Цели урока:
1) Обобщить и закрепить знания об осенних изменениях в жизни животных и птиц.
2) Показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений.
3) Воспитать у детей стремление оказывать посильную помощь животным в трудное время года.
Оборудование: компьютер, рисунки грибов, картины с изображением диких и домашних животных, зимующих и перелётных птиц, гербарная папка, свод правил поведения в лесу, выставка книг о Воронежском крае, коллекции иллюстраций “Лекарственные растения”, “Птицы нашей Родины”, “Животный мир”, скворечник, кормушка для птиц, сигнальные карточки, бумага, цветные карандаши.
Ход
урокаI. Оргмомент.
(Открывается 1-я страничка сайта, на фоне музыки дети читают стихи).
Осенние мелодии,
Они везде мне слышится.
Своею тихой прелестью
Меня к себе манят.
Под дивную мелодию
Легко, привольно дышится.
И это всё навеял мне
Красавиц – листопад.
Я вижу чудо дивное – листья разноцветные
Летят, танцуя в воздухе, изящно и легко.
И сердце наполняют мне мелодии приветные,
Чарующие звуки запали глубоко.
Осенние мелодии, они во всём мне слышатся –
И в стае журавлиной, и в проливном дожде.
Всё, что услышать хочется, в осенний вечер длинный,
В окно стуча тихонечко, споёт сам дождь тебе.
– Ребята, сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие по осеннему лесу. Помогать в этом нам будет компьютер.
Девиз урока: “Любить и охранять родную природу.
Прежде чем отправиться в путешествие, давайте
вспомним
правила поведения в лесу. (Беседа по правилам
поведения в
природе).
Хором: “Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес”. 1-я остановка “Грибная”. (2 стр. сайта)
Загадки о грибах.
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены.
Кто это? (все – грибы)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали, приметных.
Собирай, не мешкай
Это... (сыроежки.)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту
Зовусь я... (подосиновик.)
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)
Не спорю, не белый я,
Братцы, попроще.
Расту обычно в берёзовой роще. (Подберёзовик.)
– Сколько грибов много, но их надо правильно определить, где съедобный, где – нет.
Только ты не поддавайся и пониже наклоняйся.
(Чтение стихов с компьютера)
Раз поганки здесь растут,
Значит, белый будет тут.
Там, где солнышко пригрело,
Задержаться можно смело,
Значит, здесь семья маслят
Или рыжики стоят.
Лисички и волнушки,
Те подальше от опушки
Водят яркий хоровод.
Кто увидит, тот возьмёт.
А весёлые ребята,
Тонконогие опята
Притаились возле пня.
И кричат: “Найди меня!”
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят.
Но грибы, что прячет лес.
Это чудо из чудес.
– Сколько грибов мы набрали!
– А всё ли мы знаем о грибах?
Тест “Грибы – это грибы”
(Работа с сигнальными карточками.)
- Грибы – это растения.
- Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы.
- Рыжик и лисичка – съедобные грибы.
- Может ли гриб вырасти на дереве?
- Животные едят несъедобные грибы?
- Может ли гриб дерево съесть?
- Самый ядовитый гриб – мухомор.
- Съедобен ли дождевик?*
- За грибами следует отправляться днём.
Экологические задачи.
1). “Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.
– Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!
– Они же несъедобные, поганки, – ответил Вова. Кто из мальчиков прав?”
2). “Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?”
(Этот грибник погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет.)
– Как надо правильно собирать грибы? На дереве жалоба грибов:
“Солите, варите и жарьте грибы.
Только грибницу не трогайте вы.
Она словно нить, глубоко под землёй.
Её повредить – и не будет другой.”
II. А вот и другая полянка.
Здесь живут разные птицы и звери. (3 стр. сайта)
• Как ведут себя животные осенью?
а) Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)б). Среди двора
Стоит копна
Спереди вилы,
Сзади метла. (Корова)В). Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая грива. (Лошадь)г).С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза)д) Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)а) Что за зверь лесной,
Встал как столбик, под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы? (Заяц)б).Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой,
Голодный? (Волк)в).По деревьям, по кустам
Скачет рыжий шарик сам.
Он орешки собирает
И грибочки запасает.
Он живёт в лесу густом,
Дом его зовут дуплом. (Белка)г). Думал, кошка,
Крикнул: “Брысь!”
Оказалось это-...(Рысь)д).Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боятся мышка
И зайка шалунишка
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
(Это домашние и дикие животные.)
– Чем отличаются условия жизни этих животных?
– Как человек может помочь диким животным зимой?
3).Работа по группам с раздаточным материалам.
– Разделить карточки с изображением животных на домашних и диких. Рассказать о том, какую пользу приносят домашние животные.
– Осень приносит новую одежду деревьям, кустарникам.
Красив и печален русский лес осенью.
– Почему красив? (Листья на деревьях стали жёлтые, красные)
– А почему печален? (Тихо в лесу, почти совсем не слышно птичьих голосов.)
4). Беседа о перелётных и зимующих птицах.
– Да, ребята, нелегко приходится с наступлением осени нашим пернатым друзьям. А почему?
– Многие из них улетели в тёплые края.Каких перелётных птиц вы знаете?
– А некоторые остались зимовать с нами. Какую помощь можем оказать им мы?
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Физкультминутка.
Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.
III. Продолжаем наше путешествие дальше. А вот ещё одна остановка “Лиственный лес.”
(4 стр. сайга)– В лесу так хорошо дышится. Дети приготовили нам репортаж.
– Внимание! Внимание!
Начинаем лесную передачу о деревьях.
1 ученик:
Я расскажу вам о дубе. Дуб растёт медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые жёлуди даёт только через 20 лет.
2 ученик:
А берёзка растёт очень быстро. За 25 лет она достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое растение высасывает из земли до 41 ведра воды. Берёза-дерево-пионер. Она растёт на вырубленных местах.
3 ученик:
А я липа. Цветы липы дают первоклассный мёд.
4 ученик:
Среди дикорастущих растений много съедобных .
Можно, когда нет продуктов, сварить обед из 3-х блюд.
На 1-е приготовить суп из щавеля или стеблей молодой крапивы,
на 2-е – солянку из корней лопуха,
на 3-е лимонад из кислицы.
– А хорошо ли вы, ребята, знаете деревья нашего края?
(Работа с гербарием.)
– Какому дереву принадлежит веточка?
(Липа, клён, дуб, сосна, ива, берёза, осина, акация)
IV. Последняя остановка “Костёр”.
(5 стр. сайта)Начнём соревнование у костра.
- Какими животными славится Воронежский заповедник?
- Назовите лекарственные растения.
- Листья каких деревьев осенью краснеют?
- Кто собирает яблоки спиной?
- У кого щека вместо мешка?
(Победителей награждают орденами Совы , так как сова в лесу самая мудрая.)
В нашей защите нуждается лес.
Нарисуйте знаки, которые бы вы поставили при въезде в лес.
Конкурс “Нарисуй, знак”.
(Выставка рисунков.)
Мы любим лес в любое время года,
' Мы слышим речек медленную речь...
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
Дети прощаются с лесом: “До свидания!”
Ты расти на радость людям.
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!