Конспект урока по окружающему миру "Растениеводство"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока: ознакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь, познавательную активность, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства (слайд2).

Оборудование: ИКТ – презентация “Растениеводство”, гербарии, рисунки с изображением представителей сельскохозяйственных профессий, карточки с названиями культур.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Отгадайте загадки.

С неба
Солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною –
Золотые усачи. (Пшеница.)

Что за две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливается,
Две недели подсыхает? (Рожь.)

– Чем похожи рожь и пшеница? (Это зерновые культуры.)

– Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур? (Растениеводство.)

II. Актуализация знаний.

Введение в новую тему.

– Давайте рассмотрим отрасли растениеводства (слайд 3).

– К какой отрасли растениеводства можно отнести названные культуры? (Полеводство.)

– Какая зерновая культура даёт нам белый хлеб? (Пшеница.) (слайд 4).

Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая (слайд 5).

– Отгадайте загадку.

Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла. (Мука.) (слайд 6).

– Какая зерновая культура даёт нам тёмный хлеб? (Рожь.) (слайд 7,8).

– Ещё одной из самых признанных культурных растений является – гречиха. Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная. В древности гречневую кашу называли княгиней, её подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили: “Матушка наша – гречневая каша, а хлебец ржаной – отец родной” (слайд 9,10).

III. Физкультминутка.

Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена
Садовод любовался на всходы:
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
– Никогда и нигде:
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.

IV. Работа по теме урока.

– Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. О картофеле поговорим подробнее. Он родом из Южной Америки. В 1697 году Царь Пётр I привёз первые клубни в Россию. Крестьяне долго отказывались разводить картофель. Были даже картофельные бунты. Петербургские модницы украшали цветами свои причёски (слайд 12).

– Ещё мы остановимся на одной из самых распространённых культур растениеводства в нашем краю – подсолнечнике, из семян которого получают замечательное подсолнечное масло. (Слайд 13)

– Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу (слайд 14).

– Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани (слайд 15).

– Следующая отрасль растениеводства – овощеводство (слайд 16).

– Чем занимается эта отрасль?

– Какие овощные культуры вам известны?

– Где выращивают овощи?

– Что называют открытым и защищённым грунтом?

– У кого из вас есть садовый участок, дача или дом в деревне?

– Выращивают ли ваши родители что-то в теплицах?

– Для чего строят теплицы?

– Ещё одна отрасль растениеводства – плодоводство (слайд 17).

– Попробуйте с помощью словообразования объяснить смысл слова плодоводство. (Разведение плодов.)

– Какие растения дают плоды?

– Для чего люди выращивают плодовые культуры?

– А для чего выращивают цветы?

– Как называется отрасль растениеводства, занимающаяся разведением цветов? (Цветоводство.) (слайд 18).

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по таблицам-карточкам.

Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся конверт с картинками культурных растений. Первая группа должна подобрать картинки с зерновыми культурами, вторая – с кормовыми, третья – с прядильными.

Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница.

Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.

Прядильные: лён, хлопчатник.

2. Представьте, что вы бригадиры в хозяйстве, где собирают большой урожай яблок и груш. Расскажите о своей работе.

План рассказа.

  1. Что вы предложите для лучшего хранения и использования урожая?
  2. Какое предприятие нужно построить в этом хозяйстве?
  3. Что у вас за профессия?

VI. Итог урока.

– Что такое растениеводство?

– Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания?

– Какие растения люди выращивают на корм домашним животным, а какие – для получения волокна?

VII. Домашнее задание. (Слайд 19)

1.Ответить на вопросы раздела “Подумай”, стр. 58.

2. Выполнить задания 1, 2, стр. 58.

3. Прочитать статью о Н.И.Вавилове, стр. 59.