Буквы Е, Ё, их работа. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: закрепить изучение знания о звуке [й] и способах его обозначения буквами Е, Ё; учить различать на слух сочетания [йэ], [йо] и обозначать их буквами Е, Ё; закрепить знания о роли этих букв в обозначении мягкости согласных; учить находить “опасные места” в словах; совершенствовать чтение слов, предложений, текстов на всем диапазоне букв алфавита.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приложение 1)

Учитель:

Чтобы время не терять
Я хочу у вас узнать,
Всё ль у нас в порядке:
Книжки и тетрадки?

Все ли постарались сочинить загадки?

На доске открываются творческие работы детей с изображением предметов, в которых присутствует буква Я.

– Какую роль играет буква Я в ваших словах – загадках?

Дети. Показатель мягкости согласного.

– Обозначает два звука, где [й] находится в сильной позиции

Подведение итогов

Яхта, ель, юла и ёжик
Чем слова эти похожи?
Есть в них хитрые друзья
Буквы Е, Ё, Ю и Я!
Хоровое чтение детьми.

Чтение слоговой таблицы (Приложение 2)

– Чтоб загадку прочитать – нужно слоги повторять!

На доске:

ян
яв
яр
ял
яс
ям
ят

Дети читают.

У. Какова работа гласной Я?

Д. Обозначение двух звуков [йа].

На доске:

ня
вя
ря
ля
ся
мя
тя

У. А теперь какую работу выполняет буква Я?

Д. Обозначает мягкость предшествующего согласного и произносится при помощи одного звука [а].

Проверка домашнего чтения: С.106 – слабочитающие дети читают по строчке.

Работа над прочитанным

У. Какова отгадка?

Д. Яблоня.

У. У вас есть даже схема, которая помогает увидеть две работы букв Я. Расскажите о ней.

Орфографическая работа

У. Какую семейку слов мы собрали из этой загадки? Прочитайте.

Учитель на доске открывает слова (Приложение 3)

Яблоко
Яблочко
Яблоня
Яблоневый

– Почему эти слова мы назвали “семейкой”?

К доске выходит ученик и выделяет одинаковую часть в словах.

– В какой позиции, сильной или слабой находится буква Я?

Д. Для этого нужно: разделить слова на слоги, поставить ударение и выделить “опасные места.

У. Покажите работу у доски.

Ученики по очереди выходят и выполняют орфографическую работу с данными словами.

– Для чего нам необходимы знания “опасных мест”?

Д. Для правильного и безошибочного письма.

Подведение итогов выполнения домашнего задания.

У. Спасибо, всем ребятам! Хорошо подготовили домашнее задание. Рассказали мне о новой работе “хитрой” гласной Я. Скажите, как вы думаете, в русском алфавите одна такая хитрая гласная?

Д. Нет.

2. Знакомство с новым материалом

Творческая работа: отгадывание темы урока

У. Послушайте загадку и нарисуйте мне отгадку.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
            (А. Рождественская)

Дети, на заранее приготовленных листочках, рисуют отгадку – ель.
Учитель проходит по классу, рассматривает работы и просит:

– Покажите свою отгадку!

На доске учитель вешает большую картинку – ель. (Приложение 4)

– Правильно угадали – это ель. А какие звуки мы слышим в начале этого слова, говорим медленно и слушаем [й-эл’]. Слышим [йэ]. Какой буквой они обозначаются?

Д. Буквой Е.

Сообщение темы урока

У. Действительно, сегодня на уроке “именинницей будет “хитрая” гласная Е.

Учитель открывает табличку на доске с буквой Е.

– А почему она “хитрая”?

Д. Потому, что в ней два звука [йэ].

Составление схемы слова ель

У. Составьте схему слова ель.

К доске выходит ученик.

– Обозначьте под схемой звуки буквами: Е Л Ь. Какую работу выполняет буква Е в слове ель?

Д. Обозначает два звука.

Игра “Наряди ёлку”

(Приложение 5)

У. А теперь я поиграю, подарю я ели шар М ... Что случилось?

Д. Была ель, а стала мель.

У. Какую работу теперь выполняет буква Е?

Д. Показатель мягкости предшествующего согласного.

У. А какой звук мы слышим на месте буквы Е.

Д. Звук [э].

У. Почему так получилось?

Д. Потому, что буква встала за согласным.

У. А кто из вас знает, что такое мель?

Д. Мелкое место на реке.

У. Подарю я шарик с Ц, получу я слово ... (Приложение 6)

Д. Цель.

У. А что такое цель?

Д. Это то, к чему мы стремимся, идём

У. Сегодня цель нашего урока, показать новую работу “хитрой” гласной буквы Е

Физкультминутка

Вы наверное устали?
Ну-ка, дружненько все встали:
В алфавите, в букваре,
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала.
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад:
Вот так буква – акробат!

Работа с буквой Ё

У. А что это, ребята, всё про Е, да про Е ведем мы речь? Ведь у буквы Е, есть сестрица-озорница, не назвать ли нам её? Вы узнали – это ...

Д. Буква Ё!

Учитель открывает на доске букву Ё.

У. Поглядите-ка, на доску. Была у нас с вами зеленая ель, а стала нарядная ёлка! Составьте-ка схему слова ёлка.

Дети составляют на рабочих местах, а один ученик у доски.

– Обозначьте внизу звуки буквами. Какую работу выполняют в этом слове буква Ё?

Д. Обозначает два звука [йо].

У. А если я ёлке подарю шар со слогом МЕТ, что получится? (Приложение 7)

Д. Метёлка.

У. Куда подевалась гласная Ё?

Д. Встала в середину слова за согласный.

У. Какую работу теперь выполняет “хитрая” Ё?

Д. Показывает мягкость предшествующего согласного.

У. Кто из вас знает, что такое метёлка?

Д. Предмет, которым подметают мусор.

3. Закрепление изученного

Работа со слоговой таблицей (Приложение 8)

У. Чтобы нам начать читать, нужно слоги повторять

Чтение слогов:

BE КЕ ЛЕ ME НЕ РЕ СЕ ТЕ
ВЁ КЁ ЛЁ MЁ НЁ РЁ СЁ ТЁ
ЕВ ЕК ЕЛ ЕМ ЕН ЕР ЕС ЕТ
ЁВ ЁК ЁЛ ЁМ ЁН ЁР ЁС ЁТ

Чтение стихотворения со с. 108

– А, хотите, что-то еще интересного о узнать про буквы-именинницы?

Д. Да!

У. Тогда откроем учебники и прочитаем стихотворение про букву Е и Ё.

Чтение “цепочкой” по строчке (хорошо читающими детьми)

Работа над стихотворением

У. Что узнали из стихотворения интересного?

Д. У буквы Ё есть подсказка – две точки.

Сообщение новой информации о Ё

У. У буквы Ё действительно вверху две точки, но только люди при письме забывают их дописывать и за это буква Ё на них обижается. Но я хочу вас порадовать и порадовать букву Ё, так, как в этом году в России поставлен памятник букве Ё, чтобы люди помнили, как она пишется, и не забывали. А кто из вас знает, чем знаменателен этот год в России? (Ответы учеников.)

– Тем, что он отмечается как год Русского языка. А на кого еще похожа буква Ё?

Д. На ежа.

У. Прочитайте самостоятельно стихотворение “Енот и Ёж”.

Работа над стихотворением. Выборочное чтение

У. Прочитайте, о чём говорится в стихотворении?

Дети читают выборочно из текста.

– А кто такой ёж?

Д. Лесной зверь. Зверь с колючками.

У. А кто такой енот?

Д. Вы затрудняетесь ответить? Тогда вам задание: узнайте кто такой енот, где он живет и что жует.

На доске:

енот
живет
жует

У. Прочитайте слова. Что заметили в словах?

Д. Буквы именинницы.

У. Кто сделает им подарок – расскажет, какую работу они могут выполнять?

Д. Обозначают два звука, если стоят в начале слова, или в середине и на конце после гласной.

– Показатель мягкости согласных.

У. Покажите сильную и слабую позицию Е и Ё в словах.

Дети делят слова на слоги, ударение, выделяют “опасные” места.

Работа со стихотворением “Буква-колючка”

У. Скажите, ребята, хорошее стихотворение написал Григорий Виеру про ёжика и про енота?

Д. Да!

У. А как вы думаете, потрет ли енот спинку ежу?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Ведь еж колючий.

У. Скажите, а кого мы можем назвать на нашем уроке “колючим”?

Д. Буква Е.

У. Давайте вместе прочитаем стихотворение “Буква-колючка”.

Дети читают по строчке “цепочкой”.

– В каких словах вам встретилась буква – “колючка”?

Д. Ёж, ёрш, ёлка.

У. Где она находится в слове и какую работу выполняет?

4. Итог урока

Завершение урока

У. Наш урок подходит к концу. Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали?

Д. Дружно!

У. Кто был “именинником” на нашем уроке?

Д. Буквы Е и Ё.

У. Что нового вы узнали об их работе?

Д. Буквы Е и Ё могут обозначать два звука [йэ] и [йо], если они стоят в начале слова, в середине и на конце слова после гласных.

– Буквы Е и Ё показатели мягкости предшествующего согласного.

У. А если вы сегодня поделитесь своими знаниями с родителями, то что бы интересного вы им рассказали и букве Ё?

Д. Букве Ё поставлен памятник в этом году.

У. Чем знаменателен этот год для России?

Д. Тем, что этот год в России отмечают как год Русского языка.

5. Домашнее задание

У. Мы прочитали много стихотворений, выберите для выразительного чтения то, которое понравилось вам больше всего. Для хорошо читающих ребят у меня просьба – помочь мне на следующем уроке: подготовьте чтение рассказа “Ёж и змея” на с. 109.
И задание дополнительное: найти информацию о еноте, по желанию.

6. Оценивание

У. Вы молодцы! За работу на уроке я вам ставлю оценку “5”. На переменке прошу ее забрать!