Комплексное занятие и его значение в педагогической работе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Экология: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду, учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Развивать осознанное отношение к деятельности. Воспитывать познавательный интерес к природе родного края.
  2. Физическое развитие: упражнять детей в ползании по скамейке на животе, подтягиваясь руками; закрепить метание предмета в цель; повторить прыжок на двух ногах с продвижением вперед. Развивать ловкость, глазомер, силовые качества. Воспитывать чувство ответственности к сохранению природного богатства.
  3. Развитие речи: продолжить работу по формированию грамматических навыков (умение правильно строить предложение, четко и последовательно излагать свои мысли), развивать слуховое восприятие, внимание. Воспитывать любовь к родному языку.

Материал: декорации осеннего леса - деревья, кустарники, норы зверей, макеты лесных обитателей; узкая дощечка (длина 3 м., шир. - 10 см.), камешки (пеньки, диаметр 12-15 см.), веревка, дуги 3 шт., набивные мячи 5-6 шт., шишки (по 4-5 шт. на половину группы детей, крупные), хворост (по 3-4 шт. на всех присутствующих детей), обручи 6-8 шт., игрушка зайца, скамейка гимнастическая, дорожки-раздражители, запись музыки "Звуки леса", песня про друзей, детские песенки.

Участники: инструктор по физической культуре, воспитатель, дети, игровой персонаж медведь (специально подготовленный ребенок или взрослый).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга - взять товарища за руку, сказать ласково "Доброе утро, Настенька!", улыбнуться.

Воспитатель: Отгадайте мою загадку:

Голы поля,
Мокнет земля
День убывает
Когда это бывает?

Правильно, конечно, же осенью. А почему я загадала загадку про осень? (потому что наступила осень - поздняя осень) Почему вы так решили? (идет дождь, листья пожелтели, стало холодно) Что бывает только осенью? (птицы улетают, листья опадают и тд.).

Воспитатель: Сегодня я шла в детский сад, и синичка принесла мне в клюве письмо, очень громко щебетала, как будто о чем-то просила.

Открывают, читают: "Ребята, помогите нам, пожалуйста! Лесные звери".

Воспитатели: Как вы думаете, ребята, что за помощь нужна обитателям леса? (помощь в подготовке к зиме) Вы готовы отправиться в путь и помочь лесным жителям? Дорога предстоит опасная, сложная. От вас потребуется сноровка, сила и терпенье, а также спортивные умения.

Дети под музыкальное сопровождение идут по различным дорожкам-раздражителям и преодолевают следующие препятствия (2-3 раза), по принципу круговой тренировки:

Ходьба по узкой дощечке

С камешка на камешек

Перепрыгивание через ручеек

Подлезание под дугой

Прыжок в высоту через препятствие (набивной мяч)

Бег змейкой между кустами

Бег в ускоренном темпе от дерева к дереву.

Воспитатель: вот мы и оказались : где? (в лесу) А как вы догадались, что это лес? Да это лес, здесь полным полно чудес. Здесь растет много деревьев различных пород, под ними грибы, птицы распевают и лесные обитатели живут. А какие мы сейчас узнаем и с ними немного поиграем.

Общеразвивающие упражнения:

"Рыжая сестрица, в лесу она хищница"

И.П. - основная стойка. 1- руки вперед, вверх, подняться на носки; 2 - вернуться в И.П. Повторить 5-6 раз.

2. "Хоть рыжая она, но не хитрая краса, скачет она метко с ветки и на ветку"

И.П. - ноги вместе, руки на поясе. 1- наклон головы в правую сторону; 2- вернуться в И.П. Тоже в другую сторону. Повторить 5-6 раз.

3. "Зимой спит, летом ульи ворошит".

И.П. - основная стойка. 1 - наклон туловища в правую сторону, руки скользят по бедрам; 2 - вернуться в И.П. Тоже в другую сторону. Повторить 5-6 раз.

4. "Серый, зубастый. Зубами щелк, щелк. Кто же это?"

И.П. - сед с прямыми ногами, руки вперед, ладони вместе. 1 - правая рука вверх, левая вниз; 2 - вернуться в И.П. повторить 6-8 раз.

5. "Лесом катиться клубок, у него колючий бок"

И.П. - лежа на спине, колени прижаты к подбородку, руки в обхват. 1-4 - качаться на спине вперед-назад. Повторить 3-4 раза.

6. "Через поле напрямик, скачет белый воротник"

И.П. - ноги вместе руки к плечам. 1 - прыжок вверх, руки вверх; 2 - принять И.П. Повторить 15-20 раз.

7. "маленькая, серенькая по лесу шныряет, от лисы убегает"

Ходьба на месте на носках, восстанавливая дыхание.

Воспитатель: Вот и познакомились мы с жителями лесными, а как мы можем помочь им к зиме приготовиться? (мнения детей) предлагаю пополнить зимние запасы зверей.

Упражнения выполняются по подгруппам (показ упражнений осуществляет специально подготовленный ребенок):

1 подгруппа: метание шишек в вертикальную цель, расстояние от ребенка до цели 2,5-3 метра (дупло белки). И.П. правая нога вперед, левая отведена назад, шишка в правой руке. Обратить внимание на интенсивность замаха и перекат с толчковой ноги (4-5 раз).

Скорей белки помоги
Шишек много ей метни.
В цель ты прямо посмотри,
В норку белки попади.

2 подгруппа: ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками. Хват скамейки сбоку, носки ноги натянуты. Проползти взять хворост и отнести к бобриному домику (поможем бобру утеплить жилище). Повтор 3-4 раза.

Здесь бобру ты помоги
Жилище веткой утепли.
По скамейке проползи,
Ему хворост отнеси.

Упражнение выполняется всей группой детей: прыжки из обруча в обруч в последовательности, расстояние между обручами 50-70 см. "Тренируем зайца". Повторить 3-4 раза.

С зайцем тоже поиграй,
От лисы его спасай.
Прыгай ловко и легко,
Из норки в норку высоко.

Воспитатель: Предлагаю посмотреть что делает и помочь медведю при подготовке к зиме.

Идут к берлоге, стучат по ней (в берлоге специально подготовленный ребенок или взрослый). Раздается рычание - "Р-р-р. Кто по лесу гуляет, кто мне спать мешает?" - медведь догоняет ребят. Воспитатель предлагает детям набрать грибов и ягод для медведя. Идут еще раз к медведю. Убегают от него.

Воспитатель: Ребята, давайте больше к медведю не пойдем, а то его совсем разгуляем и он спать не ляжет, будет людей будоражить. При подготовке к зиме помощь не понадобилась, главное не нарушить его покой. А кто из лесных жителей еще зиму в спячке проводит? (еж, барсук, насекомые и тд.)

Давайте полежим на солнечной поляне и послушаем звуки леса.

Релаксация.

Дети ложатся на спину на ковер и закрывают глаза, расслабляя все мышцы. На фоне спокойной музыки и звуков леса звучит голос педагога:

Реснички опускаются,
Глазки закрываются:
Мы спокойно отдыхаем,
Дышим легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышим легко: ровно:
Глубоко:

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
И совсем уже проснулись!

Воспитатель: Ребята, давайте прощаться с лесными жителями, нам пора в группу возвращаться. Из этого леса есть волшебная короткая дорога в группу, нам ее звери указали, в знак благодарности за помощь. Давайте построимся, посмотрим никто не потерялся? Скажем лесу "До свидания!" и отправимся в группу.

Дети по дорожкам-раздражителям направляются в группу, под музыкальное сопровождение (аудиозапись песни про друзей).