Цели урока:
- определить понятие “конструирование”, способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах; создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика с использованием возможностей графического редактора Paint;
- развитие речи, памяти, мышления, воображения, внимания учащихся, умения запускать программу и работать в ней;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование: презентация, ребус, оформление доске (инструменты, буквы, цифра 3) (Приложение 1, Приложение 2), задание для практической работы (приложение 3 – практическая), конверты с элементами мозаики, подушка, прихватка, наволочка, вышивка (сделанные с элементами мозаики).
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Посмотрите на доску. Что изображено на изображениях?
Ученики: Инструменты, которые используются в графическом редакторе Paint.
Учитель: За каждым инструментом (линия, прямоугольник, эллипс, заливка, выделение прямоугольной области) скрывается одна буква, чтобы их узнать нужно ответить на 5 вопросов и узнать какие буквы там находятся.
1. Дайте определение алгоритма. Ученики: Алгоритм – это последовательность действий, выполнение которых приводит к задуманному результату. 2. Перечислите типы алгоритмов Ученики: линейный, разветвляющийся, циклический. 3. Дайте определение циклическому алгоритму. Ученики: – Алгоритм, в котором действие выполняется указанное число раз, или пока не выполнится заданное условие. |
4. Расскажите последовательность действий при копировании объектов.
Ученики: выделить фрагмент, скопировать (любым из способов), вставить (любым из способов).
5. Что такое разветвляющийся алгоритм?
Ученики: Алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Учитель: Вот на все вопросы мы ответили, появились все буквы на доске. Теперь из разбросанных букв нужно составить слово. Какое это слово?
Ученики: Ручка
Учитель: Есть такой инструмент у нас в графическом редакторе?
Ученики: Нет
Учитель: Зато такой инструмент есть у каждого на рабочем столе перед вами, берем его в руки. Посмотрите на доске из букв, если их соединить, цифра 2, а рядом еще есть цифра 3 (сделана из цветной бумаги). Что в соединении получается 23 – это сегодняшняя дата урока, записываем ее в тетрадь.
Учитель: Тема зашифрована на доске в виде ребуса (Слайд 1), отгадав его поймете как называется тема сегодняшнего урока. “Конструирование из мозаики” (Слайд 2). Сегодня на уроке вы научитесь делать фигуры из элементов мозаики, используя компьютер
3. Изучение нового материала
Учитель: (Слайд 3) У многих из вас в детстве среди игрушек была мозаика – набор фигурок, из которых складывались различные картинки. В одних мозаичных наборах все фигурки имеют одинаковую форму и отличаются только по цвету (Слайд 4). Учитель демонстрирует мозаику из одинаковых форм фигурок.
В других мозаичных наборах все фигурки могут быть различной формы. Давайте посмотрим на цифру 3 в нашей дате и увидим, что изображение состоит из фигурок различной формы и разного цвета.
Учитель: Любая мозаика состоит из ограниченного числа деталей – типовых элементов (Слайд 5, записать в тетрадь).
Важная особенность деталей мозаики заключается в том, что их размеры подобраны так, чтобы при складывании не оставалось просветов. Такие детали называются совместимыми (Слайд 5).
(Слайд 6) Работа по составлению объектов из ограниченного числа деталей называется конструированием.
Ученики: делают записи в тетради.
Учитель: (Слайд 7) Конструирование из мозаики — это не только детское занятие. Это и одно из направлений искусства. Мозаичными панно украшали стены зданий с древних времен. Заслугой великого русского ученого М. В. Ломоносова является возрождение мозаичного искусства в России. Ему удалось открыть секрет изготовления специальных цветных стекол, из которых составлялись мозаичные полотна.
Запишем в тетрадь: Конструирование – это одно из направлений искусства. Заслугой великого русского ученого М. В. Ломоносова является возрождение мозаичного искусства в России.
Ученики: делают записи в тетради.
Учитель: И сейчас используется мозаичная техника. Учитель демонстрирует:
- Подушка из лоскутков материала
- Наволочка
- Вышивка (если каждый крестик принять за типовой элемент, то получается целая картина)
- И в современной архитектуре часто используют мозаику для украшения зданий. (Слайд 8).
Учитель: У вас у каждого набор с типовыми элементами мозаики в конверте. Составьте из элементов любое изображение.
Ученики: Выполняют задание.
Учитель: С учениками оценивают полученные результаты через несколько минут. В ваших наборах используется 10 различных форм из мозаики и каждый повторяется 3 раза, всего фигурок получается 30.
(Слайд 9) Разработать набор элементов мозаики можно и в графическом редакторе, а затем, используя его, конструировать различные узоры, фигурки и композиции. Важно выполнить единственное требование — детали должны быть совместимы.
Сегодня на практической такой набор типовых деталей мозаики мы и создадим.
4. Практическая работа
Учитель: (Слайд 10) Вам сегодня предстоит на основе одной фигуры – базового квадрата построить набор деталей мозаики.
Мы будем использовать следующие инструменты: кто помнит, какие были инструменты на доске в начале урока (5)?
Ученики: линия, прямоугольник, заливка, эллипс, выделение прямоугольной области.
Учитель: Вы должны будете создать такие же типовые элементы как у вас в конвертах и сохранить под именем “Меню мозаики”.
Ученики: выполняют работу на компьютере.
Учитель: отвечает на вопросы учеников, которые возникают по ходу практической работы, помогает ученикам, у которых возникают трудности.
5. Подведение итогов
Учитель: Что вы создавали в графическом редакторе?
Ученики: Набор деталей мозаики.
Учитель: На следующем уроке, пользуясь набором деталей мозаики, мы будем строить фигуры.
Учитель: Что такое конструирование?
Ученики: Конструирование – работа по составлению объектов из ограниченного числа деталей.
6. Домашнее задание (Слайд 11.)
Задание 1. Выучить записи в тетрадях.
Задание 2. Составить изображение из прямоугольника, разбитого на 14 деталей разной формы на альбомном листе. Игра – головоломка – СТОМАХИОН (учитель приводит примеры – наглядно детские работы и дает объяснение).