Цель: формирование чувства сопричастности и личной ответственности за всё живое на Земле.
Задачи:
- Формирование экологических знаний нравственно-ценностного отношения к природе;
- Включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания;
- Воспитание любви к Родине.
Форма: интеллектуальная игра.
Методы: рассказ с элементами беседы, защита проектов, игры, конкурсы,.
Подготовительная работа:
- изучить литературу,
- подготовить выступления учащихся,
- подобрать наглядные пособия, фонограммы,
- продумать вопросы викторин,
- придумать названия команд,
- девиз,
- эмблему,
- выбрать жюри и определить критерии оценок и баллы каждого этапа.
Ход игры
1. Вступительное слово;
2. Основная часть:
- защита проектов;
- конкурс на лучший плакат по охране природы;
- работа с наглядностью;
- игровые моменты;
3. Итоговая часть.
Проблемы Земли - мои проблемы.
Ведущий.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день весенний рада вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей!
Пригласить вас на прогулку
По экологической тропе хочу я поскорей!
В нашей жизни очень много интересных и неразгаданных тайн. Вспомните, наша планета родилась не вчера, её история насчитывает тысячелетия, её тайны стремились постичь самые светлые умы человечества: учёные, философы, мыслители, писатели.
В каком веке мы живём? (ответы детей)
Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю: но наряду с достижениями у человека появились проблемы. Вы, конечно, обратили внимание на эпиграф к игре. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
Стихотворение "ЧЁРНЫЕ ПЯТНА". (слайд1)
А. Плотников
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Чёрные раскачивает пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно "освоили" планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету
Чёрные:
Сотрёшь ли, человек?
Ведущий.Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле? (ответы детей) Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.
Эти вопросы мы обсудим на нашей игре, задумаемся, сделаем выводы.
1. Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ".
И мы с вами отправляемся в путешествие (ведущий говорит слова и показывает движения, дети за ним повторяют.)
* Выходим из дома и идём по тротуару (топают ногами).
* Сворачиваем на просёлочную дорогу, опавшие листья шуршат под ногами (скользящие движения ногами).
* Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь).
* А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).
* Речку перешли и снова идём по песочку (трут ладонью о ладонь).
* А теперь по листьям (скользящие движения ногами).
* Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны).
* А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).
* А теперь кустик, прыгаем (хлопок по коленям).
(Звучит фонограмма "Голоса птиц". )
Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу. Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!
Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи, жаворонки!
Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи!
Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными , близкими, знакомыми, но и со всеми живыми существами, может быть до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди просто уничтожили их. (слайд 2)
Ученик.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Ведущий. На экологическую тропу мы с вами отправились в составе четырёх команд. Давайте познакомимся с ними. Это команды: (Приложение1)
- "Свежий ветер"- девиз: Мы ждём перемен
- "Экос"- девиз: Наша планета - наш общий дом.
- "Ромашка"- девиз:
Не приноси вреда земной красе.
Земля тогда на нас не обижайся,
Когда дома отражены в росе,
А в окнах их ромашки отражаются.
- "Гринпис"- девиз: Голубой мир - мечта планеты.
В ходе игры вы будете защищать свои проекты по разным темам, плакаты, которыми вы говорите: "Нет - разбою, нет - беспечности. Мы за природу, мы - дети природы!". Своё выступление каждая команда заканчивает конкурсом капитанов. Капитанам было дано домашнее задание - подготовить мини-сочинение на тему: А вот на какую тему, вы узнаете чуть позже. Мы с вами будем проводить различные конкурсы, а компетентное жюри всё это будет оценивать. Сегодня судить игру будут:
2. Разминка.
Ведущий. Проведём небольшую разминку. Хочу проверить, знаете ли вы деревья и кустарники. Я буду называть разные деревья и кусты. Если они растут у нас - хлопок в ладоши, если нет - молчание. Итак, да - хлопок, нет - молчок. Слушайте внимательно.
Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Берёза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клён. Баобаб. Мандарин.
Смотрите-ка, молодцы!
А сейчас быстро буду называть.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.
Молодцы, ребята! Про деревья вы всё знаете.
А сейчас защита первого проекта, который называется "Биологическое разнообразие". Слушаем команду "Ромашка".
Защита проекта "БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ".
(слайд 13)
Ученик.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Конкурс "ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА".
Ведущий. Я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения и предлагаю конкурс "Зелёная аптека". А задание для вас вот какое. К таблице с названиями болезней надо подобрать карточки с лекарственными растениями, которые знают дети.
5. Сценка. (слайд 15)
Девочка-ромашка (сидит с букетом лекарственных трав в руках):
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок. (протягивает пучок дурмана.)
Ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман -
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай его назад!
(Травяная ведьма убегает. )
Ромашка: Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
(Крадучись, возвращается Травяная ведьма.)
Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в воду.
Ромашка:
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её.
(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаками и убегает.)
Ромашка:
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Ведущий: Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? (Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.) (слайд 16)
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны.
В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.
6. Совместное выступление команд "БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ".
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы.
И гибнут люди беспрестанно,
Унося с собой часть красоты.Так скорее под звёздною синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
Ведущий: А теперь мы переходим к проблемам атмосферы, которые изучила команда "Свежий ветер".
(Проверка задания конкурса "Зелёная аптека").
7. Защита проекта "АТМОСФЕРА".
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам следующий конкурс, который называется "Отгадай-ка".
8. Конкурс "ОТГАДАЙ-КА". (слайд 24)
Вам нужно угадать по подсказке различные понятия. Если не сможете отгадать с первой подсказки, попробуйте со следующей.
Вредные выбросы: - губят растения и животных, разрушают здания;
- отравляют воду и воздух;
- от этого у человека развиваются болезни.
Земля:
- это наш дом;
- её воспевают в своём творчестве писатели-фантасты;
- в своих приключениях Филлиас Фог и Паспарту обогнули её за 80 дней;
- только на ней есть жизнь.
Костёр:
- служит защитой от хищников;
- спасает от голода;
- его разводят туристы и оленеводы;
- на нём можно кипятить воду и готовить еду.
Палатка:
- необходима в походе для туристов, отправляющихся в лес на несколько дней;
- помогает спрятаться от зверей и насекомых;
- защищает от холода, ветра и дождя.
Ведущий. А сейчас послушаем участников команды "Гринпис", которые изучили проблемы загрязнения воды.
Защита проекта "ГИДРОСФЕРА".
Ведущий. Ребята, я думаю, вы все любите купаться в реке или ходить на рыбалку. Следующий наш конкурс - кроссворд с названием "Речные загадки".
10. Кроссворд "РЕЧНЫЕ ЗАГАДКИ". (слайд 28)
По горизонтали:
3.
На реке стена из нитей:
Кто войдёт - не может выйти. (Сеть)
5.
Плавает у мостика
Красный с белым хвостиком:
То потонет, то всплывёт -
Рыбаку сигнал даёт. (Поплавок)
6.
Недаром эта модница
Склонилась над водой.
Всё лето в речку смотрится -
Любуется собой. (Ива)
9.
В реках, старицах, озёрах
Много зарослей, в которых:
И в карьерах обитает,
И прудов не избегает
С промерзающей водой:
И серебряной бывает,
И бывает золотой. (Карась)
По вертикали:
1.
Не рубили дерево,
Не валили дерево,
Но достало дерево
До другого берега. (Тень)
2.
Без вешнего тепла
Не вырвется из-под стекла. (Река)
4.
За плечами в рюкзаке
Спит, мечтая о реке.
На реке бока раздует
И на волнах затанцует. (Лодка)
7.
То здесь - во льду окошко.
То там - во льду окошко.
У каждого окошка
Удачи ждёт Тимошка. (Лунки)
8.
В день крылатый водолаз
В полынью нырнёт не раз
И личинку не одну
Схватит, бегая по дну. (Оляпка)
10.
Большой, с усами
Под мостом перед грозою
Бьёт хвостом. (Сом)
Ведущий. Переходим к защите последнего проекта. Слушаем команду "Экос".
11. Защита проекта "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА".
Ведущий. Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность - вот главная причина беды. К сожалению многие рассуждают так: чего-чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал - сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет. Но будет ли?
Ученик.
Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё сгубим,
А гордимся природой
И отечество любим.
(Проверка кроссворда).
12. Конкурс "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ". (слайд 35)
Ведущий.
Бом-бом-бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костёр и там костёр,
Банки, склянки, всякий сор:
Шли мы с вами вдоль реки и вновь оказались в лесу. Перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы и это наносит им непоправимый вред. Перед вами экологические знаки. Подумай те, что же означает каждый знак и напишите правильно их названия. Это и будет наш следующий конкурс.
Названия знаков:
1. Новое насаждение!
2. Осторожно, муравейник!
3. Не разводить огонь!
4. Дикие животные!
5. Осторожно, болото!
6. Осторожно - молодняк!
7. Не сорить!
8. Берегите животных!
9. Уступите дорогу!
13. Конкурс "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛИЦТУРНИР". (слайд 36)
Ведущий. В этом конкурсе вам нужно за одну минуту ответить на большее количество вопросов. Если вы не знаете ответ, говорите: "не знаем", отвечает кто-то один из команды. На сколько вопросов ответите правильно, столько получите очков. (приложение 8)
Ведущий. Это был последний конкурс нашей игры и нам пора возвращаться назад.
(Повторение игры "Путешествие" только в обратном порядке).
Подведение итогов игры
Ведущий. Все мы - люди, звери, птицы, микроорганизмы - живём на планете Земля. Это наш общий дом. За миллионы лет все виды животных и растений приспособились и притёрлись друг к другу. И мы знаем, что человек - это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушали равновесие в природе, во благо одному делу причиняли вред другому. Нужно очень бережно относиться ко всему окружающему: и к лесу, куда мы ходим за грибами и ягодами, и к болотам, где растёт клюква и к речке, где мы купаемся в жаркий день, и к берёзке, которая шелестит листвой. Пусть всем хватит места на нашей планете. Давайте будем беречь всё это, жить, не обижая друг друга, не обижая братьев наших меньших и помнить, что проблемы Земли - наши проблемы.
Песня
(Дети все вместе поют песню на мотив песенки из м/ф "Бременские музыканты").
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой поделим. - 2 раза.Береги ты всё живое рядом
И на всё смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети -
Должен быть порядок на планете. - 2 раза.Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И Природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим. - 2 раза.
Литература.
- Г.И.Василенко, Н.И.Ерёменко и др. "Дни наук в начальной школе";
- Л.И.Архарова, Л.К.Гребёнкина, С.Б.Демидова "Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений";
- Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко "Внеклассные мероприятия. 3 класс";
- "Калейдоскоп внеклассных мероприятий";
- журнал "ПедСовет" №12, 1997г.;
- журнал "ПедСовет" №6, 2000г.