Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • охарактеризовать образ русской женщины-крестьянки в поэмах "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо";
  • на примере сопоставительного анализа произведений Н.А. Некрасова и произведений устного народного творчества показать народность образа женщины-крестьянки;
  • раскрыть новаторство поэта в разработке этой темы.

Оборудование:

  • портрет Н.А. Некрасова;
  • раздаточный материал с текстами народных песен;
  • отрывки из произведений Н.А. Некрасова для работы над проблемным вопросом.

Ход урока

1. Ведение в тему.

Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
( "Кому на Руси жить хорошо")

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли:
( "Мороз, Красный нос")

От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
( "Тройка")

(Названия произведений на доске не указаны.)

Такой видит судьбу русской женщины Н.А. Некрасов и изображает её в своих произведениях.

- Попробуйте назвать произведения.

Действительно, в таких произведениях, как "Кому на Руси жить хорошо", " Мороз:", "Тройка", "В дороге", "Орина, мать солдатская" поэт создаёт замечательные женские образы, говорит о женской доле, женской судьбе.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какой из эпиграфов можно предложить в качестве эпиграфа к уроку? К концу урока выберите только один отрывок, свой ответ обоснуйте.

"Женский вопрос" был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70 годов Х1Х века. В обществе и литературе активно обсуждалась проблема эмансипации, освобождения женщины. Чаще всего речь шла о городских женщинах, о представительницах господствующих сословий.

- Опираясь на предложенные отрывки, прочитанные тексты, определите, в чём новаторство Некрасова в освещении "женского вопроса"?

(Некрасов рассматривает женские образы из народа; в поэме "Кому на Руси:" повествование ведёт сама героиня.)

Тема урока: "Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"".

Цель урока: Сегодня на уроке, анализируя поэмы, мы с вами попытаемся проследить судьбу русской женщины, выявить черты её характера, проникнуть в её внутренний мир.

- Запишите тему урока и проблемный вопрос.

2.Анализ текста.

"Мороз, Красный нос": Поэма была написана в 1863 году, первая часть опубликована в № 1 журнала "Время" за 1863 год. Полностью поэма вышла в № 1 "Современника" за 1864 год.

  1. Кто является главным героем поэмы?
  2. Почему рассказу о Дарье предшествует лирическое отступление о славянке?
  3. Что такое лирическое отступление? Какие мысли, чувства автора нашли отражение в нём?
  4. В отличие от "Мороза:" в "Кому на Руси жить хорошо" дан портрет Матрёны Тимофеевны. Зачитайте. Что "роднит" героинь двух произведений? На первый взгляд портрет Матрёны Тимофеевны не очень симпатичен. Почему Некрасов подчёркивает именно эти черты?
  5. В "Морозе:" изображён определённый момент в жизни героини, а свою жизнь Матрёна Тимофеевна "выложила" полностью. Как это связано с жанровым своеобразием произведения?
  6. Почему Дарья изображена именно в "минуту скорбную"?
  7. Дайте определение сюжета. Сюжет бывает любовным, героическим, бытовым, приключенческим.
    - Каков сюжет "Мороза:"? Почему умирает Прокл? Докажите.
  8. Попробуйте определить основной конфликт поэмы. Назовите писателей, современников Некрасова, посвятивших свои произведения этой теме. Какой предстаёт природа в произведениях Тютчева и Фета?
    - Подумайте, что нового внёс Некрасов в рассмотрение этой темы.
  9. Первая и вторая части противопоставлены. Почему?
  10. Зачитайте цитатный план первой части (предварительное задание для первого варианта).
    - Как вы думаете, почему первая часть рассказывает о похоронах Прокла? Почему она многолюдна?
  11. Какой предстаёт Дарья в первой части? (Предварительное индивидуальное задание одному из учеников.)
  12. В поэме автор использует много элементов, характерных для УНТ. Назовите их.
    - Зачем автор вводит в 1Х главу плач?
  13. Какая судьба, по мнению соседей, ждала Дарью? Докажите текстом.
  14. В произведениях русской литературы пейзаж выполняет функцию:(дополните)
    - Зачитайте описание пейзажа в начале П части (гл.ХУ1, ХУП). Какова его роль ? (Безразличие природы к страданиям человека, человек остаётся один на один со своим горем.)
  15. Какова роль внутреннего монолога Дарьи? Что её ждёт?
  16. Какова роль "сна" Дарьи?
  17. Почему в поэме появляется образ Мороза? Как он помогает раскрыть основной конфликт произведения? (Мороз - сказочный персонаж, но жизнь не сказка, природа несёт в себе и губительное начало.)
  18. Прокомментируйте название поэмы. Сформулируйте идею этого произведения.

"Крестьянка"

  1. Жизнь Матрёны Тимофеевны, в отличие от жизни Дарьи, изображена полностью. Как мы выяснили, это связано с жанровым своеобразием произведения и замыслом автора. Попробуйте самостоятельно определить замысел Некрасова.
  2. В чём языковая особенность главы?
    - 3/4 текста гл. "До замужества", около ? объёма гл. "Песни" и более ? гл. "Трудный год" составляют известные источники. Для чего введено в рассказ Матрёны Тимофеевны такое множество фольклорных произведений?
    - Память Матрёны Тимофеевны хранит множество текстов, это роднит её с талантливой олонежской вопленицей Ириной Федосовой. Её слова: "Я грамотой неграмотна, зато памятью я памятна", - слышим мы и в речи Матрёны Тимофеевны:
    Я грамотой неграмотна,
    Да памятью я памятна,
    До слова всё запомнили,
    Что говорил старик.
    Однако "Автобиография" Ирины Федосовой - не единственный источник образа Матрёны Тимофеевны.
  3. Какие ещё источники этого образа вы можете назвать?
  4. В "Автобиографии" И. Федосовой сказано: "Родители мои были люди степенные и зажиточные".
    - Какой отрывок из народной песни перекликается с этими словами?
    ("Как жила у тебя я, кормилец батюшка и родимая матушка,
    А не слышала слова худого, грубого:")
  5. Как песня отразилась в поэме, как характеризует семью Матрёну Тимофеевны?

(Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я молодцы.)

- Какие песенные элементы использованы автором?

- Какие строчки характеризуют жизнь Матрёны Тимофеевны до замужества? Назовите произведения УНТ, которые автор использует в этой части.

(Обычаи: Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества:
И волюшка скатилася
С девичьей головы:)
- О каких ещё обычаях говорится в тексте?

6. Посмотрите начало главы "Песни". В чём особенность композиции и какова её роль в поэме?

7. Найдите в текстах отрывок из песни, который описывает жизнь Матрёны Тимофеевны в новой семье. Свой выбор аргументируйте, используя текст поэмы.

В чужих людишках, ох, люди рано будят,
Ой, да на работушку сгоняют до зари,
Ой, да на тяжёленьку погонят до росы,
Ой, да от работушки рученьки болят,
Болят рученьки, болят-то плечи,
А ой да от заботки буйная голова.
. . .
- Ты дитя ль моё, дитятко,
Ты дитя ль, чадо моё,
Уж как этот сон я расскажу,
По словам его распишу:
На печище котище лежит -
Это твой свёкр - батюшка;
По полу ходит гусыня -
Это лютая свекровушка;
По лавочкам ласточки -
Это милые золовушки;
За окошком сизой орёл -
Это твой наречённый муж.
8. Характеризуя своё положение в семье мужа, Матрёна Тимофеевна говорит:

Запугана, заругана,

Перечить не посмела я:

А в У главе меняется не только содержание её речей, но и общая тональность.

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу:

- Какие события зародили гнев в душе Матрёны Тимофеевны?

9. Если в "Морозе:" литературный плач совпадает с народным, то плач Матрёны Тимофеевны по Дёмушке приобретает новый оттенок. Чем отличается плач Матрёны Тимофеевны? На какой жанр УНТ он больше похож? Как характеризует главную героиню? Почему Матрёна Тимофеевна игнорирует совет броситься в ноги старосте?

10. Матрёну Тимофеевну ославили "счастливою" после того, как она спасла мужа от рекрутчины. Почему это было счастьем? Что ожидало женщину-солдатку?

- Как эта тема отражена в стихотворении "Орина, мать солдатская"? (Предварительное задание для второго варианта.)

11. В "Морозе:" и "Кому на Руси жить хорошо" главные героини терпят невзгоды, когда речь идёт о них самих, но, если необходимо спасать близких,

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт..

- Как бы вы охарактеризовали обеих женщин? В чём отличие этих образов?

12. Как Матрёна Тимофеевна отзывается о женском счастье? Прочитайте.

- Прокомментируйте название главы.

3. Итог урока: Обратимся к проблемному вопросу сегодняшнего урока. Какой отрывок вы бы выбрали в качестве эпиграфа к уроку? Почему?