведение итогов.

План-конспект урока.

Эпиграф на доске читать и комментировать.

“Человек, двигаясь и при
этом, развиваясь, сам заводит
часы своей жизни”.
И. Арташевский – великий физиолог

(Презентация. Слайд 1)

С часами жизни, мотором жизни ассоциируют здоровое сердце. Мы говорим: сердце работает как часы!

1. Масса сердца колеблется в пределах 200-400 граммов, по объему составляет около 750 см3 . (Презентация. Слайд 2)

2. Сердце сокращается ритмично в течение жизни 60-70 раз в минуту 4 тыс. 200 раз в час. (Презентация. Слайд 3)

3. 108 тысяч раз сокращается за сутки и около 3 миллиардов за жизнь. (Презентация. Слайд 3)

4. Объем крови перекачиваемый сердцем за 1 минуту – 6 литров, в час 360 литров. (Презентация. Слайд 4)

5. За сутки 8 тыс. 640 литров перекачивает крови сердце, а за жизнь 250 миллионов литров! (Презентация. Слайд 5)

Учитель физкультуры (Во время слов учителя презентация слайдов 6-23): Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км. за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: “Мы победили!” - и упал замертво.

От чрезмерного напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям пенсионного возраста. Спортсмены достигают небывалых результатов во всех видах спорта. В челе причина этого явления? Попробуем разобраться.

Тема урока: значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы. (Презентация. Слайд 24)

Задачи урока. (Презентация. Слайд 25)

  1. Определить зависимость сердца от физической нагрузки.
  2. Определить по пульсу степень тренированности своего организма.
  3. Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физкультурой, зарядкой, закаливанием для сохранения и укрепления здоровья с этой целью выполним практическую работу.

Ход работы записан в ваших индивидуальных листах. Подпишите фамилии. Ознакомьтесь с последовательностью выполнения заданий.

Измерение пульса в норме, после нагрузки и после валеологических упражнений.

Вспомним, как выполняется прыжок с разбега. (Презентация. Слайд 26, 27, 28, 29)

(Комментарии)!

Передача эстафетной палочки (Презентация. Слайд 30, 31)

(Комментарии)!

После просмотра техники прыжка и передачи эстафетной палочки смерить пульс в покое и отметить на листе.

Динамика сердечных сокращений и время восстановления

Пульс в покое Н

Нагрузка Н1

Восста-
новление В1

Нагрузка Н2

Восста-
новление В2

Нагрузка Н3

Восста-
новление В3

             

Вывод: чем больше нагрузка на сердце...

Произведи расчет тренированности своего организма

Н1 – В1 =

Н2 – В2 =

Н3 – В3 =

Вывод:

Выходим на улицу, построение.

Разминка: (играет музыка) бег, бег приставными шагами правым и левым боком.

ОРУ в движении:

1. Правая рука вверху

1-2 – рывки руками

3-4 – то же, со сменой рук.

2. Руки согнуты в локтях

1-4 – упражнение “бокс”.

3. Руки на поясе

1 - поднять правую ногу, хлопок под ней

2 – и.п.

3-4 – то же другой ногой.

4. На каждый шаг наклон к ноге

Перестроение по 2:

“чехарда” - перепрыгивать друг через друга;

“тоннель” - пролезть под ногами друг у друга.

Спецупражнения:

  • бег с высоким подниманием бедра;
  • с захлестыванием голени;
  • прыжки в “шаге”;
  • выпрыгивание вверх;
  • 3 ускорения по 30 м.

Измерить пульс и отметить. Сделать глубокий вдох и выдох – 5 раз. Измерить пульс и отметить.

Подводящие упражнения для прыжка в длину.

На половине футбольного поля натянуты 2 веревки на высоте одна 40 см, другая 60 см на воротах подвешены два мяча один на высоте 1 см, другой 1 м 20 см.

Нужно перепрыгнуть через веревки (отталкивание одной ногой, приземление на две).

Добежать до ворот и выпрыгнуть вверх достать коленом до мяча.

Спортивная скамейка на ней мяч, добежать до скамейки и перепрыгнуть через скамейку с мячом.

Сделать 3 раза.

После этого идем в прыжковую яму, для прыжков в длину с разбега (5 раз каждому). Следить за правильным разбегом, отталкиванием и приземлением.

Возвращаемся к столу с карточками замеряем пульс и отмечаем упражнения на расслабление и снова замеряем пульс и отмечаем.

Построение, расчет на “1–2”.

Две команды, эстафета с палочкой по 100 м, каждому участнику. Обратить внимание на правильную передачу палочки.

Измерить пульс и после этого возвращаемся в класс и продолжаем урок. И снова замеряем пульс.

В классе.

Произведите определенные расчеты, составьте график по своим данным, сделайте вывод о тренированности своего сердца.

Рефлексия.

1. Какой вывод сделаете по графику?

2. По расчетам? Если разница между пульсом нагрузки и восстановлением. Близка и “О” - ваше сердце сильное, здоровое, тренированное. Если разница больше “5” стоит задуматься о своем образе жизни. (Поднимите руку у кого “0”?, › “5”)

Учитель биологии: Но! На работу сердца влияет не только физическая нагрузка. Разберем некоторые проблемы.

Влияние питания на сердце. (Презентация. Слайд 32)

При правильном питании.

Мышцы сердца получают необходимые вещества, витамины, микроэлементы. Что делает работу сердца ритмичной, сильной. Чем сильнее сердечная мышца, тем больше крови она может выбрасывать в сосудистую систему за единицу времени. А значит, организм будет выносливым способным к разнообразным видам труда и физическим нагрузкам.

При переедании (Презентация. Слайд 33)

на стенках коронарных сосудов (сосудов сердца) отлагаются вредные вещества (холестерин), сужается просвет сосудов, уменьшается снабжение сердечной мышцы кислородом и питательными веществами. Гурманы страдают ожирением сердца и истощением сердечной мышцы. Усталость и немощь не покидает организм.

Атеросклероз (Презентация. Слайд 34)

болезнь сердца, связанная с изменением просвета кровеносных сосудов сердца. Причина не только переедание, но и употребление алкогольных напитков. Кроме того, сердечная мышца начинает перерождаться и заменяться на соединительную ткань вместо мышечной. Такое сердце не выдерживает физической нагрузки и может привести к внезапной остановке – смерти!

Стоит задуматься, что дороже: алкоголь или жизнь?!

Никотин (Презентация. Слайд 35)

который содержится в табачном дыме, чрезвычайно ядовит не только для дыхательных путей, но и для сердечной мышцы. Вместо кислорода сердце получает ядовитые газы, которые учащают сердцебиение, вызывают аритмию, тахикардию – что, в конечном итоге заканчивается инфарктом (омертвлению мышц и сердца) стоит задуматься: что дороже сигарета или здоровье???

Предлагаю творчески поработать.

Мой план оздоровления

Цель: определить для себя правила здорового образа жизни.

- Что нужно делать, чтобы укрепить сердце? (Дается время для записи своих мыслей в тетрадь, рефлексия).

А вот мои предложения. (Презентация. Слайд 36, 37)

1. Не переедать.

2. Здоровый отдых.

3. Двигательная активность.

4. Закаляться.

5. Отказаться от вредных привычек.

6. Остерегаться болезней особенно вирусных.

А девизом вашей жизни пусть станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил людей – на обратной стороне листа расшифруйте эти слова. (Презентация. Слайд 38)

“Добыть здоровье сможет только сам человек!”.
Амосов

Итог: Сегодня каждый поставил себе оценки – оценки своему здоровью. Урок окончен. Будьте здоровы!