Цели:
- ознакомление с размножением и развитием животных; закрепление знаний о делении животных по группам, по составлению невидимых цепей и экологических пирамид;
- развитие логического мышления, сообразительности, самостоятельности;
- воспитывать доброе отношение к братьям нашим меньшим.
Оборудование:
- Иллюстрации животных разных групп в природе и со своими детёнышами
- Учебный фильм “Жизнь животных”
- Тесты, тетради “Проверь себя”, рабочие тетради, учебники
Ход урока
(Класс разделен на группы.)
1. Организационный момент.
– Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Не ленись, не зевай, всё что знаешь, отвечай.
Дружно поработаем – пятёрки заработаем.
2. Сообщение темы, целей.
– Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём!
(Р. Рождественский)
3. Проверка домашнего задания.
– Я загадаю вам загадки. Вы называете отгадку и группу, к которой это животное относится.
Я – зверёк лесной,
Встал, как столбик, под сосной
И стою среди травы-
Уши больше головы.
(Заяц – млекопитающие.)Я – не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Лечу – кричу,
Сяду – молчу
(Комар – насекомые.)Я – долгорукий старичок,
В уголке сплёл гамачок,
Приглашаю: “Мошки!
Отдохните, крошки!”
(Паук – паукообразные.)Вильну хвостом
Туда – сюда,
И нет меня,
И нет следа.
(Рыба – рыбы.)Звонко – звонко распеваю,
Возвратившись с юга в срок,
А вот песни занимаю
У дроздов, синиц, сорок.
(Скворец – птицы.)В траве мелькнёт,
Хвостом вильнёт.
Хвост оторвётся –
Другой наживёт.
(Ящерица – пресмыкающиеся.)
– Какие группы животных мы ещё не назвали?
(Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные.)
– Разгадываем кроссворд
|
ПО вертикали – У них восемь ног (четыре пары).
Составляем цепи питания и экологическую пирамиду. В помощь – иллюстрации.
– Работа в тетрадях “Проверь себя” стр. 28 и “Тесты” стр. 30–31 (Обговаривают верные варианты ответов, а учётчики за верные ответы ставят плюсики напротив фамилии отвечающего.)
4. Изучение нового материала.
Просмотр фрагментов из фильма “Жизнь животных”
(Звучат позывные сигналы. Висит плакат звёздного неба с названием некоторых планет и под ними кармашки с заданиями.)
– Жители этих планет просят вас самостоятельно добыть знания по теме “Размножение и развитие животных” и прислали вам задания.
1-я группа – Насекомые.
2-я группа – Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
3-я группа – Птицы, звери.
Дети читают тексты в учебниках, обсуждают в группах, договариваются, кто будет рассказывать для всего класса.
Выступления детей с заполнением таблицы на доске. Все заполняют таблицы в рабочих тетрадях. Учитель добавляет выступления материалом, которого нет в учебнике.
НАЗВАНИЕ ГРУППЫ | СТАДИИ РАЗВИТИЯ | ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ |
насекомые | ||
рыбы | ||
земноводные | ||
пресмыкающиеся | ||
птицы | ||
млекопитающие |
5. Итог урока.
Учитель проверяет листки учётчиков, выставляет отметки.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
(Я. Аким)
Д.З. В.Зотов “Лесная мозаика” сообщение по выбору.
Рабочая тетрадь стр. 48–49.