Урок-практикум по теме "Решение текстовых задач арифметическим способом с помощью смешанных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


(Слайд № 1, 2)

"Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепьяно: научиться ему можно, только подражая хорошим образом и постоянно практикуясь.

Помните: если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!". Д. Пойа

Цели урока: (Слайд №3)

образовательная – систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по решению задач разных типов;

развивающая – способствовать формированию умений применять полученные знания, развивать логическое мышление, внимание, память, творческие навыки, активизировать познавательную деятельность;

воспитательная – содействовать воспитанию интереса к математике, творческой активности, повысить культуру поведения, культуру речи, умения общаться.

Оборудование: проектор, компьютер, компьютерная презентация.

Ход урока

(Слайд №4)

Сегодня на уроке мы вспомним задачи различных типов и решим их, оформив различными способами.

Давайте вспомним, какие типы задач мы решали:

– на части;

– на движение;

– на работу;

– на предположение и т.д.

Какие способы оформление задач мы знаем:

– с пояснением;

– с вопросами;

– числовым выражением.

Задача №1.(Слайд №5) Мы решим ее устно.

У Пети и Коли вместе 27 яблок. Известно, что у Коли на 5 яблок меньше. Сколько яблок у Пети и Коли?

Какого типа эта задача? (На предположение)

– Что нам известно? (У Пети и Коли 27 яблок)

– Что это значит? (Всего 27 яблок)

– Что еще известно? (У Коли на 5 яблок меньше)

– Как найти, сколько яблок у Коли?

  1. 27 – 5 = 22 удвоенное число яблок у Коли.
  2. 22 : 2 = 11 яблок у Коли.
  3. 11 + 5 = 16 яблок у Пети.

Ответ: 11 яблок у Коли и 16 яблок у Пети.

Задача №2. Мы решим ее письменно.

больше массы цистерны. Какова масса пустой цистерны?

– Что известно? (Масса цистерна с бензином)

– Что это значит? (Масса цистерна и масса бензина вместе)

– Что еще известно? (Масса бензина > массы цистерны)

– Как найти массу пустой цистерны?

Давайте решим задачу числовым выражением.

Ответ: 400 кг масса пустой цистерны.

Дана таблица. (Слайд №6) Составьте задачи по данным в таблице.

1

2

Вместе

3

6

?

10

?

6

Какого типа задачи? (На работу)

Решим эти задачи устно. (Слайд №7).

Задача №5. (Слайд № 8). Эту задачу мы решим письменно.

Первая бригада может выполнить задание за 9 дней, а вторая – за 12 дней. Первая бригада работала над выполнением этого задания 3 дня, а потом вторая бригада закончила работу. За сколько дней было закончено задание?

– Что требуется найти? (Сколько дней работала 2 бригада).

– Кто выполнял это задание? (Две бригады вместе).

– Что знаем о 1 бригаде? (Она работала 3 дня).

– А потом кто работал? (Аторая бригада).

– Как найти время работы 2 бригады? (Работу, выполняемую 2 бригадой, разделить на ту часть работы, которую она выполняет за 1 день).

– Как найти ту часть работы, которую выполняет 1 бригада? (Всю работу разделить на время выполнения работы 1 бригадой).

– А остальную часть работы выполнила 2 бригада. Какую именно? (Из всей работы вычесть часть работы, выполненную 1 бригадой).

Решим эту задачу с вопросами.

Примем всю работу за 1.

Ответ: за 11 дней.

Задача №6. (Слайд №9)

Моторная лодка проходит расстояние между двумя пунктами А и В за 2 часа по течению реки, а плот а 8 часов. Какое время затратит моторная лодка на обратный путь?

– Какой тип задачи? (На движение)

– Чем отличается движение по реке от других видов движения? (Несколькими скоростями)

– Какие это скорости? (Скорость по течению, скорость против течения, собственная скорость лодки)

– Как связаны между собой скорости? (Скорость по течению = скорость течения + скорость собственная; скорость против течения = скорость собственная – скорость течения)

– Чем отличается скорость по течению от скорости против течения? (Удвоенной скоростью течения)

Решим эту задачу с пояснением.

Итак, мы вспомнили три типа задач и способы их решения.

Молодцы. Решали очень хорошо.

Домашнее задание: (Слайд № 10). Придумать 2 свои задачи разных типов (записать на карточки).

Урок окончен. Спасибо.