Урок повторения по теме "Древний Египет"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

образовательные:

  • завершение формирования образного представления о Древнем Египте;
  • обобщение знаний учащихся о Древнем Египте;

воспитательные:

  • воспитание у учащихся уважения и бережного отношения к наследию Древнего Египта;
  • привитие бережного отношения к сохранившимся памятникам древнеегипетской культуры;

развивающие:

  • развитие умения ориентироваться в определенной исторической эпохе;
  • развитие навыка по краткой характеристике определять событие, историческую личность;
  • развитие мыслительных и коммуникативных навыков;
  • формирование умения систематизировать знания.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор
  3. Презентация “Своя игра”.

Ход урока

Дорогие ребята! Загадочный и манящий, таинственный и непознанный Древний Египет всегда притягивал взоры исследователей. Культурное наследие Древнего Египта велико, его вклад в развитие древней цивилизации неоценим. И сегодня мы отправляемся в итоговое путешествие - игру по Древнему Египту. Итак, начинаем!

Вопросы игры составлены по семи категориям:

  1. Лента времени.
  2. Нил- дар Египта.
  3. Жизнь египтян.
  4. Военные походы.
  5. Архитектура.
  6. Письменность, религия.
  7. Египет и Петербург.

В каждой категории по пять вопросов, оцененных в 10, 20, 30, 40 и 50 баллов в зависимости от сложности.

Лента времени:

  • Когда Египет стал единым государством? В третьем тысячелетии до нашей эры.
  • Когда была построена пирамида Хеопса? Около 2600 года до нашей эры.
  • Когда совершал свои походы фараон Тутмос? Около 1500 года до нашей эры.
  • Что было раньше и насколько: походы Тутмоса или строительство пирамиды Хеопса? Постройка пирамиды Хеопса была раньше на 1100 лет.
  • Когда территория Египта была самой большой? Около 1500 года до нашей эры при Тутмосе.

Нил - дар Египта:

  • Впадая в Средиземное море, Нил разделяется на несколько рукавов и образует большой треугольник. Как он называется? Дельта.
  • Откуда и куда течет Нил? С юга на север, из Великих озер Африки в Средиземное море.
  • Какие растения растут в долине Нила? Папирус, финиковые пальмы, душистые акации.
  • Устройство, помогавшее поднимать воду в сады и на высоко расположенные поля… Шадуф.
  • “Слава тебе, … , приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий пустыню, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.
Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.
Когда же он приходит, земля ликует и всё живое в радости.
Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле…”.

Кому посвящена песня? Нилу

Жизнь египтян:

  • Назовите два основных занятия египтян. Земледелие и скотоводство.
  • Какое земледельческое орудие труда изобрели египтяне? Плуг.
  • Ремесленники каких специальностей жили и работали в Египте? Гончары, ювелиры, ткачи, столяры, плотники, кораблестроители, кожевники…
  • Какой цветок египтяне считали священным, символом солнца, скромности и невинности? Лотос.
  • Найден отрывок древнего папируса. “Я живу в богатой стране, в городе Буто. Рядом великая река впадает в море. Наш город славится гончарами, ткачами, кораблестроителями, строителями каналов и дамб…”. Где жил автор письма, в какой части страны? В Нижнем Египте.

Военные походы:

  • В египетской армии воины были вооружены копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами, булавами, щиты были деревянными. Как назывались эти воины? Пехотинцы.
  • Из кого состояло египетское войско? Из пехоты и колесниц.
  • Воины после походов возвращались с добычей. Что они привозили на родину? Рабов, древесину, серебро, ткани, украшения, сосуды…
  • Кого в Египте называли “живые убитые”? Пленников.
  • Какие страны покорило египетское войско? Финикию, Палестину, Нубию, Сирию.

Архитектура:

  • Как назывались огромные гробницы фараонов? Пирамиды.
  • Строительное искусство это…? Архитектура.
  • Он жил примерно 4600 лет назад. Как о правителе страны о нем мало сведений. Зато сохранилась его знаменитая постройка. О ком идет речь и что это за постройка? О фараоне Хеопсе и его пирамиде.
  • После походов Тутмоса Египет стал богатейшей страной. Большую часть завоеванных богатств фараоны отдавали в … Храмы .
  • Он высечен из гранита, нередко имеет остроконечную вершину, нередко покрыт золотом, именуется “ иглой фараона”, “лучом солнца”… О чем идет речь? Об обелиске.

Письменность, религия:

  • Древнеегипетская письменность была пиктографической - письмо рисунками. Знаков - рисунков было более 750, они назывались… Иероглифы.
  • Как называется гроб, в который клали мумию фараона? Саркофаг.
  • Назовите священных животных. Кошка, корова, крокодил, лев, павиан, ибис, жук- скарабей, сокол, змея.
  • Что означает выражение “ухо мальчика на его спине”? Учиться в египетской школе было очень трудно, детей нередко наказывали…
  • Какой ученый расшифровал египетское письмо? Франсуа Шампольон.

Египет и Петербург:

  • Назовите музей, в котором хранятся подлинные египетские ценности? Эрмитаж.
  • Как называется ученый, изучающий Египет? Египтолог, востоковед.
  • Назовите трех ученых Петербурга, исследовавших Египет? Тураев, Струве, Никольский.
  • Какой фараон имел портретное сходство со сфинксами из Фив, находящимися в Петербурге? Аменхотеп III.
  • Работы этого скульптора до сих пор украшают три петербургских моста. Назовите его. Павел Петрович Соколов.

Подведение итогов.