Цели:
образовательные:
- завершение формирования образного представления о Древнем Египте;
- обобщение знаний учащихся о Древнем Египте;
воспитательные:
- воспитание у учащихся уважения и бережного отношения к наследию Древнего Египта;
- привитие бережного отношения к сохранившимся памятникам древнеегипетской культуры;
развивающие:
- развитие умения ориентироваться в определенной исторической эпохе;
- развитие навыка по краткой характеристике определять событие, историческую личность;
- развитие мыслительных и коммуникативных навыков;
- формирование умения систематизировать знания.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедиапроектор
- Презентация “Своя игра”.
Ход урока
Дорогие ребята! Загадочный и манящий, таинственный и непознанный Древний Египет всегда притягивал взоры исследователей. Культурное наследие Древнего Египта велико, его вклад в развитие древней цивилизации неоценим. И сегодня мы отправляемся в итоговое путешествие - игру по Древнему Египту. Итак, начинаем!
Вопросы игры составлены по семи категориям:
- Лента времени.
- Нил- дар Египта.
- Жизнь египтян.
- Военные походы.
- Архитектура.
- Письменность, религия.
- Египет и Петербург.
В каждой категории по пять вопросов, оцененных в 10, 20, 30, 40 и 50 баллов в зависимости от сложности.
Лента времени:
- Когда Египет стал единым государством? В третьем тысячелетии до нашей эры.
- Когда была построена пирамида Хеопса? Около 2600 года до нашей эры.
- Когда совершал свои походы фараон Тутмос? Около 1500 года до нашей эры.
- Что было раньше и насколько: походы Тутмоса или строительство пирамиды Хеопса? Постройка пирамиды Хеопса была раньше на 1100 лет.
- Когда территория Египта была самой большой? Около 1500 года до нашей эры при Тутмосе.
Нил - дар Египта:
- Впадая в Средиземное море, Нил разделяется на несколько рукавов и образует большой треугольник. Как он называется? Дельта.
- Откуда и куда течет Нил? С юга на север, из Великих озер Африки в Средиземное море.
- Какие растения растут в долине Нила? Папирус, финиковые пальмы, душистые акации.
- Устройство, помогавшее поднимать воду в сады и на высоко расположенные поля… Шадуф.
- “Слава тебе, … , приходящий, чтобы оживить Египет!
Орошающий пустыню, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.
Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.
Когда же он приходит, земля ликует и всё живое в радости.
Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле…”.
Кому посвящена песня? Нилу
Жизнь египтян:
- Назовите два основных занятия египтян. Земледелие и скотоводство.
- Какое земледельческое орудие труда изобрели египтяне? Плуг.
- Ремесленники каких специальностей жили и работали в Египте? Гончары, ювелиры, ткачи, столяры, плотники, кораблестроители, кожевники…
- Какой цветок египтяне считали священным, символом солнца, скромности и невинности? Лотос.
- Найден отрывок древнего папируса. “Я живу в богатой стране, в городе Буто. Рядом великая река впадает в море. Наш город славится гончарами, ткачами, кораблестроителями, строителями каналов и дамб…”. Где жил автор письма, в какой части страны? В Нижнем Египте.
Военные походы:
- В египетской армии воины были вооружены копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами, булавами, щиты были деревянными. Как назывались эти воины? Пехотинцы.
- Из кого состояло египетское войско? Из пехоты и колесниц.
- Воины после походов возвращались с добычей. Что они привозили на родину? Рабов, древесину, серебро, ткани, украшения, сосуды…
- Кого в Египте называли “живые убитые”? Пленников.
- Какие страны покорило египетское войско? Финикию, Палестину, Нубию, Сирию.
Архитектура:
- Как назывались огромные гробницы фараонов? Пирамиды.
- Строительное искусство это…? Архитектура.
- Он жил примерно 4600 лет назад. Как о правителе страны о нем мало сведений. Зато сохранилась его знаменитая постройка. О ком идет речь и что это за постройка? О фараоне Хеопсе и его пирамиде.
- После походов Тутмоса Египет стал богатейшей страной. Большую часть завоеванных богатств фараоны отдавали в … Храмы .
- Он высечен из гранита, нередко имеет остроконечную вершину, нередко покрыт золотом, именуется “ иглой фараона”, “лучом солнца”… О чем идет речь? Об обелиске.
Письменность, религия:
- Древнеегипетская письменность была пиктографической - письмо рисунками. Знаков - рисунков было более 750, они назывались… Иероглифы.
- Как называется гроб, в который клали мумию фараона? Саркофаг.
- Назовите священных животных. Кошка, корова, крокодил, лев, павиан, ибис, жук- скарабей, сокол, змея.
- Что означает выражение “ухо мальчика на его спине”? Учиться в египетской школе было очень трудно, детей нередко наказывали…
- Какой ученый расшифровал египетское письмо? Франсуа Шампольон.
Египет и Петербург:
-
Назовите музей, в котором хранятся подлинные
египетские ценности? Эрмитаж.
- Как называется ученый, изучающий Египет? Египтолог, востоковед.
- Назовите трех ученых Петербурга, исследовавших Египет? Тураев, Струве, Никольский.
- Какой фараон имел портретное сходство со сфинксами из Фив, находящимися в Петербурге? Аменхотеп III.
- Работы этого скульптора до сих пор украшают три петербургских моста. Назовите его. Павел Петрович Соколов.
Подведение итогов.