Эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


План.

1. Актуальность.

2. Работа с детьми.

2.1. Здоровьесберегающие технологии на занятии.

2.2. Здоровьесберегающие технологии в режиме дня.

3. Работа с родителями

4. Результаты работы.

1 часть.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния детей. Особенно это ощущают те кто работает с детьми.

Перед поступлением в дошкольное учреждение, дети проходят мед. диагностику, которую проводят специалисты. На основе результатов данной диагностики из всех поступивших детей чуть более 52% - имеют 1 гр. здоровья, более 40% имею патологии

(Физиологические изменения в сердечно сосудистой системе, дефицит массы тела, аллергики, плоскостопие, неврология).

Педагоги нашего коллектива, совместно с медсестрой, психологом, под руководством врача разрабатывают систему работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на весь период пребывания детей в ДУ с ежегодным анализом и корректировкой, учитывая как индивидуальные особенности развития и здоровья ребёнка, так и группы в целом.

В учреждении используется целенаправленная программа по оздоровлению детей согласованная с врачом, применяются технологии Стрельниковой, Базарного В.Ф. Алямовской, Змановского Ю.Ф. Для того , чтобы быть здоровым , детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно большее внимание именно в детском саду. Использование этих технологий не требует огромных материальных затрат, а нужно только желание и любовь к детям.

Работа осуществляется по 3 направлениям: работа с детьми, педагогами, родителями. Только так можно добиться положительных результатов.

Цель оздоровительной работы дошкольного учреждения: сохранять и укреплять здоровье воспитанников, формировать у них потребность вести здоровый образ жизни.

Системный подход к решению вопроса оздоровления дошкольников успешно осуществляется благодаря:

  • целенаправленным занятиям по валеологии "Изучаем свой организм", "Помоги себе сам", "Поговорим о болезни", "Прислушиваемся к своему организму" и др.,
  • работе по формированию у детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья, которая проходит красной линией через все без исключения режимные процессы.
  • введению здоровьесберегающих технологий в режим дня.

2 часть.

2.1. Занятиям уделяется особое внимание. Своевременно осуществляется проветривание и влажная уборка, обеспечивается оптимальный температурный режим, нахождение детей в соответствующей температурному режиму и типу занятия одежде и обуви. Занятия разрабатываются с учётом как индивидуальных психофизических особенностей так и группы в целом. Проводятся занятия с использованием игровой мотивации "Путешествие в страну Знаний", "Поможем муравьишке спасти друзей", "Весёлое приключение на далёкой планете", умело распределяя двигательную активность детей. Дети сидят за столами только тогда, когда осуществляется работа в тетрадях, альбомах, при работе с ножницами, иглой, мелким раздаточным материалом, в этих случаях воспитатели постоянно обращают внимание на правильную осанку. Дети путешествуют по стране Математики и переходят из одной обучающей зоны в другую, рассуждают и составляют рассказы сидя на лесной полянке, плывут на корабле, едут на поезде, движение которого изображают танцевальными движениями и т.д. В связи с таким способом распределения двигательной активности потеряли актуальность традиционные физминутки. Их мы заменили упражнениями по профилактике и коррекции плоскостопия "Пройдем по волшебному бережку", "Через мостик на полянку", "Колючий, пушистый, скользкий", зрения "Проследи за солнечным зайчиком", "Посмотри куда скажу", "Вверх, вниз, вправо, влево", "Бегущий огонёк", сколиоза "Расцвел бутон", "Цирковой трюк", "В школе балерины", релаксацией "Пустынный пляж", "Солнечное тепло", "Ласковый ветерок", упражнениями на развитие эмоциональной сферы "Грустный и весёлый", "Разные люди", "Когда это бывает?". Эти упражнения - элемент игровой мотивации занятия.

Для повышения интереса детей к физкультурным занятиям вводим технологию увлекательных игровых упражнений: в разминке предлагаем разные виды ходьбы, например, "слоники", "обезьянки", "раки"; используем рифмованные фразы, которые повышают интерес детей и помогают правильно выполнить упражнение, например, "Мы на пальчиках идем, мы идем, прямо голову несем, мы несем"; при выполнении общеразвивающих упражнений, для развития разных групп мышц используем технологию "веселые тренинги", например, "Катание на морском коньке" для мышц живота, "Цапля" для мышц ног, "Стойкий оловянный солдатик" для мышц спины, живота, ног. Активно применяем технология комбинированных физкультурных занятий (классические; двигательные рассказы, например, "Прогулка в лес"; сюжетно-игровые занятия, например, "Пожарные"). Такие занятия помогают не только укрепить здоровье ребёнка, вызвать потребность следить за своим здоровьем, но и расширить, закрепить его знания об окружающем мире, активизировать творческий потенциал. Высокую моторную плотность занятия достигаем за счёт разных способов организации. Комбинация фронтального и группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Объединение детей в подгруппы по степени подвижности помогает создать наиболее благоприятную психологическую атмосферу, наиболее полно удовлетворить двигательные потребности детей, способствует лучшему усвоению движений и формированию высокой физической подготовленности.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель помимо выше перечисленных здоровьесберегающих технологий использует коллективное пение, которое способствует расслаблению дыхания, снижению напряжения всего организма.

2.2.Особое внимание здоровьесберегающему аспекту мы уделяем в течении дня. Успешная его реализация возможна лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: соблюдение режима, полноценное сбалансированное питание, закаливающих мероприятий, проведение утренней гимнастики, спортивных игр. Особое внимание в режиме дня уделяем технологии закаливания организма ребенка, это способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, созданию привычек здорового образа жизни:

1) при проведении утренней гимнастики в комплекс включаем элементы точечного массажа, дыхательные упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний, комплекс оздоровительных упражнений для горла; особое внимание обращаем на закаливание носоглотки - полоскание горла прохладной водой;

2) после сна проводим упражнения для бодрствования, обтирание массажной рукавичкой; 3)важным закаливающим средством являются прогулки - они проходят с оптимальным двигательным режимом, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера, мы дозируем игры большой и малой подвижности, обеспечиваем своевременную смену видов деятельности для каждого ребенка, не допускаем перегрева или переохлаждения детей;

4) проводим физкультурные праздники и досуги: традиционным стал "День здоровья", его мы проводим раз месяц;

5) используем элементы точечного массажа для стимуляции деятельности головного мозга перед занятиями, требующими большой умственной нагрузки, для развития мелкой моторики рук используем пальчиковую гимнастику, для укрепления глазных мышц применяем различные комплексы гимнастики для глаз;

6) особое внимание уделяем коррекционной работе: для профилактики плоскостопия используем "ребристые дорожки", проводим занятия с использованием "массажных мячей", мелких предметов, в летний период проводим комплекс упражнений "босоножье" на прогулке, для этого изготовлена "веселая дорожка" с использованием разноцветных камушков, ракушек, песка.

Используем фиточаи, аромотерапию,, звукотерапию, психогимнастику, реалаксацию.

3 часть.

Вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесном контакте с родителями.

В стенах детского сада организованы и систематически реализуются следующие современные технологии работы с родителями по вопросу осознания взрослыми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья.:

  • технология наглядного получения информации: "Мастер-классы", где родитель может посетить любой режимный момент занятие по валеологии, физкультурное занятие, получить интересующую его информацию на практике. "Нетрадиционные интегрированные родительские собрания" проходят в форме педагогической игры с просмотром видеороликов на актуальные темы "О психофизическом здоровье детей 6-7 лет", "Прыг, скок команда (организация зарядки с детьми 3-4 лет), "Здоровье детей - забота взрослого" и др.
  • технология совместной деятельности, где родитель вместе с ребёнком выполняет определённые задания: рисуют рисунки на выставку например на тему "Папа, мама, я - спортивная семья", помогают в оснащении спортивных секторов, есть инвентарь сделанный руками родителей совместно с ребёнком (мешочки с песком, ребристые дорожки, косички для общеразвивающих упражнений ит.д.), родители участвуют в педсоветах вносят идеи, делятся информацией;
  • технология живого общения, где родители вместе с детьми принимают участие в разработке, подготовке, проведении Дней Здоровья, Тематических недель "Чистота - залог здоровья", "Лекарственные растения родного края", "Смотри в оба", участвуют в походах; родители являются гостями занятий, например, родители и дети рассказывают о семейных спортивных традициях, об интересно организованном досуге и др. показывают фотографии, играю в придуманные ими игры.

4 часть.

Целенаправленная работа коллектива даёт высокие результаты в вопросах оздоровления дошкольников. По результатам мониторинга детей подготовительной к школе группы выпуска 2009 г. мы можем проследить заметное снижение заболеваемости и повышение процента заболеваемости. Они успешно адаптируются к обучению в школе, меньше болеют, чётко знают о своей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Не менее 57% учатся в начальных классах на "хорошо", боллее 22% на "отлично". Выявлено, что дети активно участвуют в школьных, областных и региональных спортивных мероприятиях, занимая призовые места. Более 60% выпускники детского сада продолжают своё обучение в районной спортивной школе, добиваются высоких результатов. В этом году заинтересовались вопросом преемственности со школой технологий Базарного

Опытом работы ДУ по оздоровлению детей делимся на районных мероприятиях, принимаем активное участие в районных детских спортивных праздниках, соревнованиях. Опыт публикуется в средствах массовой информации.