Авторская образовательная программа "Введение в географию". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Пояснительная записка

Актуальность данной программы, реализуемой в рамках географического кружка “Введение в географию” для пятиклассников, объясняется возможностью использования элементов технологии перспективно-опережающего обучения. Начиная с 5 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые учащимися знания можно видеть при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Данные занятия будут способствовать развитию у учащихся 5 класса возможностей заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно. Подготовят к быстрому восприятию физической географии в 6 классе, так как являются базовым подготовительным этапом для шестиклассников.

Данная программа поможет углубить, закрепить, а так же применить полученные знания в дальнейшем.

Она открывает особые возможности для учителей в системе дополнительного образования естественно-географической направленности.

Цели: 

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из “языков” международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, Земле в целом; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;

Задачи:

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Познакомить с географической картой, как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью природного комплекса “Земля” и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Содержание программы:

Данная программа в структурном отношении состоит из пяти основных частей: “Планета Земля”, “Литосфера”, “Гидросфера”, Атмосфера” и “Биосфера”, каждая из которых учит учащихся лучше понимать особенности окружающих географических объектов и явлений и применять географические знания практически.

Каждая часть включает теоретический материал, представленный максимально наглядно, так как сопровождается различными источниками географической информации: фрагментами карт, схемами, рисунками, таблицами и т.д. и практические задания.

“Планета Земля”.

Теоретическая часть.

Образование Земли. Положение Земли в Солнечной системе. Глобус и географическая карта. Изображение поверхности Земли на карте и плане. Масштаб. Параллели и меридианы. Географические координаты. Определение направлений и расстояний.

Практические задания:

– нарисовать самостоятельно или найти в книгах (других источниках) изображения старинных карт;
– нарисовать, как изображены на различных картах и планах различные объекты: горы, реки, озера, вулканы, дома, мосты и прочее;
– возьми любую свою фотографию в полный рост и измерь свой рост, определи масштаб. Для этого раздели свой рост в сантиметрах на размер на фотографии, запиши ответ.
– найди на глобусе его масштаб, прочитай его и запиши. Этот масштаб показывает, во сколько раз сам глобус меньше Земли;
– определи масштабы планов, если на них улица длиною: а) 700м имеет длину на плане 7 см б) 1 км имеет длину на плане 10 см в)2 км имеет длину на плане 20 см
– определи масштабы, если расстояние на местности 15 км соответствует длине на карте: а) 3 см б) 5 см в) 15 см
– определи по карте, в каком направлении от Санкт-Петербурга находится Каир?
– в каком направлении от Санкт-Петербурга находится южная оконечность острова Гренландия?
– в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург?
– чему равна географическая широта Южного полюса?

“Литосфера”.

Теоретическая часть.

Дрейфующие континенты. Горы и их образование. Горные породы и минералы. Разрушение гор. Возникновение каньонов. Топливное сырье. Эрозия. Вулканы и их типы. Истории крупных извержений. Землетрясения. Удивительные кристаллы, золото и алмазы.

Практические задания:

– нарисовать схематично разрушения, вызванные землетрясениями разной силы и подписать словом или выражением;
– нарисовать схему строения вулкана;
– найти и записать известные случаи извержений вулканов;
– найти и записать наиболее известные случаи землетрясений; в каких странах (на каких материках) наиболее часты землетрясения?
– обозначить на контурной карте крупнейшие горы (по выбору) , вулканы: Везувий, Этна, Гекла, Ключевская Сопка, с использованием карт атласа.

“Гидросфера”.

Теоретическая часть.

Круговорот воды в природе. Части Мирового Океана. Рельеф дна Мирового Океана. Свойства вод Мирового Океана. Волны, их виды. Приливы и отливы. Течения в Океане. Растительный и животный мир Океана. Исследование океанских глубин. Воды суши. Озера и грунтовые воды. Реки. Речная долина. Питание и режим рек. Работа воды. Ледники.

Практические задания:

– нарисуйте схему Мирового круговорота воды;
– с помощью географической карты докажите единство гидросферы;
– обозначьте на контурной карте части Мирового Океана;
– составьте устное описание Средиземного моря (или любого другого по выбору);
– приготовьте выразительное чтение стихотворений о реках;
– обозначьте на контурной карте крупнейшие реки и озера Земли;

“Атмосфера”.

Теоретическая часть.

Строение атмосферы и ее значение. Атмосферы планет. Водяной пар в воздухе. Виды облаков и осадки. Погода. Влияние человека на погоду.

Практические задания:

– рассмотрите демонстрационную картину “Строение атмосферы” (или рисунок); составьте рассказ о строении атмосферы (обратите внимание на толщину слоев);
– подготовьте сообщение о значении атмосферы и ее роли для жизни на Земле;
– нарисуйте пейзаж с одним из видов облачности;
– опишите погоду за любой день в целом, используя любые дополнительные сведения о погоде;

“Биосфера”.

Теоретическая часть.

Развитие жизни на Земле. Разнообразие и распространение живых организмов. Природные зоны Земли: экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, тайга, тундра. Природа гор.

Практические задания:

– подготовьте сообщения об обитателях степей, тайги, тундры (или любой другой природной зоны);
– решение кроссвордов: “Зона пустынь”, “Полярная зона и зона тундры”, “Леса умеренного пояса” (по выбору);
– обозначьте на контурной карте границы распространения природных зон Мира (можно в пределах одного из материков Земли – по выбору учащихся);

Учебно-тематический план программы “Введение в географию” для учащихся 5 классов.

№ П.п. Тема Кол-во часов Сроки проведения
 

1.


2.

3.

4.

 

5.

6.

7.

8.

9.

 

10.

11.

12.

 

13.

Введение. Планета Земля.

Образование Земли.
Положение Земли в Солнечной системе.

Географическая карта.

Масштаб. Определение направлений.

Географические координаты.

Литосфера.

Дрейфующие континенты.

Как образуются горы?

Горы. Горные породы и минералы.

Эрозия.

Вулканы.

Истории крупных извержений.

Что такое землетрясение?

Удивительные кристаллы, золото и алмазы.

Как разрушаются горы?

Возникновение каньонов.

Топливное сырье.

4

 

 

 

 

 

9

 
 

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Гидросфера.

Круговорот воды.

Океан. Океанское дно.

Течения и приливы.

Что такое волны?

Исследования океана.

Океанские ресурсы.

Земля, изрезанная ледниками.

Откуда берутся пещеры?

Озера.

Как возникают реки?

10  
 

24.

25.

26.

27.

 

28.

29.

Атмосфера.

Энергия Солнца.

Откуда появляется ветер?

Осадки.

Погода.

Прогноз погоды.

Ураганы, торнадо, смерчи.

Наводнения.

6  
 

30.

31.

32.

33.

34.

Биосфера.

Как развивалась жизнь на Земле?

Разнообразие живого.

Жизнь на разных материках Земли.

Природные зоны мира.

Подведение итогов.

4

 

 

 

 

1

 

Список использованной литературы:

  1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
  3. Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002.
  4. Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
  5. География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
  6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
  7. Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
  8. Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998.
  9. Ордынская М. Пустыни. “АСТ – Пресс”, 2001.
  10. Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.
  11. Фролова Н. Л., Широкова В. А. Реки и озера. – М.: Слово/slovo 2002.
  12. Черныш И. В. Водопады. “АСТ – Пресс”, 2000.
  13. Энциклопедия “Что есть что?”: Географические карты. – М.: Слово, 2001.
  14. Энциклопедия “Что есть что?”: Горы. – М.: Слово, 2001.
  15. Энциклопедия “Что есть что?”: Земля. – М.: Слово, 2001.
  16. Энциклопедия “Что есть что?: Небо. – М.: Слово, 2000.
  17. http://www.national-geographic.ru
  18. >http://www.unknownplanet.ru
  19. http://www.ocean.ru
  20. http://www.pogoda.ru
  21. http://www.nature.com
  22. http://www.fmm.ru