Проблема: «Профилактика простудных заболеваний, ОРВИ и гриппа».
Форма урока: решение проблемного вопроса при решении задач, урок – беседа, обсуждение.
Цели урока:
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Действия с десятичными дробями», развить познавательный интерес к вычислению действий с десятичными дробями.
- Способствовать грамотному усвоению темы на примерах при решении задач, отработке практических навыков выполнения действий с десятичными дробями.
- Содействовать сознательному пониманию проблемы в современной жизни «Профилактика простудных заболеваний».
- Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о профилактике простудных заболеваний и понятии «Здоровый образ жизни».
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его, обсуждая проблему профилактики простудных заболеваний, ОРВИ и гриппа. Нужно ли делать прививки от гриппа, и какие самые простые меры применяют для профилактики простудных заболеваний.
2. Устный счет.
Проведем «зарядку» для ума.
Учащиеся отвечают цепочкой:
а) вычислите:
3,18 – 1,08
2,06 + 1,04
5,4 · 0,1
4,08 : 4
б) выполните деление
40 : 0,4
0,8 : 0,2
100 : 0,1
в) найдите сумму результатов вычислений:
5,77 + 0,23
2,85 – 1,85
0,8 · 0,5
0,5 · 2
г) Ответьте на вопросы:
- может ли произведение двух чисел оказаться меньше одного из множителей?
- меньше обоих множителей?
Приведите примеры.
3. Решение задач.
Сообщение учителя. Источником простудных заболеваний являются бактерии и вирусы, которые передаются воздушно-капельным путем. При разговоре, кашле, чихании возбудители рассеиваются на расстоянии до 2-3 метров. Наиболее надежным средством снижения заболеваемости являются профилактические прививки. Эпидемия заболевания – это период, на который приходится наибольшее количество заболевших.
Решите задачи:
- В период эпидемии гриппа 0,7 учащихся класса заболели. Сколько учеников устояло перед вирусом, если всего в классе 30 учащихся?
Ответ: 9 учеников. - Решите задачу с помощью уравнения:
Иванов Сергей, ученик 5 класса, ходил в школу заболевшим. За первый день он заразил несколько человек, за второй в два раза больше и в третий день столько, сколько в первый и во второй день вместе. После этого родители спохватились и вызвали врача. Сколько учеников заразилось гриппом в первый день, если из 30 человек здоровыми остались 18?
Ответ: 2 человека.
Комментарий учителя: для профилактики гриппа необходимо изолировать больных и проветривать помещение, делать влажную уборку, своевременно делать прививки.
- Каждый новый возбудитель гриппа возникал в прошлом через 12 лет. Какое количество сильных эпидемий перенесет за свою жизнь средний житель, если продолжительность его жизни 75 лет?
Ответ: 6,25.
Физкультминутка.
4. Игра – соревнование.
Каждой команде разлаются одинаковые карточки с примерами и таблицей.
Решите примеры, занесите ответы в таблицу и узнайте, как называется способ, с помощью которого можно избежать массового заболевания.
5,72 + 35,8 - В |
|
68,08 + 1,94 – Ц |
|
14,97 + 0,079 – Я |
932,6 – 876 –А |
|
200,3 – 118,43 – И |
|
53,8 + 8,503 – Н |
111,11 – 83,38 – К |
|
|
|
|
41,52 |
56,6 |
27,73 |
70 |
81,87 |
62,303 |
56,6 |
70 |
81,87 |
15,049 |
В |
А |
К |
Ц |
И |
Н |
А |
Ц |
И |
Я |
Комментарий учителя. Эдвард Дженнер – английский врач, первым открыл способ, и спас множество людей от оспы с помощью простой прививки. Профилактические прививки были названы «вакцинацией».
5. Самостоятельна работа.
Решите примеры и определите истинность высказываний. Из букв, соответствующих истинным высказываниям, составьте слово. Что оно обозначает?
Примеры написаны на доске. Для проверки самостоятельной работы на обратной стороне доски написаны правильные ответы.
0,5 : 0,025 < 68,03 · 0,002 – И
0,9 + 0,284 < 4,24 + 78,26 – Л
96,38 - 96,21 > 2,24 + 6,35 – Е
6,35 · 5,87 > 4,28 · 7,21 – М
1,4583 + 2,1 < 6,3 - 2,058 – М
5 - 0,99 < 0,882 + 3,133 – А
6,48 : 0,06 > 9,35 · 8,57 – У
145,42 - 112,35 > 13,598 + 7,412 – Н
21,12 - 13,31 < 2,57 + 4,035 – И
75 + 0,562 > 15,06 + 5,004 – И
84,36 : 0,3 > 572,1 : 30 – Т
478,2 · 0,5 < 85,3 · 3,8 – Е
57,8 · 0,05 > 85,3 · 0,1 – З
60,55 - 9,8 > 61,57 - 12,8 – Т
Ответ: иммунитет.
- Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекциям. Самыми простыми способами повышения иммунитета являются закаливание и употребление витаминов.
6. Инструктаж домашнего задания.
Каждому ученику раздаются карточки с заданием.
Выполнив правильно задание, вы узнаете о самом распространенном заболевании в нашей стране, ежегодно им болеют более 30 млн. людей.
Карточка.
Зная, что 728 · 5608 = 4082624, найдите правильные ответы. Из соответствующих им букв составьте название самого распространенного на земном шаре заболевания.
7,28 · 56,08 |
408262,4 – В |
4,082624 – П |
408,2624 –О |
40826,24 –Е |
72,8· 0,5608 |
4,082624 – К |
408262,4 – М |
408,2624 – У |
40,82624 – Р |
728 · 5,608 |
4082,624 – В |
408,2624 – К |
408262,4 – О |
40,82624 – П |
7,28 · 0,5608 |
4082,624 – К |
4,082624 – И |
40,82624 – Ч |
4082624 – Ж |
Ответ: ОРВИ.
7. Итог урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы повторили правила выполнения действий с десятичными дробями. При решении задач и примеров мы узнали, как называется период массового заболевания людей, какие способы существуют для профилактики простудных заболеваний; как называется невосприимчивость организма к инфекциям.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Литература.
- «Здоровье» - учебно-методическое пособие для учителей 1 – 11 классов.В.Н.Касаткин, Л.А.Шеплягина.
- «Сборник заданий по математике на тему здоровья 5 – 9 классы». Т.М.Алимова, М., 2003г.
- «Современный урок». С.В.Кульневич. Изд. «Учитель» 2005г.
- «Профилактика инфекционных заболеваний». Б.А.Святский, В.Н.Устькачинский.