Оборудование: Слова: мама, папа, бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка, презентация, учебник “ Мы и окружающий мир” автор Н.Я Дмитриева, А.Н Казаков, издательство “Учебная литература” издательский дом “Федоров 2008 г.
Ход урока
I. Слайд. “Урок окружающего мира”. “Предки человека”.II. Минутка календаря.
– С каким настроением вы шли сегодня на урок?
– Если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его остальным? Как вы
сообщите без слов о прекрасном настроении?
– Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше
дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Давайте
улыбнемся друг другу.
– Вы наблюдали мир. Расскажите о погоде.
1. Назовите существенные признаки хищников (хорошо развиты клыки, когти, клюв, обоняние, слух, зрение, они очень сильные, быстрые).
– Как мы назовём другую группу животных? (Растительноядные.)– Как их определить? (Имеют зубы, перетирающие траву. Они языком захватывают пучки травы, ветки, листья, удерживают их губами, а зубами срезают. Могут питаться плодами и семенами. Насекомые могут высасывать сок растений, поедать древесину. Хорошо бегают, прячутся, у них развиты слух и зрение.)
2. Игра.
– Возьмите карточки с животными, я загадаю вам загадки, а вы расположите растительных один столбик , а хищников в другой. У кого не будет ошибок, тот молодец, может и загадки отгадывать, и распределять животных по питанию.Хищные
-
Молоко пьёт,
Песенки поёт
Часто умывается
А с водой не знается
(Кошка)
-
Хвост крючком
Нос торчком
(Свинья)
-
Зимой спит –
Летом улья ворошит.
(Медведь)
-
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка
Попадают в ловушку
И комар, и мушки
(Лягушка)
-
В Африке живёт
Злой зелёный пароход.
Кто б навстречу не проплыл.
Всех проглотит.
(Крокодил)
-
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой
(Дятел)
-
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
-
По горам по долам
Ходит шуба да кафтан
(Овца)
-
Водяные мастера
Строят дом без топора
Дом из хвороста и тины.
И построили плотину.
(Бобр)
-
Комочек пуха
Длинное ухо
Прыгает ловко
Любит морковку
(Заяц)
-
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык
Доят, а не корова
Лыко дерет, а лаптей не плетёт
(Коза)
Прохожу по класс, проверяю.
3. Покажите мне всех отгаданных птиц. – А теперь млекопитающих.– Покажите тех, кто остался и к каким группам вы их отнесёте?
– Какие из животных домашние?
– А какие дикие животные?
4. Продолжите цепь питания.
IV. Изучение нового материала.
1. На доске слова папа, мама, дедушка, бабушка. – Когда мы произносим эти слова, какие чувства возникают? Настроение? Почему? – Как их всех можно назвать, одним словом?– Почему называют предками?
– Сегодня на уроке мы поговорим о далёких, о самых первых предках человека, от которых произошло все человечество.
2. Слайд 2.
Откуда, когда от кого мы произошли? Наверное, это самая главная загадка, которая во все времена волновала уши людей. У каждого народа существуют свои мифы и предания о собственном происхождении. – Как вы думаете, от кого мы произошли? Все мифы можно свести к двум основным идеям:- Люди произошли от богов.
- Люди произошли от животных.
3. Проблемная ситуация.
Слайд 3.– Почему обезьяна так ответила ребятам? (Рассуждение детей.)
Немного о правилах поведения.4. Мы с вами уже говорили, что наша планета постоянно изменяется и всё живое тоже меняется. На сегодняшнем и следующих уроках мы проследим, как в течение многих миллионов лет человек изменялся, его образ жизни, способы питания.
5. Работа по учебнику страница 14.– Посмотрите на иллюстрации в учебнике. В каком поясе жили древние люди? Почему?
(В жарком, у людей не было одежды, шерсть постепенно исчезала, питались растительной пищей.)– Чем питались? (Корешками, стеблями, листьями, плодами,
яйцами птиц.)
– Ребята, вы строили когда – нибудь во дворе шалаши? Из чего строили?
– Рассмотрите внимательно строение рук, ног, головы. Как вы думаете, где жили
наши предки? (Ответы детей.)
– Из какого материала материала могли первобытные люди строить примитивные
укрытия? (Из веток, листьев, костей крупных животных.).
– Какие предметы могли использовать люди, чтобы добывать пропитания? (Палки, камни.)
Физкультминутка.6. Самостоятельное чтение текста.
– Прочитайте текст на 14 странице и ответьте на вопрос: почему человеку пришлось стать охотником? (В холодном поясе, куда постепенно перемещались древние люди, не всегда была растительная, и чтобы прокормиться пришлось охотиться.)– О человеке охотнике мы поговорим на следующем уроке.
7. Рассказ учащихся о первых людях.– А сейчас “ребята – почемучки”, которые всегда хотят знать больше других и интересуются историей поделятся с вами своими знаниями о древнем человеке.
Слайд 7.– Около 3 миллионов лет назад на просторах африканских саванн жили существа, называемые гоминидами. Они, вероятно, еще не умении говорить. В те времена существовали две разновидности предков человека.
Одни жили небольшими группами, были очень сильными, с крупными зубами и сильными челюстями, чтобы пережёвывать жёсткие растения и плоды, ягоды, корни. Запасать еду впрок они ещё не научились, поэтому им приходилось бродить с места на место в поисках корма, чтобы не умереть с голоду. Также они похищали яйца из птичьих гнезд и ели их сырыми.Слайд 8.
– Другие питались мясом, которое добывали себе охотой, поэтому зубы у них были меньше, так как мясо не нужно столь тщательно пережёвывать, как растительную пищу. Для охоты на мелких животных, и чтобы обороняться в саванне, они использовали ветки, камни.V. Итог.
– Что нового узнали на уроке?– Были ли похожи первые люди на современных людей?
– Отчего у них такое строение зубов, челюстей?
– Почему их осанка другая?
– Почему у них не было одежды?
Практическая работа: нарисовать пищу первых людей.
Приложение. Слайд 9.Спасибо за урок!