Цели урока: (слайд 2)
- Познакомить учащихся с двоичной системой счисления.
- Сформировать навыки выполнения арифметических действий с двоичными числами
Ход урока
I. Начало урока
Учитель: Для того чтобы лучше освоить двоичную систему счисления, необходимо освоить выполнение арифметических действий над двоичными числами.
Все позиционные системы счисления ”одинаковы”, а именно, во всех них арифметические операции выполняются по одним и тем же правилам:
- справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный, ассоциативный, дистрибутивный;
- справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;
- Правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.
Рассмотрим правила выполнения арифметических операций
II. Изучение нового материала
- Сложение. (Слайды 5,6)
- Вычитание. (Слайды 9,10)
- Умножение. (Слайды 7,8)
- Деление. (Слайд 11)
Таблица сложения двоичных чисел.
+ | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 10 |
Примеры:
Из примеров видно, что при сложении столбиком двух цифр справа налево в двоичной системе счисления в следующий разряд может переходить только единица.
При выполнении операции вычитания всегда из большего по абсолютной величине числа вычитается меньшее и у результата ставится соответствующий знак.
Таблица вычитания
- | 0 | 1 |
0 | 0 | 11 |
1 | 1 | 0 |
Примеры:
Операция умножения выполняется с использованием таблицы умножения по обычной схеме с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя.
Таблица умножения
* | 0 | 1 |
0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Примеры:
При делении столбиком приходится в качестве промежуточных результатов выполнять действия умножения и вычитания. Но в двоичной системе счисления промежуточные умножения сводятся у умножению делителя или на 0 или на 1, поэтому наиболее сложной остаётся операция вычитания, которую надо научиться делать безошибочно.
Пример:
III. Закрепление изученного. (слайд 12)
№1 Выполните сложение: | №2 Выполните умножение: |
1) 100101+101= | 2) 1) 100001*10010= |
3) 101101+111= | 4) 2) 110001*1011= |
5) 11001,1+11,01= | 6) 3) 101*101= |
№3 Выполните вычитание: | №4 Выполните деление: |
1) 1000101-1010= | 2) 1) 10000:10= |
3) 1101101-110= | 4) 2) 101101:101= |
5) 110101-101= | 6) 3) 100011:11= |
Ребята выполняют работу самостоятельно. Потом открыть слайд с ответами.
Ответы. (Слайд 13)
№1 Выполните сложение: | №2 Выполните умножение: |
1) 100101+101= 101010 | 2) 1) 100001*10010=1001010010 |
3) 101101+111= 110100 | 4) 2) 110001*1011=1000011011 |
5) 11001,1+11,01=11100,11 | 6) 3) 101*101=11001 |
№3 Выполните вычитание: | №4 Выполните деление: |
1) 1000101-1010= 111011 | 2) 1) 10000:10=100 |
3) 1101101-110= 1100111 | 4) 2) 101101:101=1001 |
5) 110101-101= 110000 | 6) 3) 100011:11=1011 |
IV. Домашняя работа (слайд 14)
1. Выучить правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.
2. Выполните действия:
- 110010+11,01
- 1111001-1101
- 10101,1*11
- 10101110:101
Конец урока.