Цели урока:
– дать представление о словах, отвечающих на
вопросы какой? какая? какое? какие?;
– упражнять в подборе слов-признаков;
– развивать умение ставить вопросы к
словам-признакам;
– развивать речь учащихся;
– развивать у детей умение работать коллективно,
в группах;
– воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование урока: интерактивная доска, таблицы, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Дети, вам тепло? (Да)
– В классе светло? (Да)
– Прозвенел уже звонок? (Да)
– Уже закончился урок? ( Нет)
– Только начался урок? (Да)
– Хотите учиться? (Да)
– Значит, можно всем садиться!
– Откройте, пожалуйста, свои тетради и оформите работу. (Число, Классная работа)
II. Сообщение темы урока, его целей и задач.
Слайд 1. На интерактивной доске слайд со словами:
рябина берёза дуб белоствольная клён
– Ребята, посмотрите на эти слова. Есть ли здесь “лишнее” слово? Какое? (белоствольная)
– Что обозначают другие слова? (предметы)
– На какой вопрос они отвечают? (что?)
– Попробуйте подобрать вопрос к “лишнему” слову. (какая?)
– О каком из этих деревьев вы можете сказать “белоствольная”, вы узнаете, если разгадаете загадку:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой.(Берёза)
– Образуйте из этих слов словосочетание, запишите его в тетрадях. Слайд 2.
– Какими ещё словами можно назвать красавицу-берёзку? (нарядная, золотая, стройная, высокая) Запишите эти слова в тетрадях.
– Ребята! Береза – не только красивое дерево, но еще и очень полезное. Оно может помочь человеку во многих его недугах. Растёт она повсеместно, наша, родная целительница. Берёзу издавна почитали на Руси. Её высаживали во дворе дома, чтобы семье было благополучие. Заболевшего ребёнка нужно было в баньке похлестать березовым веничком, искупать, а воду вылить под берёзу, тогда ребёнок быстро поправится.
Берёза – дерево, отдающее свою энергию. Если обнять её и прижаться головой к коре, просто постоять несколько минут, то можно ощутить, как снимается усталость, проходит головная боль и стрессовое напряжение.
Можно не только любоваться красотой берёзы. И кору, и листья, и почки, и сок успешно применяют в народе в лечебных целях.
Помогает берёза при кожных заболеваниях, ревматизме, воспалении почек и мочевого пузыря, язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, воспалении печени.
Берёзовый сок, например, нормализует обменные процессы, оздоравливает кровь, является прекрасным общеукрепляющим средством.
– Ребята! Сегодня на уроке мы с вами понаблюдаем над словами, которые отвечают на эти вопросы, попытаемся понять, что же они обозначают и для чего они нужны в нашей речи.
III. Работа над темой урока. Открытие нового знания.
- Работа по картине.
Красотой берёзки восхищаемся не только мы с вами. Она вдохновляла художников и поэтов во все времена.
Слайд 3.
– Посмотрите, ребята, как известный художник Исаак Ильич Левитан изобразил на своей картине берёзы.
– В какое время года изображены берёзы на картине? (осень)
– Какая осень нарисована на картине? (ранняя)
– Какие признаки говорят вам о том, что осень ранняя?
(Травка еще зеленая, листики на деревьях не опали, они яркие, разноцветные, небо ясное, голубое.)
– Как по-другому называют раннюю осень? (золотая).
Эта картина так и называется “ Золотая осень”. Слайд 4.
Запишем в тетрадях слово осень и подберем к нему слова-признаки.
Золотая, очаровательная, ранняя осень.
– Слова, характеризующие осень, подчеркнем волнистой линией.
2. Подбор слов-признаков к словам-предметам.
– А сейчас сами попробуем подобрать слова, которые описывают:
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Небо(…?)______. | Лес(…?)______. | Деревья (…?)____ |
(Схемы записаны на доске. Трое учеников работают у доски, остальные в тетрадях.)
– На какой вопрос отвечают слова, описывающие небо?
Небо (какое?) голубое, ясное, красивое.
– На какой вопрос отвечают слова, описывающие лес?
Лес (какой?) лиственный, густой, дремучий.
– На какой вопрос отвечают слова, описывающие деревья?
Деревья (какие?) разноцветные, высокие, осенние.
Сделайте вывод: на какие вопросы отвечают слова, характеризующие предметы? Дети делают вывод. Проверка по Слайду 4.
Вывод 1: Слова, характеризующие предметы, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (На доске вывешиваются таблички с вопросами какой? какая? какое? какие?)
3.Электронная физкультминутка “Осенние листья”. Слайд 5
4. Наблюдение над ролью слов-признаков в тексте.
– Откройте учебники на с. 42. Упр. 62. Перед вами отрывок из
стихотворения С. Я. Маршака.
(Для удобства отрывок вынесен на экран ИД) Слайд 5
– Давайте прочитаем эти строки без выделенных слов. Какой отрывок вам больше понравился? (полный). – Почему? (Он ярче, красивее, т. к. в нем есть слова, которые помогают лучше представить картину, нарисованную словами.) – Какой же вывод можно сделать, наблюдая над этими словами? Для чего они нужны? (дети дополняют вывод, сделанный раньше).
Слайд 6.
5. Работа под руководством учителя. Постановка проблемы.
– А что же обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (предположения учеников).
– Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Угадай предмет”. Я буду называть слова, которые описывают предмет, а вы догадайтесь, о каком предмете идет речь. Слайд 7.
Хитрая, рыжая, хищная, осторожная (лиса)
Глупый, злой, серый (волк)
Трудная, долгая, асфальтированная (дорога)
Круглый, кожаный, футбольный (мяч)
– Почему вам было легко узнать предмет? (было много слов– подсказок: какие это предметы по цвету, форме, по характеру, качеству, по материалу, из которого изготовлен предмет)
– Что же обозначают все эти слова? (они обозначают признак предмета)
– Как вы думаете, А можем ли их употреблять в речи отдельно, без слов-предметов? Будет ли понятно, о чем идет речь? (Их нельзя употреблять отдельно, т. к. не будет понятно, о чем идет речь)
– К каким словам они прилагаются? ( к словам-предметам). – – А раз они прилагаются, значит, они прилагательные – имена прилагательные. (на доске вывешиваются таблички со словами: Давайте сделаем вывод: что же это за слова – имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и служат для уточнения и украшения нашей речи. Слайд 8.
6. Физкультурная минутка.
IV. Закрепление и проверка знаний.
1. Соотнесение слов-предметов со словами-признаками. Слайд 9.
свежий | гнездо | свежий | хлеб |
птичье | хлеб | птичье | гнездо |
сочные | белка | сочные | груши |
шустрая | груши | шустрая | белка |
Найти и объяснить орфограммы в словах.
Проверка по Слайду 10.
2. Работа по карточкам.
– Сейчас вы сами побываете в роли учителя и попробуете оценить свои силы. (Каждый ученик получает карточку с заданиями.) Перед вами карточка. На ней задания двух уровней. Второй уровень для тех ребят, кто хорошо понял
эту тему, и уверен, что справится с этим заданием. Первый уровень для ребят, которым ещё нужна тренировка.
3. Выполнение заданий теста.
(Каждый ребёнок получает карточку с тестом.) Слайд
11.
с) какой? какая? какое? какие?
б) что? где? когда?
- Как называются слова, характеризующие предметы?
а) имена существительные;
м) имена прилагательные.
- Что обозначают имена прилагательные?
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) предмет.
- Для чего нужны в нашей речи слова-признаки?
а) для восклицания в нашей речи;
й) для уточнения и украшения нашей речи.
- Как связываются между собой слова-предметы и слова-признаки?
л) по смыслу;
б) по интернету.
Из полученных букв составьте слово. – Что у вас получилось? СМАЙЛ
– Я хочу подарить вам этот смайлик за вашу хорошую работу.
V. Рефлексия.
– С каким настроением заканчиваем наш урок?
Дети прикрепляют к доске знаки:
? – если не всё понятно, требуется помощь учителя;
. – если всё понятно;
! – если всё понял, было интересно!
VI. Подведение итогов урока.
– Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (работали по картине, писали, вспоминали орфограммы, познакомились с именами прилагательными, узнали, для чего они нужны в нашей речи, делали
физкультурную минутку)
– Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как?
VII. Домашнее задание.
Составить текст, в котором описывается ваша любимая игрушка, используя слова-признаки.
Выставление оценок.
– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были внимательными, старательными, дружными и справились с такой трудной темой!