Впервые термин "эстетическое воспитание" употребил Ф.Шиллер. Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и формирование с его помощью целостного человека.
Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание призвано "очеловечить чувства человека".
В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные творческие способности. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчества на основе природных задатков, запросов и интересов с учетом собственных склонностей и желаний. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, трудовым, правовым, экологическим, физическим, художественным. Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию. Художественное воспитание входит в его состав как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно - творческие способности в процессе творческой деятельности. Ребенок имеет право на творчество.
Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы:
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.
Реформа, произошедшая в системе образования за последние десятилетия, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - вот необходимые условия развития гармоничной личности.
Эстетическое воспитание в нашей школе направлено на развитие способностей учащихся, воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, действовать самостоятельно, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Фундаментом являются предметы эстетического цикла, входящие в учебный план, которые охватывают учащихся с первого по одиннадцатый класс, а также занятия в рамках дополнительного образования. Одним из предметов этого цикла является хореография. Хореография - это тесная связь двух видов искусства - музыки и танца.
"Искусство,- писал Л. С. Выготский,- есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней".
Успешному эстетическому развитию учащихся способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира
Занятия хореографией в школе помогают разностороннему развитию детей. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Предмет хореографии способствует гармоничному развитию детей, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость.
Танец - вид искусства, в котором
художественные образы создаются средствами
пластических движений и ритмически четкой и
непрерывной смены выразительных положений
человеческого тела. Танец неразрывно связан с
музыкой, эмоционально-образное содержание,
которой находит свое воплощение в его
хореографической композиции, движениях,фигурах.
Основой хореографической подготовки учащихся
является изучение танцевальных упражнений
классической системы танцев.
Автор первого в истории трактата о танце Лукиан (II век), размышляя о танце в жизни человека и о том, какими качествами должен обладать танцор, писал так: "Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной... Танцору необходимо знать все!"
Платон говорил о соразмерности душевной и телесной красоты. А музыку и танец рассматривал как сильнейшее воспитательное средство: "оно всего более проникает вглубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека".
Дети любят фантазировать, сочинять свои движения. На занятиях танцами у нас в школе особо поощряются движения, идущие от сердца, из глубины души, выражающие индивидуальность. Так средствами танца выстраивается коммуникация с самим собой, другими людьми и окружающим миром, происходит вовлечение в действие всей личности целиком: тела, интеллекта и души.
Музыкально-ритмичные упражнения развивают память, внимание. Впечатления, полученные на занятиях танцами, обычно оставляют яркий след в психике учащихся и оказывают сильное воздействие на их отношение к другим занятиям и на поведение. Все занятия строим таким образом, чтобы воздействие на ребёнка средствами искусства было комплексным. У детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять те простые правила, которые необходимы на уроках хореографии: музыка - хозяйка на уроках , без нее не может быть танца. На своих занятиях под музыку мы проводим ритмические игры, упражнения; учащихся младшей группы учу одновременно с танцевальными движениями "беречь" музыку - во время звучания нельзя шуметь, разговаривать, смеяться; музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом звучания и прекращать движение с окончанием звучания.
Вместе с обучением танцу, навыкам красивого движения у детей формируется вкус, избирательное отношение к танцевальному и музыкальному репертуару. Бытует мнение, что ребенок с достаточно хорошими хореографическими данными один на тысячу. Может быть, но я работаю со всеми детьми и считаю, что танцевать могут практически все. На первом этапе в ходе диагностики способностей выявляю, что может ребёнок, и строю занятия с учётом выявленных возможностей. Наряду с групповыми занятиями осуществляются и индивидуальные. Да, с менее способными детьми приходится работать много, но это только в большей степени способствует воспитанию у них упорства и трудолюбия.
Практика показывает, что с помощью специальных занятий можно развивать чувство ритма, музыкальный слух, воображение, ощущения, образную память, фантазию, так необходимые во всех видах художественно-творческой деятельности.
В процессе работы с детьми приходится не только объяснять значение каждого движения, способ его исполнения но и доказать на примерах, что в искусстве танца нет "потолка", что каждое танцевальное движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности, что в танце нет мелочей ни во время репетиционной, и тем более во время выступления.
Но как бы ни важно было техническое совершенство танца - это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, учащиеся не просто выполняют необходимые движения, но на каждом занятии познают своеобразный, выразительный язык хореографического искусства, получают представление о искусстве танце, где тесно переплетаются музыка и пластика.
Анализ результатов деятельности с детьми показывает, что занятия танцами не только приносят им эстетическое наслаждение, но и помогают развить их творческие способности, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению.
Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед инвалидами, участниками Великой Отечественной войны, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов, концертов на праздниках города.
Ценным в реализации задач художественно-эстетического воспитания детей считаю коллективное обсуждение с детьми содержания танцев, танцевального и музыкального репертуара, костюмов, что также способствует формированию художественного вкуса, а также и коммуникативных способностей учащихся, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллектив. Обучение детей нормам общения - ещё одна из важных задач занятий танцами . Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на занятиях хореографии можно определить как совместную творческую деятельность ученика и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания танца, опыта нравственных отношений заложенного в ней.
Умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, переживать, создавать музыкально-двигательный образ - всё это развивает творческую активность и воображение.
Те дети, которые долго занимаются танцами, говорят, что танец дарит воодушевление и радость! "Душа обретает крылья" - это наиболее часто возникающее ощущение, получаемое от ритмичных, танцевальных движений. Существует прочная связь между движением и внутренним состоянием человека. Не случайно сегодня широкое распространение получает арт-терапия (лечение искусством), а в ней магическая сила танца.