Урок окружающего мира по теме "Размножение и развитие животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. ознакомление с размножением и развитием животных; закрепление знаний о делении животных по группам, по составлению невидимых цепей и экологических пирамид;
  2. развитие логического мышления, сообразительности, самостоятельности;
  3. воспитывать доброе отношение к братьям нашим меньшим.

Оборудование:

  1. Иллюстрации животных разных групп в природе и со своими детёнышами
  2. Учебный фильм “Жизнь животных”
  3. Тесты, тетради “Проверь себя”, рабочие тетради, учебники

Ход урока

(Класс разделен на группы.)

1. Организационный момент.

– Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Не ленись, не зевай, всё что знаешь, отвечай.
Дружно поработаем – пятёрки заработаем.

2. Сообщение темы, целей.

– Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём!
(Р. Рождественский)

3. Проверка домашнего задания.

– Я загадаю вам загадки. Вы называете отгадку и группу, к которой это животное относится.

Я – зверёк лесной,
Встал, как столбик, под сосной
И стою среди травы-
Уши больше головы.
(Заяц – млекопитающие.)

Я – не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Лечу – кричу,
Сяду – молчу
(Комар – насекомые.)

Я – долгорукий старичок,
В уголке сплёл гамачок,
Приглашаю: “Мошки!
Отдохните, крошки!”
(Паук – паукообразные.)

Вильну хвостом
Туда – сюда,
И нет меня,
И нет следа.
(Рыба – рыбы.)

Звонко – звонко распеваю,
Возвратившись с юга в срок,
А вот песни занимаю
У дроздов, синиц, сорок.
(Скворец – птицы.)

В траве мелькнёт,
Хвостом вильнёт.
Хвост оторвётся –
Другой наживёт.
(Ящерица – пресмыкающиеся.)

– Какие группы животных мы ещё не назвали?

(Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные.)

– Разгадываем кроссворд

  1. Животные, тело которых покрыто перьями.
  2. Их тело покрыто иголками.
  3. Мягкое тело защищено раковиной.
  4. Часть жизни проводят на земле, часть в воде.
  5. Тело состоит из сегментов, покрытых  панцирем.
  6. Тело покрыто сухими чешуйками.
  7. Тело покрыто шерстью.
  8. У них три пары ног.
  9. Передвигаются с помощью плавников.
  10. Дождевые ….. помогают улучшать почву.

ПО вертикали – У них восемь ног (четыре пары).

Составляем цепи питания и экологическую пирамиду. В помощь – иллюстрации.

– Работа в тетрадях “Проверь себя” стр. 28 и “Тесты” стр. 30–31 (Обговаривают верные варианты ответов, а учётчики за верные ответы ставят плюсики напротив фамилии отвечающего.)

4. Изучение нового материала.

Просмотр фрагментов из фильма “Жизнь животных”

(Звучат позывные сигналы. Висит плакат звёздного неба с названием некоторых планет и под ними кармашки с заданиями.)

– Жители этих планет просят вас самостоятельно добыть знания по теме “Размножение и развитие животных” и прислали вам задания.

1-я группа – Насекомые.
2-я группа – Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
3-я группа – Птицы, звери.

Дети читают тексты в учебниках, обсуждают в группах, договариваются, кто будет рассказывать для всего класса.

Выступления детей с заполнением таблицы на доске. Все заполняют таблицы в рабочих тетрадях. Учитель добавляет выступления материалом, которого нет в учебнике.

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ
насекомые    
рыбы    
земноводные    
пресмыкающиеся    
птицы    
млекопитающие    

5. Итог урока.

Учитель проверяет листки учётчиков, выставляет отметки.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
(Я. Аким)

Д.З. В.Зотов “Лесная мозаика” сообщение по выбору.

Рабочая тетрадь стр. 48–49.