Мы живём в городе Курчатове – спутнике Курской атомной электростанции. Соответственно, интерес к ней не убывает никогда. Известно, что атомная электростанция для своей работы использует “мирный атом”. Поэтому при изучении в школе раздела “Атомная физика” в глазах обучающихся виден не прикрый интерес.
Кроме всего прочего, данная тема интересна спором между странами об использовании мирного атома. Одних тревожит дефицит энергоресурсов и зависимость от углеводородного сырья, поэтому они хотят им воспользоваться. Другие же, наоборот, намерены отказаться от атомной энергетики, потому что существует небезопасность атомных электростанций и исходящая от них угроза экологии.
На уроке мы рассматриваем наш родной город Курчатов, где у населения нет предубеждённости против ядерных объектов. Обучающиеся всех школ города вместе с родителями в 2006 – 2007 годах ходили на митинги не против АЭС, а за скорейшее завершение строительства 5 блока. Это один из случаев, когда власть и народ едины. От развития одного из крупнейших предприятий Курской области зависит не только наполнение областного бюджета, исполнение социальных программ, но и дальнейшее существование 50-тысячного города Курчатова. Так что эта проблема для нашего города считается самой острой.
Атомная физика – это раздел физики, в котором исследуется строение и превращение атомных ядер.
Урок представлен в виде театрализованного представления. Это судебный процесс по делу “Атомной физики”, где она обвиняется, в том, что по её вине произошли ужасные трагедии, которые унесли жизни миллионов людей. На уроке рассматриваются взгляды на эти трагедии со стороны очевидцев и со стороны самой Атомной физики.… Хиросима и Нагасаки, Чернобыль, трагедии на атомных станциях, которые происходят ежегодно… Конечно, легко сказать, что это происходит по вине Атомной физики, хотя не всё так просто, ведь, увы, люди сами наступают на атомные грабли, пренебрегают правилами безопасности, сами принимают решения.
На уроке мы разговариваем о разрушениях … Если представить себе любимые места… А теперь представить эти места совсем безлюдными. А потом подумать, что никогда больше не сможешь сюда вернуться – чужие ошибки не позволяют. В процессе обсуждения с помощью мультимедийного проектора выводится презентация со страшными фотографиями разрушений. Нет, на них нет ни крови, ни войны. На них нет жизни, но есть разруха. Это подавляет.
На протяжении всего урока напоминается, что не стоит забывать, что Атомная физика не может сама сделать бомбы и бросать их на мирные города! Атомная физика не проводит эксперименты с реактором без систем безопасности! Атомная физика – это дар природы! В руках человека этот дар приводит к трагедиям и катастрофам.
Даже если Атомная физика виновата, пусть даже в том, что она есть. Её вред полностью опускается теми громадными заслугами, которые имели место перед лицом человечества.
Любого человека, к сожалению, может убить разряд молнии. Можно подойти к розетке и засунуть туда шпильку, но это не повод, чтобы запрещать электроэнергию.
Есть прогресс и он необратим. Мирный атом живет рядом с нами, и будет жить столько, сколько потребуется человечеству и от него человечество не погибнет.
Урок заканчивается, по-моему мнению, очень лаконичными и правильными словами:
“Но сегодняшний суд мы решили давно, всё зависит от рук человеческих”.
Дела рук человеческих
На доске крупными буквами написано “Судебный процесс по делу “Атомной физики”.
Слева плакат со знаком “Опасно радиация!”
Справа выставка рисунков “Атомная физика глазами детей” Приложение 1
Технические средства: метроном, видеомагнитофон, телевизор или мультимедийный проектор или интерактивная доска.
Секретарь: Встать! Суд идёт! Сегодняшнее заседание ведут….
Главный судья: Сегодня слушается дело №1 по обвинению Атомной физики. (Презентация1 Слайд1) Она обвиняется в том, что по её вине произошли ужасные трагедии, которые унесли жизни миллионов людей. Мы призываем сегодня обстоятельно разобраться в поставленном вопросе, со справедливостью и беспристрастностью выслушать показания свидетелей и вынести справедливый приговор. Ввести подсудимую.
Главный судья: Установим личность подсудимой. Подсудимая, ваше полное имя?
Атомная физика: Атомная физика.
Главный судья: Ваши родители?
Атомная физика: Эрнест Резерфорд, Нильс Бор.
Главный судья: Ваша биография?
Атомная физика: Родилась в начале 20 века. Очень многие по чуть-чуть занимались моим развитием.
Моя мать – Эрнест Резерфорд. (Слайд2)
Он вынянчил меня в своих мечтах, просто придумав моё начало. Основное развитие получила я у своего отца Бора.
Работу отца надо мной великий Эйнштейн оценил “Как высшую музыкальность в области мысли”. (Слайд3)
Все, кто предан был мне, очень рано меня оставляли. Вначале я запоминала их Мария Складовская – Кюри, Пьер Кюри, Фредрик и Ирен Жолио – Кюри. (Слайд 4)
А потом мои воспитатели отгородились от меня толстыми свинцовыми стенами, и я лишилась человеческого тепла.
Главный судья: Что вы собой представляете?
Атомная физика: Раздел физики, в котором исследуется строение и превращение атомных ядер.
Главный судья: Есть ли вопросы к обвиняемой у обвинителя?
Государственный обвинитель: Нет!
Главный судья: У защиты?
Защита: У меня есть вопросы к суду. Будете ли приниматься во внимание тот факт, что родители Атомной физики такие великие люди как Резерфорд и Бор?
Главный судья: Суд учитывает все факты.
Защита: В таком случае будут ли судьи снисходительны к подсудимой, учитывая заслуги её родителей?
Главный судья: Суд рассмотрит все стороны дела.
Защита: Прошу суд учесть и то, что подсудимая была лишена в своём воспитании и развитии доброты и тепла. Вместо них к ней относились с фанатической преданностью, рационализмом и соперничеством. Отсюда и отклонения.
Главный судья: Суд рассмотрит все факты.
Защита: У меня пока всё.
Главный судья: Теперь переходим к заслушиванию показаний свидетелей.
Свидетель А: Я очень волнуюсь, я никогда не выступал в суде. Но то, что я видел, было ужасно. И я не могу молчать. (Слайды 5 и 6)
6 августа 1945 года над японским городом Хиросима появились три американских бомбардировщика Б-29. На высоте 8,5 тысяч метров, когда на перекрестья их прицелов начали наплывать центральные районы города, у ведущего самолёта “Энолы Грей”, названного по имени матери командира экипажа – открылись створки бомбового люка. От самолёта отделилась и начала падать вниз бомба. Было 8 часов 15 минут. Через 43 секунды на шестисотметровой высоте бомба взорвалась, превратившись в гигантский огненный шар, который вобрал в своё испепеляющее чрево город, а затем поднялся над ним невиданным грибообразным облаком. Во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме погибло 200 тысяч человек. Свыше 375 тысяч погибло от последствий ядерной бомбардировки. И это не конечная цифра….
Главный судья: Спасибо свидетель. Что может защита сказать в своё оправдание?
Защита: Я скорблю вместе со всеми о бессмысленных смертях сотен тысяч безвинных людей. Но я хочу быть объективным. XX век – это век когда миром управляют физики. Как ярко он доказывает, что судьба мира во многом зависит сегодня от того, какие люди занимаются наукой. Я вызываю свидетеля. Это великий учёный Альберт Эйнштейн.
Свидетель Альберт Эйнштейн: (Слайд 7) Свою родину – Германию я покинул в годы прихода Гитлера к власти. Мои труды в огромных количествах сжигали на одной из берлинских площадей вместе с книгами Гейне, Толстого, Шиллера и Гёте, за мою голову было обещано 50 тысяч марок. В Германии был издан альбом с фотографиями противников гитлеровского режима. Альбом открывался моей фотографией и списком моих преступных деяний, который начинался созданием теории относительности, а под фотографией стояла подпись: “Ещё не повешен”.
Теория относительности с её явным рационализмом и признанием объективности мира противоречила фашисткой концепции науки, в которой истина зависит от указаний фюрера, а главный критерий качества научной работы – расовая принадлежность автора.
В 1945 году я послал письмо Рузвельту, в котором отговаривал его от использования бомбы… “мы перестали беспокоиться о том, что могут немцы сделать с нами, мы начали беспокоиться о том, что правительство США сделает с другими странами”. Но письмо так и не дошло до Рузвельта.
Я волновался о последствиях,… тогда как военные выполняли приказ…
Защита: Мы все понимаем, что вам сложно всё вспомнить,…но постарайтесь… и расскажите про того человека, который курировал ваш проект, и отдал последний сигнал к атаке.
Свидетель Б. (Эйнштейн): (Слайды 8 и 9)
Да, да, генерал Лесли Гровс – главный администратор работ по созданию атомной бомбы. Первую он назвал симпатичным словом “Малыш”, вторую – симпатичным и смешным словом “Толстяк”. Когда самолёт с атомной бомбой вылетел на Хиросиму, у Лесли выдалось свободное время – от вылета до атаки должно было пройти несколько часов. И он решил поиграть в теннис, затем пообедал с женой и дочкой, когда же они доедали десерт, им сообщили, что бомба взорвалась…
Защита: Я хочу быть объективным. Я мог бы понять генерала во всём. Даже в том, что он швырнул атомные бомбы на вражескую сторону. Война есть война, и на войне как на войне. Генералы получили новое оружие и применили его.
Я могу понять всё, кроме того, что генерал Лесли играл в теннис, обедал, кушал десерт. Я даже мог бы понять его, если бы генерал Лесли после вылета ушёл в церковь и помолился. Но он не молился. Так можно ли обвинять науку в том, что есть такие люди как Лесли. Как полковник Тиббетс – командир экипажа “Энолы Грей” сбросившего бомбы на Хиросиму, который заявил “Если бы люди знали, что это будет за зрелище, они бы платили по 10 долларов за билет”.
Главный обвинитель: Мы обвиняем Атомную физику в тех трагедиях, которые ежегодно происходят на атомных станциях.
Вызываю свидетеля. Ваше имя?
Свидетель В. (представитель МЭГАТЭ): Я хочу привести статистические данные. Под руководством Курчатова в СССР в 1954 году построена первая в мире атомная электростанция. Её назвали “игрушкой физиков”. (Слайд 10)
Как же ведут себя эти “игрушки”? Перечень трагедий. Приложение 2.
Главный судья: Спасибо свидетель. Что может защита сказать в своё оправдание?
Защита: Всё большее число стран задумываются о мирном атоме. Правда, по-разному. Одни хотят им воспользоваться, другие, наоборот, намерены отказаться. Потому что одних больше тревожит дефицит энергоресурсов и зависимость от углеводородного сырья, а других – небезопасность атомных электростанций и исходящая от них угроза экологии.
Если далеко не ходя мы рассмотрим свой город. У населения нашего региона нет предубеждённости против ядерных объектов. Курчатовцы ходят на митинги не против АЭС, а за скорейшее завершение строительства 5 блока. Это один из случаев, когда власть и народ едины. От развития одного из крупнейших предприятий Курской области зависит не только наполнение областного бюджета, исполнение социальных программ, но и дальнейшее существование 50-тысячного города Курчатова. Люди решают, покупать ли в городе – спутнике АЭС квартиры, в какие вузы посылать детей учиться.
А то, что происходит с противниками атомной энергетики во многом напоминает АТОМОФОБИЮ – они боятся того о чем не имеют ни малейшего представления, но при этом подсознательно им нравится себя пугать. Они не хотят слушать профессионалов, они лучше будут слушать людей, которые не являются специалистами в этой области. При этом, как интересно, что эти люди – Greenpeace, живут на деньги, которые им дают частные лица, то есть те самые – напуганные обитатели кварталов. Поэтому чем больше их пугаешь, тем больше денег тебе дают.
Единственно, что можно пожелать – это, пожалуйста, прекратите пугаться. Любого человека, к сожалению, может убить разряд молнии. Можно подойти к розетке и засунуть туда шпильку, но это не повод, чтобы запрещать электроэнергию.
Есть прогресс и он необратим. МИРНЫЙ АТОМ живет рядом с нами, и будет жить столько, сколько потребуется человечеству и от него человечество не погибнет.
Государственный обвинитель: Защита, надеюсь у вас всё? Я вызываю следующего свидетеля. Ваше имя? Кем работаете?
Свидетель Г. (врач): Я работаю врачом и хочу рассказать о том как радиоактивное излучение действует на человеческий организм. Излучение радиоактивных веществ оказывают очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже сравнительно слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на 0, 001С°, нарушает жизнедеятельность клеток. (Слайды 11, 12, 13)
Живая клетка – это сложный механизм, не способный продолжать нормальную деятельность, даже при малых повреждениях. Между тем даже самые слабые излучения способны нанести клеткам существенные повреждения и вызвать опасные заболевания (лучевая болезнь).
Наиболее чувствительны к излучениям ядра клеток, особенно клеток, которые быстро делятся. Поэтому в первую очередь излучения поражают костный мозг, из-за чего нарушается процесс образования крови. Далее наступает поражение клеток пищеварительного тракта и других органов. Сильное влияние оказывает облучение на наследственность, поражая гены в хромосомах. Защита от радиации. Приложение 3.
Государственный обвинитель: Спасибо. Посмотрите на обвиняемую. Такая сейчас тихая и безобидная. Но как обманчив вид. Она унесла жизни миллионов людей. Сотни гектаров земли превратила в пустыню. На тех землях растут сады, но их плоды ещё много лет никто не съест безнаказанно. Сколько птиц, животных, рыб, насекомых погибло от её “нежных” прикосновений. (Слайды 14, 15, 16, 17,18,19, 20, 21 во время чтения письма)
Да! Прикосновения нежные. Не видно, не печёт, не кусается, не слепит. Ранит неслышно, убивает бесшумно и мгновенно. Я хочу зачитать одно письмо:
“Уважаемый товарищ, Яворивский!
Верю, моё письмо Вас найдёт и Вы поймёте меня, мать, сын которой погиб спасая жизни других. Звали моего сына Лопаток Виктор Иванович. После учёбы он три года работал электромонтёром, старшим электромонтёром. Вот уже полтора месяца, как смерть забрала его. Не можем поверить в это. Кажется, вот он придёт с работы, улыбнётся, окинет глазом наш двор.
Он принадлежал к тем, кто до боли любил жизнь. Особенно – раннюю весну, именно то время, когда всё это случилось. Не прошло и года, как он женился, так и не успев услышать плач и смех своего ребёнка. Всего 18 дней не дожил до этого. Родилась девочка, назвали её Юлей, но он этого не узнает уже никогда. Три часа работал он в смертельно опасной зоне вместе с Лелеченко, начальником смены, который всё время повторял: “Держитесь, хлопчики, держитесь, мы спасаем не только третий блок, но и Припять, и Чернобыль, и Киев…” Спросите, откуда мы всё это знаем?
7 мая меня, отца Виктора и его брата Игоря вызвали в Москву, в больницу, где он лежал.
9 мая нас пустили к нему. Он кое-что рассказал. И всё время повторял: “Я выполнял свой долг. Там должен был кто-то работать”.
15 мая он понял, что жизнь уходит. Попросил: – Знаю, что помру, ничто меня уже не спасёт “Белая смерть” стоит за спиной. Но если у меня родиться мальчик или девочка – расскажите, что я не был трусом, что я спасал вас и его или её. Расскажите, что я не струсил в момент смерти. Он даже улыбался в тот день, пытался шутить. 17 мая его не стало.
Очевидцы рассказывали, когда он там, на блоке, потерял сознание, ему оказали первую помощь. Но он вдруг вспомнил, что не успел отключить ещё один щит. Его не пускали, но он рвался и повторял: “Если не пустите, я поползу. Я должен отключить электрощит!”
Спасибо, что рассказали по телевидению о Лелейченко. Ведь мой сын был рядом с ним. С глубоким уважением и благодарностью – Валентина Фёдоровна Лопатюк”.
Я обвиняю Атомную физику от имени маленькой Юленьки, которая никогда не увидит своего отца. От имени Лопатюка Виктора, который не увидит своего первенца, от имени его матери и от имени миллионов людей, у которых Атомная физика унесла родных, близких, друзей, отняла крышу над головой.
Ты живёшь в городе, не так ли? Да даже если не так… Попробуй представить себе любимые места… Представил? А теперь попробуй представить эти места совсем безлюдными. А потом подумай, что никогда больше не сможешь сюда вернуться – чужие ошибки не позволяют…
Посмотрите на страшные фотографии. Нет, на них нет ни крови, ни войны. На них нет жизни, но есть разруха. Это подавляет. Перед вами – фотографии “города-призрака” – Припяти. Именно этот город пострадал больше всего во время аварии на Чернобыльской Атомной Электростанции. Благодаря Интернету мы можем видеть мёртвые улицы, находясь за сотни километров от них.
Припять, безусловно, можно найти на географической карте. Только название её будет написано в скобках – так географы условились обозначать нежилые населённые пункты.
Главный судья: Слово защите.
Защита: Господа! Сейчас здесь было много сказано и показано, и я надеюсь, что из этого будет вынесен справедливый вердикт. Да, имя подсудимой связано со многими величайшими трагедиями XX века, Хиросима, Нагасаки и Чернобыль, крушение американского космического корабля “Челендер”, атомная подводная лодка “Комсомолец” – все они ещё долго будут напоминать о себе людям. Но по чьей же вине? Бомбы сами не падают на города, а реакторы и космические корабли сами по себе не взрываются. Так кто же виноват в этой же Хиросиме? Атомная физика, меч которой насильно направили на головы невинных или безжалостные человеческие сердца.
28 мая 1945 года один из крупнейших физиков Лео Синллард в беседе с личным советником президента Бирнсом требовал предотвратить атомную бомбардировку Японии. Бирнс ответил: “Надо же продемонстрировать куда ушли 2 миллиарда долларов, уже израсходованных не бомбу”. Политиков, которые не поступят ни какими средствами, даже сотнями тысяч человеческих жизней, для того, чтобы доказать всему миру свою гегемонию в нём. К счастью люди всё таки вовремя осознали опасность ядерного оружия и сумели поставить подсудимую на службу себе. И опять не была принята в расчет могучая сила подсудимой. Необходимо было проявить элементарную предусмотрительность и осторожность. Но, увы, в Чернобыле люди опять наступили на атомные грабли, пренебрегли даже самыми элементарными системами безопасности. Виноваты инженеры, они не знали каким реактором управляют. О том, что при спуске на воду атомных подводных лодок и запуске космических кораблей, необходимо создавать те самые рамки безопасности, которые бы поставили атомную физику на службу людям, а не кратковременное использование, влекущее за собой смерть всему живому.
Даже если атомная физика в чём то и виновата, пусть даже в том, что она есть, её вред целиком и полностью опускается теми громадными заслугами, которые имели место перед лицом человечества. (Слайд 22)
Что бы мы делали без АЭС? Наша жизнь очень скоро вернулась бы в средние века, голод, холод и тьму. Есть некоторые организации, которые очень тянет закрыть все АЭС. Пожалуйста, в Армении “дозакрывались” единственную АЭС. В результате республика 5 лет без света, никакие ГЭС, ТЭС, ТЭЦ – ничего не помогло. Кстати о других способах получения энергии. ГЭС – прямое вмешательство в окружающую среду, затопление и заболачивание пойм рек. Ущерб экономики наносится феноменальный, но об этом все молчат. ТЭС – выбрасывают в атмосферу оксиды серы, азота, мышьяка – кислотные дожди, смог, грязь, пыль. А АЭС наносят природе лишь ? 1% ущерба от общего уровня и эта цифра по мере нарастания и совершенствования систем безопасности постоянно падает. По самым скромным подсчётам за последние 10 лет АЭС избавит окружающую среду в Германии от 2,7 мил. тонн двуокиси серы, 1,4 млн. тонн окислов азота и 300 тысяч тонн пыли и 150 мил. тонн двуокиси углерода. Это при том, что 1 тонна урана оставляет после себя 130 литров высокоактивных и 5 по 400 литров среднеактивных отходов, которые немедленно захораниваются в калийных солях и не представляют (если строго соблюдается безопасность) никакой опасности. А между прочим, это отходы с 1 тонны того самого урана, 1 кг которого при распаде выделяет такое же количество энергии, как при сжигании 93-х вагонов угля или 67 цистернах нефти. Какая экономия, нашей сильно истощённой за последнее время природе! Такой энергии хватило бы для всех потребителей индустриальной Германии на работу в течении целого часа. А что будет, когда человечество полностью поставит себе на службу термоядерную реакцию, так же принадлежащую реакцию, так же принадлежащую подсудимой. Итак, атомная физика стала подсудимой лишь потому, что люди, вырвали этот бесценный дар у сил природы не смогли без трагедии и катастроф научиться правильно её использовать. Она лишь оружие, мощное и могучее, и в силах человечества направить её не на разрушение мира и уничтожение живого, а на созидание и благо!
Я закончил!
Главный судья: Последнее слово обвиняемой.
Атомная физика: Люди! Да это мой пистолет, но не я держала его в руках, и не я нажала на спусковой крючок.
Люди! Вы искромсали, исковеркали, опустошили землю. Но она терпит это, потому что она ваша мать. Она породила вас. Но я ваша дочь. Я не виновата в том, что люди корыстны, себялюбивы, нетерпеливы, расхлябаны. И я не буду такой терпеливой.
Люди! Вы должны помнить, что самое главное слово сейчас на земле, это высокое слово “Ответственность”.
Люди! Что я могу сказать в своё оправдание? Я представляю собой лишь дар природы, её порождение! Разве я сама могу делать бомбы и бросать их на мирные города? Разве я провожу “эксперименты” с реакторами без систем безопасности? Всё это делаете вы люди! В ваших руках будущее вашей планеты, вашего мира, вашего потомства! Так в чём же я виновата? В том, что обладаю громадной силой, которую к сожалению, вы направляете на разрушение и унижение?
Да, возможности мои велики, но разве для того Резерфорд и Бор вырывали меня у сил природы, чтобы направить на уничтожение себе подобных? Я не виновата в том, что люди из-за корысти и злобы превращают меня в орудие убийства, я не виновата, что они из-за своей расхлябанности не могут принять самые простые меры безопасности, проявить хоть какую-то инициативу и ответственность! Господа люди, ведь вы превратили меня в феноменальное орудие, так зачем же делать так, чтобы оно действовало во зло? Ведь я могу (!) не убивать, поражать и губить, я могу вас, люди, обогреть, накормить, внести в вашу жизнь свет и уют. Та самая энергия, которую я могу вам подарить и дарю уже направлена на добро, для человека и во имя человека. Природа – мать моя. Она гармонична, в ничего лишнего. Она дала мне громадную силу, которой управлять я не вольна и в ваших руках тот руль, от которого зависит, что будет творить эта сила.
Будьте же вы благоразумны, люди!
Секретарь: Встать! Суд удаляется на совещание
(Звучит песня Линды “Северный ветер…”)
Секретарь: Встать! Суд идёт!
Государственный обвинитель:
Целый мир охватив от Земли до небес
Всполошив не одно поколение
По планете шагает научный прогресс
Что несёт нам его появление?
Защита:
Мы сегодня стоим перед проблемой проблем
Поступившей так чётко и явственно.
Видно, время серьёзно задуматься всем
Над вопросом: Наука и нравственность.
Нам открыты пути, нам шагать далеко
Мы в ответе за всё перед вечностью.
Главный судья:
Но сегодняшний суд
Мы решили давно,
Всё зависит от рук человеческих (Слайд 23)