Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса “Музыка” обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной. (Слайд 1) (Приложение 1)
Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Изучение предмета “Музыка” направлено на достижение следующих целей. (Слайд 2)
Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. (Слайд 3) .
Критериями дифференциации видов универсальных действий являются: функции (Слайд 4), структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. К основным видам универсальных учебных действий относятся. (Слайд 5)
– личностные (самоопределение, смыслообразование и действие
нравственно-эстетического оценивания),
– регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка,
прогнозирование),
– познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические),
– коммуникативные.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Личностные учебные действия (Слайд 6) по предмету “Музыка” выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Регулятивные действия (Слайд 7) в изучении предмета “Музыка”. Учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Познавательные универсальные действия (Слайд 8) на уроках музыки. Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Коммуникативные учебные действия (Слайд 9) по предмету “Музыка” формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
С точки зрения предмета “Музыка” самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.
Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на его интонационный анализ.
Некоторые особенности технологии урока в рамках “Стандартов второго поколения”.
Чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока: вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).
План проведения имитационной игры мастер-класса
- Вступление (сообщение темы). Создание проблемной ситуации.
- Завязка (постановка проблемы), Работа в микрогруппах.
- Развитие (изложение материала). Познание целостности предложенной
школьникам темы в многообразии ее художественных решений.
1). Анализ произведений искусства.
2). Письменная творческая работа.
3). Творческое задание. - Эмоциональная кульминация (разрешение проблемы). Исполнительская деятельность.
- Заключение (вывод). Работа в микрогруппах.
- 6.Рефлексия
Средства обучения:
Художественный ряд: А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Левитан “Весна. Большая вода”.
Музыкальный ряд: “Как прекрасен этот мир” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова, музыка С.Рахманинова, слова Ф.Тютчева романс “Весенние воды”, “Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной
Литературный ряд: стихотворения о природе Ф.Тютчева, А.Фета и др.
Портреты: С.Рахманинова, Ф.Тютчева, И.Левитана,
Набор детских музыкальных инструментов.
Практические творческие работы:
- Слушание музыки.
- Хоровое и сольное пение.
- Музицирование на простейших инструментах.
- Творческие задания.
Планируемый результат.
- Воспринимать музыку, размышлять о ней как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности
- Соотносить выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.
Характеристика деятельности учащихся.
Умения:
- наблюдать бытование музыки и понимать ее значение в жизни людей;
- различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке;
- слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения;
- описывать и характеризовать музыкальные образы;
- определять и правильно употреблять в речи изученные понятия;
- исполнять музыкальные произведения на различных музыкальных инструментах;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.
Имитационная игра по теме “Прекрасное пробуждает доброе…”
Цели:
– формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные
формы и образы;
– становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
– формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и
творческих задач,
– развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления,
музыкальной памяти и внимания, музыкально-творческих способностей;
– развитие чувства прекрасного, способности испытывать эстетическое наслаждение,
увлекаться и покоряться красоте искусства;
– воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни.
1.Организационно-психологический момент. (Создание проблемной ситуации).
Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.
Музыкальная заставка “Как прекрасен этот мир…” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова – фрагмент.
– О чем рассказывает песня?
(Песня рассказывает о том, что наш мир прекрасен)
– Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека?
– Как искусство воздействует на человека?
В ходе урока, мы постараемся с вами найти ответ на данный вопрос.
Я предлагаю вам ряд произведений разных видов искусства: И.Левитан Весна. Большая вода , С.Рахманинов “Весенние воды” , А.Саврасов “Грачи прилетели”, Ф.Тютчев “Весенние воды”.
– Что объединяет все эти произведения? (Изображение природы, весны).
Да, вы действительно правы, все эти произведения искусства объединяет общая тема – природа, весна. Искусства различны, а тема едина. Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме. Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек.
2. Работа в микрогруппах.
Задание группе № 1. Все времена года отражены в искусстве.
В живописи природа играет красками, цветами, бликами.
Назовите художников, изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд
Задание группе № 2. Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы.
Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте литературный ряд.
Задание группе № 3. Тема природы издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы
Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд.
Представители групп озвучивают итоги работы. Примеры работы:
Группа № 1
Карточка |
1. И.Левитан “Золотая осень” |
2. Поленов “Золотая осень” |
3. И.Шишкин “Рожь” |
4. А.Куинджи “Радуга” |
5. Р. Романов “Времена года. Зима”. |
6. А.Саврасов “Весна” |
Группа № 2
Карточка |
1. А.Пушкин “Зимнее утро” |
2. Ф.Тютчев “Весенние воды” |
3. С.Есенин “Поет зима, аукает!” |
4. А.Фет “В дымке-невидимке...” |
5. М.Пришвин “Кладовая солнца” |
6. И.Тургенев “Бежин луг” |
Группа № 3
Карточка |
1. П.Чайковский “Времена года” |
2. А.Вивальди “Времена года” |
3. Г.Свиридов “Поет зима, аукает!” |
4. М.Глинка “Жаворонок” |
5. Н.А.Римский-Корсаков “Океан-море синее” вступление к опере “Садко” |
6. С.Рахманинов “Островок” |
Коллективное оценивание правильности выполнения заданий.
Многие произведения искусства посвящены весне.
– Как вы думаете, почему художники, поэты и композиторы обращались к теме
весны?
– С чем это связано? Что происходит в природе весной?
– Какие чувства возникают у вас с приходом весны? (Ощущение радости, свежести,
пробуждения).
Да, это закономерно. Образ весны, первого весеннего цветка ассоциируется с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Весна становится символом свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.
3. Познание целостности предложенной школьникам темы /природа, весна / в многообразии ее художественных решений.
Основной задачей предмета “Музыка” является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает “чувственное”. Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах .
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
I. Обратимся к репродукциям картин /анализ, сравнение/
А.Саврасов <Рисунок 1> репродукция картины “Грачи прилетели” <Рисунок 2>;
И.Левитан <Рисунок 3> репродукция картины “Весна. Большая вода” <Рисунок 4>
– Какой изображена весна на картинах?
– Какое настроение передают художники на картинах?
– Какими выразительными средствами художники изобразили весну?
(Настроение, цвета красок, содержание) Почему?
– Сравните средства художественной выразительности этих двух картин?
– Какие чувства вы испытали, рассматривая эти репродукции? (Радость, добро,
свет.)
II. Подберите к этим художественным образам созвучные по настроению стихотворения.
(Чтение стихотворений о весне.)
– Какими выразительными средствами поэты создают образ весны?
(Эпитеты, сравнение) Почему?
– Какие чувства у вас возникли, при чтении и слушании стихотворений?
(Праздник, чистота, любовь)
– Сравните картины художников и прочитанные вами стихотворения? Каждое из произведений искусства (картина или стихотворение) рассказывают о весне, передавая радостное весеннее настроение. При создании образа весны поэты и художники используют свои выразительные средства – краски и слова (текст).
III. С. Рахманинов на слова Ф.Тютчева романс “Весенние воды”. Слушание и анализ музыкального произведения.
С.Рахманинов (показ портрета) <Рисунок 5> и Ф.Тютчев (показ портрета) <Рисунок 6> являются авторами романса “Весенние воды”. Это одно из самых светлых и радостных сочинений всей русской музыки конца прошлого века. Русскую природу композитор воспевал во многих своих произведениях. Природа в музыке Рахманинова почти всегда тихая, спокойная, нежно-певучая. Перед прослушиванием романса, я прочитаю отрывок из рассказа “Весенние мелодии” М.Горького:
“В саду, за окном моей комнаты, по голым ветвям акации прыгают воробьи и оживленно разговаривают, а на коньке крыши соседнего дома сидит почтенная ворона и, слушая говор серых птичек, важно качает головой. Теплый воздух, пропитанный солнечным светом, приносит мне в комнату каждый звук, – я слышу торопливый и негромкий голос ручья, слышу тихий шорох ветвей, понимаю о чем воркуют голуби на карнизе моего окна, и вместе с воздухом мне в душу льется музыка весны…”
С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева “Весенние воды” – слушание.
Я предлагаю вам выполнить самостоятельную творческую работу. Заполните карточку.
ПИСЬМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Анализ музыкального произведения: ________________________________________________________________ Инструкция: дайте письменный анализ прослушанной пьесы на основе следующих параметров: Характер мелодии__________________________________________________ Лад_______________________________________________________________ Темп______________________________________________________________ Фактура___________________________________________________________ Метроритм________________________________________________________ Регистровые и динамические особенности_______________________________________________________ Жанр_____________________________________________________________ Форма____________________________________________________________ Образное содержание______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ |
Прокомментируйте свои творческие работы.
– Какие изобразительные интонации передает музыка? (Движение весенних ручейков, вод).
IV. Повторное слушание. С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева “Весенние воды”. Взаимообмен работами в парах и исправление ошибок. Сделайте вывод об образном содержании произведения.
Вывод: Музыка создает образ “вешних вод”. Мы слышим как маленькие весенние ручейки, стекаясь вместе, превращаются в бурную реку, ломающую остатки льда и стремительно несущуюся вперед. В этом произведении изображена природа буйная, словно восторженный гимн приближающейся весне, гимн радости, гимн обновленной жизни. Ощущение бесконечного простора, наполненности жизни чем-то большим светлым, ощущение величавой красоты, возвышенно-прекрасной взволнованности рождает музыка.
V. Домашнее задание. Найдите стихотворение о весне, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере стихотворения и изобразите его с помощью рисунка.
VI. Творческое задание. Создание “Мелодии весны”.
Я предлагаю вам выполнить еще одно творческое задание – представьте, что вы композиторы и придумайте “Мелодию весны”.
– Какими эмоциональными состояниями вы бы выразили приход весны? (Восторг, радость, свет, праздник).
1. Придумайте музыкальные интонации, выражающие эти эмоциональные состояния.
– Какие явления жизни, происходящие весной, можно передать музыкой? (Весеннюю капель, бегущий ручеек, пение птиц, стук дятла, стрекот сороки).
2. У меня на столе находятся детские шумовые музыкальные инструменты (треугольники, металлофон, свистульки, трещётка, ложки и др.).
3. Выберите музыкальный инструмент, объясните, какие ассоциации со звуками весенней природы он у вас вызывает, исполните свой вариант мелодии.
Треугольник – весенняя капель.
Металлофон – звуки бегущих весенних ручейков.
Свистулька – трель птицы.
Трещетка – стрекот сороки.
Ложки – стук дятла.
А теперь исполним все, придуманные вами, мелодии под руководством дирижера. Выбирается дирижер, который управляет исполнением мелодии.
Спасибо, у вас получилось очень красивая “Мелодия весны”.
– Какой вывод мы можем сделать после знакомства с произведениями литературы, живописи и музыки? Мы можем сделать следующий вывод:
Вывод: Произведения разных видов искусства, каждое своими выразительными средствами, передают красоту весеннего обновления природы и красоту обновления мира и жизни. Анализируя произведения разных видов искусства, созданные на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов, настроений. Разные виды искусства красивы именно потому, что рассказывают о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни. Знакомясь с произведениями искусства, объединенных темой природы, ощущаешь очарование природой, они учат нас любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые, добрые человеческие чувства…
Каждый в этом мире должен осознать,
Что природу нужно охранять,
Чтоб цвели луга – золотые ситцы,
Чтоб текла река и пели птицы.
– Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели спеть? Какую песню? (“Белые
птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной)
– Почему именно эту песню вы хотите исполнить? Чему учит нас эта песня?
(Быть добрым, чистым, открытым человеком, жить в гармонии с природой и самим собой.)
– Вспомните и скажите, как звучит мелодия этой песни, в каком темпе и ритме. Как будут звучать ваши голоса – громко, сильно, тихо или как-то иначе?
Спойте песню в сопровождении фонограммы, передавая ее характер, настроение.
4. “Белые птицы” слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной – исполнение песни.
В окно открытое ко мне
Влетела птица в тишине.
Был чист и бел ее наряд,
Как белый яблоневый сад.
Коснулся я ее крыла –
И ночь за горизонт ушла.
Но это был лишь только сон,
При свете дня растаял он.
Припев
Отворите окна, отворите,
Белых птиц в сердца свои впустите,
Белых птиц в сердца свои впустите
И слова любви для них найдите.Кто ощутил тепло крыла,
Уже не сможет сделать зла,
И в час любой, и в миг любой
Твоей чужая станет боль.
Пусть не во сне, а наяву,
Взмывая в неба синеву,
В пути не ведая преград,
К нам птицы белые летят.
Припев
– Как вы думаете, у вас все получилось так, как вы задумали?
– Предложите свои варианты исполнения этой песни.
(Солист и ансамбль, ансамбль и хор и.т.п.)
В жизни человека встречаются разные люди: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда это приводит к очень тяжелым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь. Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди исповедующие идеалы выгоды, на замечающие ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные сокровища жизни.
Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать.
И вот прочитанная книга, увиденная картина, услышанная мелодия или встреча с добрым человеком совершает чудо – чудо возращения к самому себе, к своим истокам.
Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Ответить на вопросы, поставленные вначале урока:
– Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека?
5. Работа в микрогруппах.
Актуальным приемом организации учебной деятельности является дидактический синквейн. (Слайд 10)
Творческое задание по образцу. Подобрать к слову ИСКУССТВО “слово”
- Одно существительное.
- Два прилагательных.
- Три глагола.
- Характеристика из четырех слов.
- Одно существительное – ассоциацию.
Итог: стихотворение в прозе “Об искусстве”
Задания группам:
Группа № 1 Искусство (литература).
Группа № 2 Искусство (живопись).
Группа № 3 Искусство (музыка).
Из творческих работ:
|
|
|
Итог: Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей. В любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем ее различные грани
6. Рефлексия.
Состояние души на уроке…
Задание: приведи слова – ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке.
Некоторые примеры: солнечное утро, пробуждение природы, звонкий ручей и т.п.
Задание: составь синквейн, отражающий твое настроение на уроке.
Из творческих работ: существительное – радость, добро, мир; прилагательные – светлый, яркий, возвышенный, восхитительный; глаголы – гореть, творить, излучать, вдохновлять, любить.
– За что ты можешь себя похвалить?
– Что можете сказать в заключении урока?
– Искусство – оно прекрасно. А прекрасное всегда пробуждает доброе!
Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других, оно хранит память об ушедших временах.
7. Музыкальная заставка.
“Как прекрасен этот мир…” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
Литература.
- Алеев В.В., Науменко Т.И. Кичак Т.Н. Программа “Музыка”. 1-8 классы. М., 2006.
- Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2007.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа “Музыка”. 1-7 классы. М., 2007.
- Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 59с.– (Стандарты второго поколения)
- Программы образовательных учреждений “Музыка”. 1-8 классы. Авт. кол. под руководством Д.Б.Кабалевского. М., 2006.
- Примерные программы основного общего образования. Искусство (Стандарты второго поколения).– М.: Просвещение, 2010.
- Ресурсы сети Интернет
http://standart.edu.ru/
www.liveinternet.ru /Репродукция картины “Весна. Большая вода”/
www.artrussia.ru /Репродукция картины “Грачи прилетели”/
www.liveinternet.ru /Фото Левитан И./
www.moskva.fm / Фото Рахманинов С./
www.art-portrets.ru /Фото Саврасов А./
www.kostyor.ru /Фото Тютчев Ф.И./
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
https://urok.1sept.ru/articles/519655/ - Рудзик М.Ф. Результативность и качество музыкального образования
школьников:
Банк оценочных средств. Методическое пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2010.