Задачи:
- воспитывать интерес к театрализованной деятельности посредством игры;
- развивать способность детей выражать эмоции в мимике, жестах, пластических движениях; добиваться выразительности интонаций;
- согласованно взаимодействовать в процессе театрализации, проявляя свою индивидуальность;
- учить придумывать несложные мелодии; уметь заканчивать стихотворную строчку, предлагая свой вариант окончания рифмы;
- развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение и способность к свободным образным импровизациям;
- способствовать эмоциональному раскрепощению и способности к самовыражению даже самых застенчивых детей.
Оборудование:
- Эмитон (звучащая доска со светящимся нотным станом);
- звучащая музыкальная лесенка;
- плоскостные изображения ларьков;
- игрушки для инсценирования песни (мишки, куклы, мячи, машины и т.д.);
- тигр (ростовая кукла).
Музыкальный материал:
- Аудиозапись грустной, весёлой, спокойной музыки;
- Аудиозапись песни Г.Гладкова на сл. Э.Успенского.
Ход досуга
Под спокойную музыку в зал входят дети, свободно располагаясь.
Музыкальный руководитель встречает детей.
Музыкальный руководитель: (поёт) Здравствуйте, девочки!
Девочки: (поют, одновременно помахивая правой рукой) Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мальчики!
Мальчики: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Солнышко, здравствуй!
Дети: (скрещивают руки над головой, изображая солнце) Здравствуй, здравствуй!
Музыкальный руководитель: День такой прекрасный!
Дети: (выполняют два хлопка перед собой) Здравствуй, здравствуй!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости, очень добрые, милые, симпатичные люди! Давайте поприветствуем их.
Дети: (поют) Здравствуйте, гости!
Гости: (поют) Здрав-ствуй-те!
Музыкальный руководитель: Сейчас мы приветствовали друг друга, и помогала нам это делать музыка. Ребята, а хотите, я научу вас приветствовать друг друга стихами? Мы будем желать доброго утра всем тем, кого увидим или кого могли бы увидеть, идя утром в детский сад. Согласны?
Тогда я начинаю, а вы мне помогайте.
Речевая игра "Доброе утро"
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: "Доброе утро"! - Доброе утро, - нам шепчут цветы, - Доброе утро, - журчат ручейки (ла-о-а:ла-о-а:) - Доброе утро, - нам птица поёт, (ви-вить, ви-вить:) - Доброе утро, - скажет нам кот, (мя-я-у!) -Доброе утро, - жужжит нам пчела, (з-з-з:з-з-з:) -Доброе утро. Как ваши дела? - Доброе утро, - лягушка сказала, (ква-ква-ква:) - Доброе утро, - нам мышь пропищала, (пи-пи-пи:) Даже ползущий пятнистый питон: - Доброе утро, - вымолвил он, (ш-ш-ш:) - Доброе утро, - шумят тополя, (ля-ля-ля, ля-ля-ля:) -Доброе утро солнцу: - : и пти-и-и-цам, -Доброе утро улыбчивым лицам И каждый становится добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится: до вечера! |
Дети разводят руки в стороны мягким,
приветливым жестом Соединяют запястья и кончики пальцев, медленно поднимая руки вверх - "цветок растёт" Легко перебирают пальчиками в воздухе - "ручеёк бежит по камушкам", произносят набор звуков - "играем язычком" Соединяют крест-накрест запястья рук, покачивают ими вправо, влево - "птица летит", говорят в высоком голосовым регистре Ходьба на месте в пластике кошки, мягко перебирая руками - "лапками", средний голосовой регистр Соединяют указательные и средние пальцы и быстро перебирают ими - "крылышками", говорят, глиссандируя, вверх-вниз Разводят руки в стороны с лёгким поклоном, средний голосовой регистр Сгибают руки в локтях, пальцы разведены - "лягушачьи лапки", говорят отрывистым голосом, мягко прыгая на двух ногах Легко кружатся вокруг себя маленькими шажками в пластике мышки, руки перед грудью, говорят в высоком голосовом регистре Соединяют запястья и кончики пальцев рук, выполняют волнообразные движения руками - "питон ползёт" Разъединяют и вновь соединяют кончики пальцев рук - "питон разговаривает",говорят громким шёпотом в низком голосовом регистре Расставляют слегка ноги и покачивают поднятыми над головой руками, говорят нараспев в высоком голосовом регистре Кладут ладони друг на друга, пальцы в стороны - "солнце", высокий голосовой регистр Соединяют крест-накрест - запястья рук - "птица", глиссандируют вниз Кладут подбородок на соединенные кулачки, говорят с улыбкой Отводят правую руку в сторону, Отводят левую руку в сторону, раскрывая ладонь Прижимают обе ладони к груди Разводят обе руки в стороны |
Музыкальный руководитель: Ребята, мне кажется, что после тёплых искренних слов стало больше радостных, светлых лиц вокруг! Вот оказывается, что может доброе слово! Говорите почаще добрые слова своим близким, родным и знакомым.
А давайте-ка мы сейчас с вами отправимся в гости к добрым улыбчивым людям. Согласны? (Дети отвечают) Ну и замечательно! Тогда подойдите все сюда поближе. (Дети подходят к эмитону) Знаю я, есть такой необычный дом, где все ступеньки звучат. Наступишь на первую - она запоёт. (На эмитоне загорается и звучит нота "до" 1 октавы) Наступишь на вторую и она отзовётся (звучит нота "ре"), шагнёшь на третью - и она зазвучит! (Звучит нота "ми") Слышите? Нас уже ждут.
Дети (поют):
Я по ступенькам поднимусь,
Потом обратно вниз спущусь.
Музыкальный руководитель: Споём попевку ещё раз и покажем движением руки, как нотки-огоньки поднимаются по лесенке вверх, а потом постепенно спускаются вниз. А Соня будет сопровождать наше пение игрой на эмитоне. (Дети поют попевку, сопровождая показом руки движение мелодии)
Музыкальный руководитель: (подходит к домику) А вот и наш необычный дом! Какой он красивый! Вам нравится, дети? Но чтобы попасть в этот дом, нужно сочинить песенку. Нелёгкое это дело, ребята! Но я уверена, что у нас получится. Каждая песня состоит из слов и мелодий. Кто же пишет слова к песням?
Дети: Поэты!
Музыкальный руководитель: А мелодию сочиняет кто?
Дети: Композиторы!
Музыкальный руководитель: Верно! Вот и мы сейчас с вами станем и поэтами, и композиторами.
Ну что ж, сначала сочиним слова для нашей песни. Я буду начинать фразу, а вы, ребята, мне помогайте - заканчивайте её, предлагайте свою варианты окончания стиха.
Итак: Начинаем:
Я гуляю во дворе
Вижу домик на :
Дети: : на горе (на холме, на траве),
Музыкальный руководитель:
Я по лесенке : взберусь
Дети: : поднимусь, пройдусь,
Музыкальный руководитель:
И в окошко :
Дети: постучусь,
Музыкальный руководитель:
Принимай-ка, дом, гостей,
Открывай скорее :
Дети: : дверь!
Музыкальный руководитель: А ещё можно так:
Принимай-ка, дом, ребят,
Нас, весёлых:
Дети: : дошколят!
Музыкальный руководитель: Теперь постараемся запомнить слова, произнесём их тихо и низким голосом (произносят), а теперь громко и высоко (произносят).
Ну что же, осталось сочинить мелодию к песне. Лесенка, которая ведёт нас к домику, состоит из скольки ступенек?
Дети: Из четырёх.
Музыкальный руководитель: Верно. Значит и мелодия должна состоять из четырёх звуков. Ступеньки ведут нас к домику вверх. Значит и мелодия должна подниматься постепенно вверх. Давайте пропоём её на слог "ля", "лё", "ли" (показ рукой).
А теперь споём нашу песню со словами, которые мы с вами сочинили (поют). Молодцы! И, наконец, споём песню "цепочкой", распределившись на пары (пение песни "цепочкой"). Какая замечательная песенка у нас с вами получилась! Молодцы, ребята!
Поднимемся по лесенке
Вместе с нашей песенкой!
(Дети парами поднимаются по лесенке к домику и поют "цепочкой" по одной строчке песни "Лесенка")
Музыкальный руководитель: Ну вот мы и пришли. Что ж вы стоите, ребята? Садитесь, пожалуйста, поудобнее (дети садятся на ковёр вокруг домика).
Музыкальный руководитель: А теперь настала пора сказать вам, у кого же мы в гостях. Слушайте загадку:
Усатенькие,
Хвостатенькие,
Они зёрнышки грызут,
В тёмных норочках живут.
У кого же мы в гостях, ребята?
Дети: У мышек!
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним из скороговорки, сколько здесь живёт мышей?
Дети: Сорок!
Музыкальный руководитель: Сколько же у них грошей?
Дети: Сорок!
Музыкальный руководитель: Давайте-ка, ребята, поиграем в историю про сорок мышей.
ИГРА СО СКОРОГОВОРКОЙ.
Музыкальный руководитель:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Игровые приёмы:
"Похлопаем-пощёлкаем". (Дети произносят текст скороговорки, одновременно выполняя хлопки по разным частям тела, чередующиеся с ритмичным пощелкиванием пальцами по показу педагога.)
"Выключенное радио". (Рука педагога собрана в щёпоть, она - регулятор громкости звука радио, дети произносят беззвучно. Рука начинает совершать небольшое вращательное движение - радио включили, текст начинает произноситься вслух. Рука педагога постепенно раскрывается - прибавляет громкость радио, текст произносится всё громче.)
"Говорим как :" с использованием пиктограмм (Дети произносят текст и двигаются в пластике мыши с разным настроением: мыши весёлые, грустные, сердиты. Детям даётся задание придумать и объяснить причину того или иного настроения мышки.)
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, за чем мышатам столько грошей? Как они могут ими распорядиться? (Дети отвечают)
Музыкальный руководитель: А знаете, что я придумала? Хотите расскажу? Итак, я рассказываю историю мышек, а вы показываете её, делаете всё то, о чём будет в ней говориться. Причём каждый из вас придумывает свои движения.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА-ИМПРОВИЗАЦИЯ "МЫШКИ В ЗООПАРКЕ"
Наши мышки шли да шли, В зоопарк они пришли. О-о-о! Купили на сорок грошей Билеты на всех мышей. Хотят они видеть тигра Хвостатого, Большого И усатого. Хорошо, идите за мной Вот его клетка: Ой! А тигра не оказалось Только : записка осталась: "Сегодня меня нет. Пошёл погулять. Привет!" |
Дети свободно ходят в разных
направлениях Удивляются Вынимают "гроши" Показывают "билеты". Ходят и рычат по-тигриному Показывают " хвост" Показывают "большого" тигра Показывают "усы" Идут за педагогом Удивляются Везде ищут тигра Находят "записку" Водят пальцем по воображаемой записке |
Музыкальный руководитель:
Что с тигром дальше случилось?
Что в городе с ним приключилось?
Историю эту мы знаем -
В неё мы сейчас поиграем!
А история эта называется "Вышел тигр погулять". Вы помните, кто её придумал? (Дети отвечают) Теперь давайте приготовим всё то, что нам понадобится для игры. (Звучит спокойная музыка. Девочки-"бабушки" надевают платочки, остальные берут игрушки). Ребята, сейчас мы с вами будем артистами, а вы помните, как должен говорить артист?
Дети: Громко, чётко, понятно, чтобы его все услышали.
Музыкальный руководитель: А лица у них какие?
Дети: Очень выразительные и у всех разные.
Музыкальный руководитель: А ещё, настоящие артисты общаются не с воздухом, а с кем?
Дети: Друг с другом.
Музыкальный руководитель: Верно. Давайте расскажем эту историю, да так, чтоб нам самим понравилось! Начинаем!
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИНСЦЕНИРОВКА "ВЫШЕЛ ТИГР ПОГУЛЯТЬ"
Музыкальный руководитель: В одном весёлом детском саду играли дети (дети произвольно располагаются на ковре и играют: катают мяч, листают книжки, играют с куклами, машинками и т.д.. Импровизационную игру дети сопровождают пением песни "Дружба настоящая") Но однажды все старые игры им надоели (дети перестают играть, уносят игрушки, возвращаются грустные.) Ребята, а не придумать ли нам с вами новую игру?
Дети: (с интересом, обрадовавшись) Конечно, придумать, а какую?
Музыкальный руководитель: Какую? Я ещё не знаю. Зато я знаю, что начинаться она будет так:
Раз, два, три, четыре, пять!
Дети(весело маршируют ) Вышел тигр погулять.
Музыкальный руководитель: (удивившись) Вышел тигр?
Дети: (хвалясь) Вышел тигр.
Музыкальный руководитель: (скептически) Погулять?
Дети: (с сомнением) Погулять:
Все: (ходят и думают) Вышел: тигр: погулять:
Музыкальный руководитель: (неуверенно) Его в гости пригласили?
Дети: (разочарованно) Не-ет!
Музыкальный руководитель: (с надеждой) Ему клетку заменили?
Дети: (с раздражением) Нет!
Музыкальный руководитель: (обрадовано) А! Запереть его забыли!
Дети: (радостно, хлопают в ладоши) (спокойно) (настороженно) (с опаской, поглядывая друг на друга) (с ужасом, вглядываясь вдаль) |
Запереть его забыли! Раз! Два. Три: Четыре: Пять: |
(Словно увидев приближающегося тигра, взвизгнув от страха, дети бегут к своим стульчикам, садятся, прижимаются друг к другу и дрожат от страха. Педагог смотрит им вслед, пожимает плечами, так ничего и не поняв. Тем временем воспитатель, манипулируя ростовой куклой-тигром, появляется перед детьми, весело марширует, разводит руками.)
Музыкальный руководитель:
Тигр по улице идёт,
Ни к кому не пристаёт
(Тигр смотрит на детей)
Музыкальный руководитель: (с удивлением)
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
(Дети, увидев, что на них смотрит "тигр", вскакивают со своих мест и с визгом прячутся за ларьки-стульчики и за ветви деревьев.)
(подбежав к одним детям) (перебежав к другим) (перебежав к третьим) (перебежав к четвёртым) |
Кто на дерево забрался!: Кто укрылся за ларёк: Кто на крыше оказался (дети делают "крышу", соединив пальцы рук над головой) Кто забился в водосток! |
(Дети присаживаются на корточки и прячут лица в проёме стульев)
Музыкальный руководитель: (поднимает руки вверх) А не ёлке
(с укором сложив руки на груди) : как игрушки: разместились:
Девочки-"старушки": Две старушки!
Музыкальный руководитель: Опустел весь город мигом.
Тигр: (с отчаянием) Опустел!... Весь город!... Мигом:
Дети: (привстав, громким шёпотом друг другу) Ведь опасны шутки с тигром:
(Дети снова прячутся за стульчики)
Музыкальный руководитель: Видит тигр: город пуст
Тигр: (грустно, словно в последний раз, руки рупором у рта)
Почему-то : город: пуст?!
Дети: (привстав, "эхом") Пуст:пуст: пуст:
Музыкальный руководитель: (задумчиво) Дай-ка, думает, вернусь:
Дети: (удивлённо, привстав) Вернусь?
Тигр: (решительно)
Вернусь!
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!
Дети: (выбегают на середину зала) В зоопарке веселей,
Там всегда: полно: людей!
(Дети вместе с "Тигром" весело пляшут под фонограмму песни Гр.Гладкова на стихи Э. Успенского "Тигр вышел погулять". Постепенно музыка стихает).
Музыкальный руководитель: Вот такая у нас получилась новая игра - история про тигра.
Игра не простая,
Умная такая,
Те, кто в неё играют
Тигров не обижают.
А нам же, друзья, на прощанье,
Осталось сказать:
Дети: До свиданья!
(Снова звучит песня Гр.Гладкова "Тигр вышел погулять". Дети уходят)
При составлении конспекта данного досуга я использовала методические разработки педагога-музыканта И.В.Бонраченко.