Цели:
учить составлять простые задачи и выражения
по рисункам; закреплять навыки счета в пределах
семи, сложение и вычитания чисел на числовом
отрезке, закрепить сравнение чисел с помощью
составления пар, умения находить взаимосвязь
между частью и целым, суммой и разностью.
Оборудование: карточки с цифрами, материал для счета.
Ход урока
I. Организационное начало.
Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Спасибо. Садитесь. Давайте настроимся на работу. Облокотитесь на спинку стула. Закрыли глазки и повторяйте за мной про себя слова.
Я все умею.
Я все могу.
Я спокоен.
Я уверен в себе.
Я сосредоточен.
Открываем глазки. Что ж я вам желаю хорошо поработать, а вы мне пожелайте удачи.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа со смарт доской.
Ребята, посмотрите на доску.
Белочки грибы сушили,
Ну а посчитать забыли
Кто ответит быстро, детки,
Хватит ли грибов всем белкам? (Хватит)
Cлайд 1
Как вы узнали? (Грибов 7, а белок 6)
Докажите? Как вы будете доказывать? (Составим пары. Знаки соответствия)
Сколько белок? (6)
Каким числом обозначим?(6)
Сколько грибов? (7)
Каким числом обозначим? (7)
Какой вывод можно сделать? 7>6
Прочитайте, что нам говорят белки.
Cлайд 2
А скажите мне, как же образовалось число семь в числовом ряду? (К 6 +1)
Молодцы!
Cлайд 3
Кто догадался, что нужно выполнить? (Поставить все числа по порядку)
Давайте попробуем!
Что интересного заметили? (Образовался натуральный ряд)
Какую закономерность вы видите? (Каждое число увеличится на 1)
2. Работа в тетрадях.
Математический диктант.
Открыли свои тетради. Нашли точку. В этой клеточки начинам работу. Внимание.
- Чему равна сумма чисел 6 и 1? (6+1=7)
- Уменьшаемое 7, вычитаемое 2. Чему равна разность? (7-2=5)
- Первое слагаемое 2, второе 5. Найдите сумму? (2+5=7)
- Чему равна разность чисел 7 и 3? (7-3=4)
Хорошо, давайте проверим.
6+1=7
7-2=5
2+5=7
7-3=4
Посмотрите на следующее задание. Что нужно сделать?
Cлайд 4
Молодцы!
Физминутка
А теперь все дружно встали
Ножками потопали
Ручками похлопали
Покружились, повертелись
И за парты все уселись
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем. Поморгали.
Продолжаем работу.
III. Открытие нового.
Ребят, а может кто-нибудь знает как называется эти записи? (Выражение) если дети не отвечают, я сама говорю, что такая запись в математике называется “выражение” и тема нашего урока “Выражения”.
А вот что такое выражения мы сейчас узнаем.
При помощи веера ответьте мне на мой вопрос.
На полянке у дубка
Еж увидел два грибка
Походил вокруг осин
И нашел еще один
Ну-ка кто считать готов
Сколько еж нашел грибов?
Сколько всего грибов стало? (3)
Каким действием узнали? (Сложением)
Почему вы использовали это действие?
Этот математический рассказ можно проиллюстрировать.
Cлайд 5
Сколько еж встретил сначало грибов? (2)
Каким числом обозначим? (2)
Покажите карточку с соответствующим числом.
Что произошло дальше? (Он увидел еще один)
Каким числом обозначим? (1)
Покажите карточку с соответствующим числом
Какой знак нужно поставить между числами? (+)
Почему? (Грибы объединились, их стало больше)
2+1 – вот такая запись называется выражением.
"Выражение" показывает, какое действие выполнили.
IV. Закрепление первичных знаний.
Cлайд 6
Найдите здесь выражения.
Что такое выражение? (Запись действия, которое произошло)
1. Работа по учебнику.
Открываем учебники на с.6. №1
Дети в учебники и одновременно на доске.
Рассмотрите, что изменилось? Запишите недостающие числа и выражения.
Cлайд 7
Почему на картинке записано число 2? (Было 2 котенка)
Почему над стрелочкой отмечено +3? (Прибежало еще 3)
Что обозначает выражение? (Было 2 котенка, к ним прибежало еще 3)
Сколько яблок на картинке? (7)
Каким числом обозначим? (7)
Что обозначает -1? (одно съели)
Какое выражение надо записать? (7-1)
И т.д.
№ 2. Кто догадался что нужно сделать?
Cлайд 8
Посмотрите на выражение
Прочитайте его. 1+6
Что заметили? (Сливы разбили на группы. В одну группу 1 сливу в другую группу 5 слив)
Б) Прочитайте выражение 2+5
Как нужно разбить данную совокупность?
В) самостоятельно запишите выражение.
Физминутка для глаз
Cлайд 9
V. Закрепление нового материала.
2. Работа со смарт доской.
Рассмотрите рисунок.
Как называется это дерево?
Почему вы так решили?
Как называются данные записи?
Прочитайте первое выражение.
Cлайд 10
Что обозначает число 3? (Яблоки на земле)
- Что обозначает число 4? (Яблоки на дереве)
Что можем узнать?
Каким действием?
Так что же обозначает все выражение?
Кто прокомментирует третье выражение?
Что мы найдем в четвертом выражении?
Составьте с помощью выражения математические рассказы по рисунку.
I вариант по первому выражению.
II вариант по третьему выражению.
VI. Самостоятельная работа.
Cлайд 11
А теперь составьте выражения и запишите их в тетрадь. Вы должны составить еще один столбик. Внимание на доску. Отступаем от записи в сторону три клеточки ставим точку и начинаем записывать.
Проверяем
Cлайд 12
VII. Итог урока.
Cлайд 13
Посмотрите на ваши столбики. В каком столбике записаны выражения? (Во втором)
А что такое выражение? (Математическая запись, которая показывает действие)
Молодцы всем спасибо!
Cлайд 14
Примечание.
Слайды 1-4, 10-14 выполнены в программе SmartBoard, но для наглядности они же переконвертированы в PowerPoint.