Пояснительная записка
Актуальность данной программы, реализуемой в рамках географического кружка “Введение в географию” для пятиклассников, объясняется возможностью использования элементов технологии перспективно-опережающего обучения. Начиная с 5 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые учащимися знания можно видеть при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Данные занятия будут способствовать развитию у учащихся 5 класса возможностей заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно. Подготовят к быстрому восприятию физической географии в 6 классе, так как являются базовым подготовительным этапом для шестиклассников.
Данная программа поможет углубить, закрепить, а так же применить полученные знания в дальнейшем.
Она открывает особые возможности для учителей в системе дополнительного образования естественно-географической направленности.
Цели:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из “языков” международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, Земле в целом; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;
Задачи:
- Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- Познакомить с географической картой, как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью природного комплекса “Земля” и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Содержание программы:
Данная программа в структурном отношении состоит из пяти основных частей: “Планета Земля”, “Литосфера”, “Гидросфера”, Атмосфера” и “Биосфера”, каждая из которых учит учащихся лучше понимать особенности окружающих географических объектов и явлений и применять географические знания практически.
Каждая часть включает теоретический материал, представленный максимально наглядно, так как сопровождается различными источниками географической информации: фрагментами карт, схемами, рисунками, таблицами и т.д. и практические задания.
“Планета Земля”.
Теоретическая часть.
Образование Земли. Положение Земли в Солнечной системе. Глобус и географическая карта. Изображение поверхности Земли на карте и плане. Масштаб. Параллели и меридианы. Географические координаты. Определение направлений и расстояний.
Практические задания:
– нарисовать самостоятельно или найти в книгах (других источниках)
изображения старинных карт;
– нарисовать, как изображены на различных картах и планах различные объекты:
горы, реки, озера, вулканы, дома, мосты и прочее;
– возьми любую свою фотографию в полный рост и измерь свой рост, определи
масштаб. Для этого раздели свой рост в сантиметрах на размер на фотографии,
запиши ответ.
– найди на глобусе его масштаб, прочитай его и запиши. Этот масштаб показывает,
во сколько раз сам глобус меньше Земли;
– определи масштабы планов, если на них улица длиною: а) 700м имеет длину на
плане 7 см б) 1 км имеет длину на плане 10 см в)2 км имеет длину на плане 20 см
– определи масштабы, если расстояние на местности 15 км соответствует длине на
карте: а) 3 см б) 5 см в) 15 см
– определи по карте, в каком направлении от Санкт-Петербурга находится Каир?
– в каком направлении от Санкт-Петербурга находится южная оконечность острова
Гренландия?
– в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург?
– чему равна географическая широта Южного полюса?
“Литосфера”.
Теоретическая часть.
Дрейфующие континенты. Горы и их образование. Горные породы и минералы. Разрушение гор. Возникновение каньонов. Топливное сырье. Эрозия. Вулканы и их типы. Истории крупных извержений. Землетрясения. Удивительные кристаллы, золото и алмазы.
Практические задания:
– нарисовать схематично разрушения, вызванные землетрясениями разной силы и
подписать словом или выражением;
– нарисовать схему строения вулкана;
– найти и записать известные случаи извержений вулканов;
– найти и записать наиболее известные случаи землетрясений; в каких странах (на
каких материках) наиболее часты землетрясения?
– обозначить на контурной карте крупнейшие горы (по выбору) , вулканы: Везувий,
Этна, Гекла, Ключевская Сопка, с использованием карт атласа.
“Гидросфера”.
Теоретическая часть.
Круговорот воды в природе. Части Мирового Океана. Рельеф дна Мирового Океана. Свойства вод Мирового Океана. Волны, их виды. Приливы и отливы. Течения в Океане. Растительный и животный мир Океана. Исследование океанских глубин. Воды суши. Озера и грунтовые воды. Реки. Речная долина. Питание и режим рек. Работа воды. Ледники.
Практические задания:
– нарисуйте схему Мирового круговорота воды;
– с помощью географической карты докажите единство гидросферы;
– обозначьте на контурной карте части Мирового Океана;
– составьте устное описание Средиземного моря (или любого другого по выбору);
– приготовьте выразительное чтение стихотворений о реках;
– обозначьте на контурной карте крупнейшие реки и озера Земли;
“Атмосфера”.
Теоретическая часть.
Строение атмосферы и ее значение. Атмосферы планет. Водяной пар в воздухе. Виды облаков и осадки. Погода. Влияние человека на погоду.
Практические задания:
– рассмотрите демонстрационную картину “Строение атмосферы” (или рисунок);
составьте рассказ о строении атмосферы (обратите внимание на толщину слоев);
– подготовьте сообщение о значении атмосферы и ее роли для жизни на Земле;
– нарисуйте пейзаж с одним из видов облачности;
– опишите погоду за любой день в целом, используя любые дополнительные сведения
о погоде;
“Биосфера”.
Теоретическая часть.
Развитие жизни на Земле. Разнообразие и распространение живых организмов. Природные зоны Земли: экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, тайга, тундра. Природа гор.
Практические задания:
– подготовьте сообщения об обитателях степей, тайги, тундры (или любой другой
природной зоны);
– решение кроссвордов: “Зона пустынь”, “Полярная зона и зона тундры”, “Леса
умеренного пояса” (по выбору);
– обозначьте на контурной карте границы распространения природных зон Мира
(можно в пределах одного из материков Земли – по выбору учащихся);
Учебно-тематический план программы “Введение в географию” для учащихся 5 классов.
№ П.п. | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1.
3. 4.
5. 6. 7. 8. 9.
10. 11. 12.
13. |
Введение. Планета Земля. Образование Земли. Географическая карта. Масштаб. Определение направлений. Географические координаты. Литосфера. Дрейфующие континенты. Как образуются горы? Горы. Горные породы и минералы. Эрозия. Вулканы. Истории крупных извержений. Что такое землетрясение? Удивительные кристаллы, золото и алмазы. Как разрушаются горы? Возникновение каньонов. Топливное сырье. |
4
9 |
|
14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. |
Гидросфера. Круговорот воды. Океан. Океанское дно. Течения и приливы. Что такое волны? Исследования океана. Океанские ресурсы. Земля, изрезанная ледниками. Откуда берутся пещеры? Озера. Как возникают реки? |
10 | |
24. 25. 26. 27.
28. 29. |
Атмосфера. Энергия Солнца. Откуда появляется ветер? Осадки. Погода. Прогноз погоды. Ураганы, торнадо, смерчи. Наводнения. |
6 | |
30. 31. 32. 33. 34. |
Биосфера. Как развивалась жизнь на Земле? Разнообразие живого. Жизнь на разных материках Земли. Природные зоны мира. Подведение итогов. |
4
1 |
Список использованной литературы:
- Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
- Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
- Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002.
- Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
- География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
- Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
- Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
- Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998.
- Ордынская М. Пустыни. “АСТ – Пресс”, 2001.
- Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.
- Фролова Н. Л., Широкова В. А. Реки и озера. – М.: Слово/slovo 2002.
- Черныш И. В. Водопады. “АСТ – Пресс”, 2000.
- Энциклопедия “Что есть что?”: Географические карты. – М.: Слово, 2001.
- Энциклопедия “Что есть что?”: Горы. – М.: Слово, 2001.
- Энциклопедия “Что есть что?”: Земля. – М.: Слово, 2001.
- Энциклопедия “Что есть что?: Небо. – М.: Слово, 2000.
- http://www.national-geographic.ru
- >http://www.unknownplanet.ru
- http://www.ocean.ru
- http://www.pogoda.ru
- http://www.nature.com
- http://www.fmm.ru