Одной из основных задач обучения иностранному языку на начальном этапе является формирование навыков техники чтения, так как без них невозможно в дальнейшем сформировать навыки осмысленного чтения. К концу первого года обучения учащиеся должны:
1) овладеть графикой написания букв и буквосочетаний;
2) уметь соотносить их со звуками и звукосочетаниями;
3) овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи;
4) уметь читать и выполнять письменные задания (списывать, выписывать, закончить предложение, ответить на вопросы).
В связи с этим упражнения по формированию техники чтения можно разделить на 3 группы:
I. Упражнения, направленные на овладение графикой написания букв и буквосочетаний.
К ним относятся задания традиционного типа:
1. Напишите буквы по образцу.
2. Напашите печатные буквы прописью
3. Обведите слово по контуру (тренируется правильное написание букв).
4. Спишите схожие буквы и назовите элементы, которыми они различаются, например: k-h, T-F
5. Какие буквы можно написать, если добавить к букве «о» другие элементы? Назовите их: о (a,b,d,ö,ä,g)
6. Впишите недостающие буквы по алфавиту: - b - - - f - - - i
7. Найдите каждой большой букве соответствующую пару и соедините их и т.д.
Хотелось бы предложить новые задания и разработки нетрадиционного типа:
1. Буквы-мамы разговаривают по телефону с буквами-дочками. Найдите эти буквы и соедините их.
2. Найдите в этом квадрате четыре буквы «Т» и закрасьте их разными цветами.
II. Упражнения на развитие умений соотносить букву/буквосочетание со звуком/звукосочетанием.
К данной группе относятся следующие упражнения:
1. Зачитайте из данных слов вслух те слова, в которых звук h (c,u...) стоит в середине слова.
2. Прочитайте слова. Слова со звуком [ æ ] обведите кружочком:
malen, lesen, ein, dein, spielen, turnen, gut, zwei, fallen, Zimmer, |
---|
3. Из данных слов выпишите все слова с буквами ä, ü, ö в середине слова:
fertig, immer, schön, Gemüse, Käse, Butter, Fleisch, grün, Brötchen, gemütlich, Dach, Küche, Wand, Zucker.
4. Прочитайте текст и вставьте вместо черточек буквы: “s“, „sch“, „st“, „sp“.
E – i – t Winter. E - i – t kalt. Man geht doch draußen - azieren. Man geht durch die - raßen.
Man läuft - ki.
5. Прочитайте слова и поставьте знак «+» в первую колонку, если буква „h“ произносится, и во
вторую, если буква „h“ не произносится:
|
Ja |
Nein |
Haus |
|
|
6. Наклейте слова из таблицы в соответствующую колонку.
Ei/ei - |
- ei - |
- ei |
Speise |
fein |
klein |
frei |
III. Упражнения, направленные на овладение орфографией слов.
1. Прочитайте слова (предложения) и скажите, почему в них выделены буквы или буквосочетания. Запомните эти слова (предложения) и напишите их в тетради по памяти. Проверьте, правильно ли вы их написали: klug, Kirche, Spielzeug, Jener Junge heißt Dieter.
Dieses Mädchen ist fleisig.
2. Верните на место буквы выпавшие из слов, подберите в таблице необходимые буквы или буквосочетания:
3. Вставьте пропущенные буквы:
T- ATER, GE – - - - FT, C-F-,
4. Замените знак + гласными, прочитайте получившиеся слова:
H + S + H + ND K + H
5. Найдите спрятавшиеся в квадрате слова, прочитайте и обведите их.
6. Найдите спрятавшиеся слова, выпишите их и составьте предложение:
C D A S I H A U S S D E R S I O K M B K I N D E R I S T B G R O ß F L G E
7. Прочитайте и выпишите имена мальчиков левый столбик, а девочек в правый
8. В этих словах переставлены буквы. Только буквосочетание „sch“ стоит на месте. Назовите нужные слова:
9. Из каких названий месяцев эти слоги?
- nu - - bru - . gust - -ni -tem- -vem- -zem- -li
10. Прочитайте и продолжите цепочку слов:
11. Найдите слова, обозначающие профессии, правильно подобрав и сложив вместе слоги из трех
столбиков:
Apo ge er
In werk er
Ver ge rin
Hand theke nieur
An käuf stellte
Такими упражнениями я пользуюсь на уроках немецкого языка в начальных, а порой и в средних классах (применяются на слабых учениках) для того, чтобы как можно быстрее научить учащихся безошибочному чтению.
Разработки таких методов существовали и раньше, но я попыталась создать свои упражнения, успешно их применяю и хочу поделиться с другими.