Цели урока:
- Знакомство с основными элементами книги.
- Обогащение и усложнение словарного запаса.
- Бережное отношение к книге.
Задачи урока:
- Расширять представление о важности чтения.
- Развивать интерес к источнику знаний.
- Воспитывать любовь к книге и чтению.
Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги.
Форма проведения: беседа, работа с личным словариком, викторина.
Материалы и оборудование: книги для практических занятий, проекционная мультимедийная аппаратура, презентация к уроку в программе Microsoft РоwerPoint.
Ход урока
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Вы снова гости библиотеки, и мы проведем с вами очередной библиотечный урок. О чем мы будем сегодня говорить? Я думаю, отгадав загадку, вы сможете мне ответить: Слайд 3.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а разговаривает?
– Правильно. Это книга.
– А вы рады встрече с книгой?
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА:
– Я приглашаю вас в наш замечательный “круг радости”. Сейчас мы возьмемся за руки и покажем, какая у нас большая радость встречи с книгой. (Дети берутся за руки и образуют круг). А теперь, мы покажем, как много друзей-книг нас окружает. (Дети поднимают руки вверх) Посмотрите! Вот они! Большие и маленькие, красивые и интересные, занимательные и увлекательные! Давайте скажем: “Здравствуй, книга! Ты наш друг, без тебя мы как без рук!” (дети усаживаются, занятие продолжается).
Беседа.
- Как вы думаете, зачем человеку нужны книги; ведь много интересного мы узнаём из телевизионных передач и фильмов?
- Кто из вас читает иногда?
- Кто из вас читает каждый день?
- Кто из вас посещает библиотеку?
- Расскажите о чём вы любите читать.
- Кто из ваших родных и близких любит читать книги? Расскажите о них (ответы детей).
Библиотекарь: Каждый человек должен стремиться много читать, потому что книга…
Библиотекарь предлагает детям послушать стихотворение Елены Кругловой о книге
Книга – это лучший друг,
Обо всём она расскажет,
И расширит знаний круг,
Она верный путь укажет.
С книгой можно отдохнуть,
С ней короче длинный путь.
Книга жизнь нам осветила.
В книгах – знание.
Знание – сила!
И ответить на вопросы:
- Объясните, как вы понимаете выражение “Книга – лучший друг”.
- Как вы думаете, в чём сила знаний? (ответы детей)
Вывод: знания помогают принимать правильные решения.
Физ. минутка “Поиграем в сказку”: тряпичная кукла и стойкий оловянный солдатик.
Библиотекарь: Расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат из сказки Г. Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигайтесь. А теперь, наклонитесь и расставьте руки так, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям эту позу или куклу.) Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной и т.д. Можно продолжать пока дети не расслабятся.
– Всем спасибо. Урок продолжается.
Слайд 4. Библиотекарь: Ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой, отгадайте его имя:
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит, это доктор … (Айболит).
Библиотекарь: Давайте поприветствуем нашего гостя.
Это не простотой доктор. Он лечит больных очень терпеливых, которые не умеют плакать, стонать и жаловаться. Эти больные – книги. Доктор Айболит хочет попросить вас ему в этом помочь:
У нас, ребята, в библиотеке
Для порванных книжек открыта больница.
Мы всех их в порядок должны привести,
От гибели бедные книжки спасти.
Представьте, что с вами мы стали врачами,
Одна лишь задача стоит перед нами:
Больных исцелить, чтоб здоровыми стали,
Чтоб сестра и братья их тоже читали.
Но для того, чтобы лечить больные книжки, нужно знать, что у них болит. Поэтому вам необходимо познакомиться с тем, как устроена книга. Хороший читатель непременно должен знать, как называются части книги.
И так, давайте рассмотрим на примере ваших учебников, как же устроена книга. Ведь учебник это тоже книга, только учебная. Возьмите в руки учебник. И что же вы видите? (дети отвечают, что они видят.
Внешние элементы книги:
Слайд 5. – Правильно, обложку. Каждая книга,
ребята обязательно одета в обложку, Она бывает
мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда
её называют переплётом. На них печатают фамилию
автора, название книги, иногда название
издательства и год
(Каждое новое слово записывается в личный словарик учащегося с кратким пояснением. Для этого нужно завести специальную тетрадь, она понадобится учащимся и в дальнейшем).
Дети внимательно рассматривают обложки своих учебников, сравнивают их.
Библиотекарь: А есть ещё и дополнительная обложка, которая называется – суперобложка. Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях (показать детям книгу в суперобложке).
– А теперь, скажите, что мы видим внутри обложки?
– Правильно листы. И не просто листы, а сшитые особым способом в единое целое. И называются они – книжным блоком. Книжный блок – основа книги.
– Следующий элемент книги вам уже давно знаком – это страница – одна из сторон листа бумаги в книге. Страниц бывает в книге мало или много. Когда их мало, они похожи на тетрадку и называются “брошюрой”. А когда их много, эти маленькие тонкие тетрадки скрепляются вместе – получается книга.
Внутренние элементы книги:
– Давайте полистаем страницы. И что же мы видим? Правильно, мы видим рисунки. Рисунки в книге занимают очень важное место и называются они – иллюстрации. (Пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами, изображениями). Библиотекарь просит детей повторить слово “иллюстрация” хором. Дети внимательно рассматривают иллюстрации, сравнивают их.
Библиотекарь: Ребята, у книги есть еще и другие элементы, но с ними мы познакомимся позже на следующих уроках.
– Скажите, что нужно сделать, чтобы книги дольше жили?
Ответы детей: за ними нужно ухаживать, оберегать от пыли, грязи, всегда держать на полке и в обложке, пользоваться закладками, беречь от огня и воды.
Слайд 6. – “Правила обращения с книгой”. Библиотекарь предлагает детям познакомиться с правилами обращения с книгой:
- Нельзя перегибать листы.
- Нельзя загибать книжные страницы.
- Нельзя закладывать в книги карандаши.
- Нельзя писать и рисовать в книгах.
- Нельзя брать книги грязными руками.
- Нельзя читать книги во время еды.
- Нельзя читать книги на солнце.
– Давайте всегда об этом помнить!
Библиотекарь: Наступило время поиграть. Вы готовы? Тогда отгадайте загадку: Слайд 8.
Бабусю знает целый свет
Ей отроду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Изба ее на курьих ножках.
Кто это? (Баба Яга).
Библиотекарь: Баба-Яга сегодня тоже будет нашим гостем.
Она летала на метле, пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла, да загадки сочиняла.
В гости к лешему сходила, все отгадки позабыла.
– Поможем ей, ребятки, отгадать её загадки? Хорошо, тогда слушайте: (Электронная викторина. Слайды 9–24)
Слайд 25. Библиотекарь: Думаю, наша гостья осталась довольна вами, ребята. Вы прекрасно справились с загадками. Скажем гостье: “До свидания”. (Дети прощаются со сказочным героем).
Библиотекарь: Наш урок подходит к концу. Думаю, что вы все были очень внимательны. Так ли это?
Давайте проверим.
Слайд 26. Библиотекарь показывает элементы книги, предлагает детям назвать их и объяснить значение. (Ответы детей).
Библиотекарь: Ребята, вы это должны хорошо запомнить.
Спасибо всем за урок, за хорошие ответы на загадки Бабы Яги. Ну что ж, на этой приятной ноте можно и закончить нашу встречу. Всех ребят, которые решили подружиться с книгой, я приглашаю в библиотеку.
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лестнице знаний шагайте смелей.
Пусть чудесные встречи
И добрые книжки
Ступеньками будут на ней!
Слайд 28. До свидания, до следующих встреч!
Использованная литература:
- Школьная библиотека. №3. 2003 г. (Казахстанское издание).
- Воспитательная работа в школе. №6. 2006 г. (Казахстанское издание).
- Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Выпуск №4.– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 256 с.