Экологическая тропа

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: формирование чувства сопричастности и личной ответственности за всё живое на Земле.

Задачи:

  • Формирование экологических знаний нравственно-ценностного отношения к природе;
  • Включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания;
  • Воспитание любви к Родине.

Форма: интеллектуальная игра.

Методы: рассказ с элементами беседы, защита проектов, игры, конкурсы,.

Подготовительная работа:

  • изучить литературу,
  • подготовить выступления учащихся,
  • подобрать наглядные пособия, фонограммы,
  • продумать вопросы викторин,
  • придумать названия команд,
  • девиз,
  • эмблему,
  • выбрать жюри и определить критерии оценок и баллы каждого этапа.

Ход игры

1. Вступительное слово;

2. Основная часть:

  • защита проектов;
  • конкурс на лучший плакат по охране природы;
  • работа с наглядностью;
  • игровые моменты;

3. Итоговая часть.

Проблемы Земли - мои проблемы.

Ведущий.

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день весенний рада вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей!
Пригласить вас на прогулку
По экологической тропе хочу я поскорей!

В нашей жизни очень много интересных и неразгаданных тайн. Вспомните, наша планета родилась не вчера, её история насчитывает тысячелетия, её тайны стремились постичь самые светлые умы человечества: учёные, философы, мыслители, писатели.

В каком веке мы живём? (ответы детей)

Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю: но наряду с достижениями у человека появились проблемы. Вы, конечно, обратили внимание на эпиграф к игре. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Стихотворение "ЧЁРНЫЕ ПЯТНА". (слайд1)

А. Плотников

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Чёрные раскачивает пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно "освоили" планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету
Чёрные:
Сотрёшь ли, человек?

Ведущий.Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле? (ответы детей) Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.

Эти вопросы мы обсудим на нашей игре, задумаемся, сделаем выводы.

1. Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ".

И мы с вами отправляемся в путешествие (ведущий говорит слова и показывает движения, дети за ним повторяют.)

* Выходим из дома и идём по тротуару (топают ногами).

* Сворачиваем на просёлочную дорогу, опавшие листья шуршат под ногами (скользящие движения ногами).

* Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь).

* А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).

* Речку перешли и снова идём по песочку (трут ладонью о ладонь).

* А теперь по листьям (скользящие движения ногами).

* Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны).

* А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).

* А теперь кустик, прыгаем (хлопок по коленям).

(Звучит фонограмма "Голоса птиц". )

Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу. Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!

Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи, жаворонки!

Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными , близкими, знакомыми, но и со всеми живыми существами, может быть до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди просто уничтожили их. (слайд 2)

Ученик.

Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!

Ведущий. На экологическую тропу мы с вами отправились в составе четырёх команд. Давайте познакомимся с ними. Это команды: (Приложение1)

  • "Свежий ветер"- девиз: Мы ждём перемен
  • "Экос"- девиз: Наша планета - наш общий дом.
  • "Ромашка"- девиз:

Не приноси вреда земной красе.
Земля тогда на нас не обижайся,
Когда дома отражены в росе,
А в окнах их ромашки отражаются.

  • "Гринпис"- девиз: Голубой мир - мечта планеты.

В ходе игры вы будете защищать свои проекты по разным темам, плакаты, которыми вы говорите: "Нет - разбою, нет - беспечности. Мы за природу, мы - дети природы!". Своё выступление каждая команда заканчивает конкурсом капитанов. Капитанам было дано домашнее задание - подготовить мини-сочинение на тему: А вот на какую тему, вы узнаете чуть позже. Мы с вами будем проводить различные конкурсы, а компетентное жюри всё это будет оценивать. Сегодня судить игру будут:

2. Разминка.

Ведущий. Проведём небольшую разминку. Хочу проверить, знаете ли вы деревья и кустарники. Я буду называть разные деревья и кусты. Если они растут у нас - хлопок в ладоши, если нет - молчание. Итак, да - хлопок, нет - молчок. Слушайте внимательно.

Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Берёза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клён. Баобаб. Мандарин.
Смотрите-ка, молодцы!
А сейчас быстро буду называть.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.

Молодцы, ребята! Про деревья вы всё знаете.

А сейчас защита первого проекта, который называется "Биологическое разнообразие". Слушаем команду "Ромашка".

Защита проекта "БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ".

(приложение 2.)

(слайд 13)

Ученик.

Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!

Конкурс "ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА".

(приложение 6)

Ведущий. Я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения и предлагаю конкурс "Зелёная аптека". А задание для вас вот какое. К таблице с названиями болезней надо подобрать карточки с лекарственными растениями, которые знают дети.

5. Сценка. (слайд 15)

Девочка-ромашка (сидит с букетом лекарственных трав в руках):

Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок. (протягивает пучок дурмана.)

Ромашка:

Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман -
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай его назад!

(Травяная ведьма убегает. )

Ромашка: Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

(Крадучись, возвращается Травяная ведьма.)

Травяная ведьма:

Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в воду.

Ромашка:

Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её.

(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаками и убегает.)

Ромашка:

Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Ведущий: Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? (Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.) (слайд 16)

Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны.

В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

6. Совместное выступление команд "БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ".

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы.
И гибнут люди беспрестанно,
Унося с собой часть красоты.

Так скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!

Ведущий: А теперь мы переходим к проблемам атмосферы, которые изучила команда "Свежий ветер".

(Проверка задания конкурса "Зелёная аптека").

7. Защита проекта "АТМОСФЕРА".

(приложение 3)

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам следующий конкурс, который называется "Отгадай-ка".

8. Конкурс "ОТГАДАЙ-КА". (слайд 24)

Вам нужно угадать по подсказке различные понятия. Если не сможете отгадать с первой подсказки, попробуйте со следующей.

Вредные выбросы: - губят растения и животных, разрушают здания;

- отравляют воду и воздух;

- от этого у человека развиваются болезни.

Земля:

- это наш дом;

- её воспевают в своём творчестве писатели-фантасты;

- в своих приключениях Филлиас Фог и Паспарту обогнули её за 80 дней;

- только на ней есть жизнь.

Костёр:

- служит защитой от хищников;

- спасает от голода;

- его разводят туристы и оленеводы;

- на нём можно кипятить воду и готовить еду.

Палатка:

- необходима в походе для туристов, отправляющихся в лес на несколько дней;

- помогает спрятаться от зверей и насекомых;

- защищает от холода, ветра и дождя.

Ведущий. А сейчас послушаем участников команды "Гринпис", которые изучили проблемы загрязнения воды.

Защита проекта "ГИДРОСФЕРА".

(приложение 4)

Ведущий. Ребята, я думаю, вы все любите купаться в реке или ходить на рыбалку. Следующий наш конкурс - кроссворд с названием "Речные загадки".

10. Кроссворд "РЕЧНЫЕ ЗАГАДКИ". (слайд 28)

(приложение 7)

По горизонтали:

3.

На реке стена из нитей:
Кто войдёт - не может выйти. (Сеть)

5.

Плавает у мостика
Красный с белым хвостиком:
То потонет, то всплывёт -
Рыбаку сигнал даёт. (Поплавок)

6.

Недаром эта модница
Склонилась над водой.
Всё лето в речку смотрится -
Любуется собой. (Ива)

9.

В реках, старицах, озёрах
Много зарослей, в которых:
И в карьерах обитает,
И прудов не избегает
С промерзающей водой:
И серебряной бывает,
И бывает золотой. (Карась)

По вертикали:

1.

Не рубили дерево,
Не валили дерево,
Но достало дерево
До другого берега. (Тень)

2.

Без вешнего тепла
Не вырвется из-под стекла. (Река)

4.

За плечами в рюкзаке
Спит, мечтая о реке.
На реке бока раздует
И на волнах затанцует. (Лодка)

7.

То здесь - во льду окошко.
То там - во льду окошко.
У каждого окошка
Удачи ждёт Тимошка. (Лунки)

8.

В день крылатый водолаз
В полынью нырнёт не раз
И личинку не одну
Схватит, бегая по дну. (Оляпка)

10.

Большой, с усами
Под мостом перед грозою
Бьёт хвостом. (Сом)

Ведущий. Переходим к защите последнего проекта. Слушаем команду "Экос".

11. Защита проекта "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА".

(приложение 5)

Ведущий. Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность - вот главная причина беды. К сожалению многие рассуждают так: чего-чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал - сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет. Но будет ли?

Ученик.

Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё сгубим,
А гордимся природой
И отечество любим.

(Проверка кроссворда).

12. Конкурс "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ". (слайд 35)

Ведущий.

Бом-бом-бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костёр и там костёр,
Банки, склянки, всякий сор:

Шли мы с вами вдоль реки и вновь оказались в лесу. Перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы и это наносит им непоправимый вред. Перед вами экологические знаки. Подумай те, что же означает каждый знак и напишите правильно их названия. Это и будет наш следующий конкурс.

Названия знаков:

1. Новое насаждение!

2. Осторожно, муравейник!

3. Не разводить огонь!

4. Дикие животные!

5. Осторожно, болото!

6. Осторожно - молодняк!

7. Не сорить!

8. Берегите животных!

9. Уступите дорогу!

13. Конкурс "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛИЦТУРНИР". (слайд 36)

Ведущий. В этом конкурсе вам нужно за одну минуту ответить на большее количество вопросов. Если вы не знаете ответ, говорите: "не знаем", отвечает кто-то один из команды. На сколько вопросов ответите правильно, столько получите очков. (приложение 8)

Ведущий. Это был последний конкурс нашей игры и нам пора возвращаться назад.

(Повторение игры "Путешествие" только в обратном порядке).

Подведение итогов игры

Ведущий. Все мы - люди, звери, птицы, микроорганизмы - живём на планете Земля. Это наш общий дом. За миллионы лет все виды животных и растений приспособились и притёрлись друг к другу. И мы знаем, что человек - это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушали равновесие в природе, во благо одному делу причиняли вред другому. Нужно очень бережно относиться ко всему окружающему: и к лесу, куда мы ходим за грибами и ягодами, и к болотам, где растёт клюква и к речке, где мы купаемся в жаркий день, и к берёзке, которая шелестит листвой. Пусть всем хватит места на нашей планете. Давайте будем беречь всё это, жить, не обижая друг друга, не обижая братьев наших меньших и помнить, что проблемы Земли - наши проблемы.

Песня

(Дети все вместе поют песню на мотив песенки из м/ф "Бременские музыканты").

Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой поделим. - 2 раза.

Береги ты всё живое рядом
И на всё смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети -
Должен быть порядок на планете. - 2 раза.

Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И Природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим. - 2 раза.

Литература.

  1. Г.И.Василенко, Н.И.Ерёменко и др. "Дни наук в начальной школе";
  2. Л.И.Архарова, Л.К.Гребёнкина, С.Б.Демидова "Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений";
  3. Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко "Внеклассные мероприятия. 3 класс";
  4. "Калейдоскоп внеклассных мероприятий";
  5. журнал "ПедСовет" №12, 1997г.;
  6. журнал "ПедСовет" №6, 2000г.