Занятие по ознокомлению с художественной литературой

Разделы: Работа с дошкольниками


Чтение рассказа С. П. Алексеева “Измаил” из цикла рассказов “Рассказы о Суворове”.

(старшая группа)

Задачи урока:

Воспитательная: воспитывать в детях патриотические чувства к своему Отечеству, чувства гордости за свой народ.

Развивающая: развивать мышление, память, воображение.

Образовательная: закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества; о героизме русских солдат возглавляемых полководцем А.В.Суворовым, познакомить с творчеством С.П.Алексеева, его рассказами о Суворове.

Предварительная работа: беседы о богатырях, о князьях-воинах, о полководцах; заучивание пословиц и стихов о солдатах, Родине.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение

Родина
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя!

Когда мы произносим слово “Родина”, что мы себе представляем? (ответы детей)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит то место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живёт, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги… Без Родины и без своего народа человек не может жить.

Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Велико наше Отечество – Русская земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины. Кто такие защитники Отечества? (ответы детей)

Воспитатель: Да, военные это люди, которые первыми встают на защиту Родины, когда на неё нападает враг. А кто стоит во главе армии? (ответы детей)

Воспитатель: А ещё тех, кто возглавляет армию, называют полководцами. Вслушайтесь, в это слово и вы услышите в нём два слова: полк и водить, т.е. полководец – это человек, который ведёт за собой полки во время боя. А каких полководцев вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы вспомним одного из великих русских полководцев, который не проиграл ни одного сражения. Это Александр Васильевич Суворов (вносится портрет Суворова).

А.В. Суворов родился в Москве давным-давно, когда ещё в России правили цари. Отец его был военным и очень хотел, чтобы его сын тоже был военным. Саша был маленького роста, часто болел и физически был очень слабым. Но он сам очень хотел быть военным и понимал, что солдат не может быть таким слабым.

И тогда он стал закаляться: обливался холодной водой, делал зарядку, в любую погоду ездил верхом на лошади, спал на очень жёсткой постели, готовя себя к будущим военным походам.

Когда Саша вырос, он пошёл служить в армию. Сначала простым солдатом. Он испытал все трудности солдатской жизни: надо было и в дождь, и в снег, и в жару стоять на посту, долго идти пешком по плохим дорогам, драться с врагами.

А когда он стал полководцем, он берёг солдат и понимал их нужды. Суворов был умным и хитрым полководцем и часто говорил, что армия должна побеждать не числом, а умением. За всю свою жизнь он участвовал в семи войнах и не проиграл ни одного сражения. Даже, когда казалось, что победить невозможно, он находил выход и побеждал. Однажды во время войны с Турцией наша армия никак не могла взять очень сильную крепость Измаил. И о том, как русские солдаты всё-таки одержали победу над турками и взяли Измаил написал Сергей Петрович Алексеев. Он написал много рассказов о Суворове и один из них называется “Измаил”. Послушайте его. (чтение рассказа С.П.Алексеева “Измаил”)

После прочтения – беседа:

– С чего начинается рассказ “Измаил”?

– Что ответил А.Суворов русским генералам, которые сказали, что “надобно отступать”?

– Как готовил Суворов солдат к взятию турецкой крепости Измаил?

– Что ответил турецкий генерал русским послам на предложение сдаться?

– Что сказал выживший турецкий солдат?

– Чему учит вас этот рассказ?

Воспитатель: Ребята, а какими качествами должен обладать солдат? (ответы детей)

Воспитатель: А чтобы быть физически сильными, что надо делать? Что делал А.В.Суворов? (зарядку). Давайте и мы с вами последуем примеру великого полководца.

Физминутка:

Каждый день по утрам
Делаем зарядку, (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по-порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Руки опускать, (руки вниз)
Приседать и вставать, (4-6 раз)
Прыгать и скакать (10 прыжков).

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем много пословиц о солдатах, о храбрости. Давайте поиграем в игру, я буду начинать говорить пословицу, а вы заканчивать.

Игра “Вспомни пословицу”

“Солдата к славе ведут (ученье и труд)”

“Враг боек, да наш народ (стоек)”

“Как русский солдат за штык берётся, так враг (трясётся)”

“Умелого, смелого страх не возьмёт и враг (не побьёт)”

“Умный боец везде (молодец)”

Воспитатель: В центре Москвы установлен памятник А.В.Суворову (рисунок 1).

Рисунок 1

Создано военное училище, которое носит имя Суворова – Суворовское училище (рисунок 2).

Рисунок 2

Там учатся будущие защитники нашей Родины, будущие командиры, которые мечтают быть похожими на великого русского полководца. Есть даже орден Суворова, которым награждают за успехи в военном деле (рисунок 3).

Рисунок 3

Воспитатель: Сегодня вы узнали о великом полководце, прославившим Россию, который добился своего, преодолевая трудности. Поэтому, если вам что-то трудно даётся, вспомните слова А.Суворова: “Тяжело в ученье – легко в бою”, и вы своего добьётесь. А сейчас портрет А.В.Суворова поставим к нашей галерее славы в книжном уголке.

Чтение рассказа Е.Воробьёва “Обрывок провода”

(Подготовительная группа)

Предварительная работа: чтение рассказов о ВОВ, заучивание стихов о войне, рассматривание иллюстраций о войне, фотографии памятников посвященных солдатам павшим в ВОВ.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить детей с рассказом Е.Воробьёва “Обрывок провода”, побуждать детей рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного героя.

Развивающая: развивать мышление, память, воображение.

Воспитательная: воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших и живущих солдат ветеранов.

Ход занятия

(Звучит тихо школьный вальс)

Воспитатель: Летняя ночь была наполнена запахом трав, пением птиц и весёлой музыкой. 22 июня – самая короткая ночь в году. 22 июня во всех школах страны отмечали выпускной бал.

Под утро выпускники заполнили улицы городов. Они пели и смеялись, они надеялись и мечтали о будущем, они шли встречать рассвет. Это было 22 июня 1941 года.

(Музыка обрывается)

Воспитатель читает стихотворение

22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в то миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чём,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.

(С.Щипачёв)

Воспитатель: 22 июня в 4 часа утра войска гитлеровской Германии, перейдя на протяжении шестисот километров, вторглись на территорию СССР. Армия фашистов насчитывала пять миллионов пятьсот тысяч человек, четыре тысячи шестьсот самолётов, три тысячи восемьсот танков.

Воспитатель: Согласно плану “Барбаросса” разгром Советской Армии должен был завершиться через десять недель.

Удары наносились по трём основным направлениям: группа армий “Север” наступала на Ленинград, группа армий “Юг” наступала на Киев. Решающий удар наносила группа армий “Центр” – через Минск и Смоленск – на Москву.

(Звучит музыка песня “Священная война”)

Воспитатель: 22 июня была объявлена всеобщая мобилизация. Миллионы людей надели шинели. Из каждой сотни мужчин, ушедших в годы войны на фронт, в живых осталось трое. Всего три человека из ста дожили до Победы.

В первые дни войны наша Армия терпела сокрушительное поражение. Войска приграничных округов были полностью разгромлены. Но с каждым днём войны сопротивление возрастало.

Советские войска, показывали чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город, деревню, за каждый метр русской земли.

Много стихов и рассказов написано поэтами и писателями о той страшной войне. О мужестве, храбрости наших солдат и генералов, о их подвигах, которые они совершили, выполняя свой солдатский долг. Имена не всех солдат – героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи, песни, рассказы, повести.

Один из таких солдатских подвигов описал в своём рассказе Е.Воробьёв, который называется “Обрывок провода”.

(Чтение рассказа Е.Воробьёва “Обрывок провода”)

Воспитатель: беседа по прочитанному

– Какой подвиг совершил связист Устюшин?

– Почему он его совершил?

– Как всё происходило?

– Что чувствовал солдат-связист, когда стоял, держа провод в руках?

– Ребята, как вы считаете, думал ли он, что совершает подвиг?

– А, о чём он думал, по-вашему?

Воспитатель: Какими словами можно охарактеризовать наших солдат. Какими они были в бою? (ответы детей – храбрыми, отважными, бесстрашными, решительными, неустрашимыми)

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру. Я буду вам говорить фразу, а вы будете её заканчивать.

То Россия голова,
Наша матушка родная,
Златоглавая … (Москва).

Отстояли ваши деды
Труд и счастье на земле,
Ярче светят в честь … (победы)

Звёзды мира на Кремле.
Небо вспыхнуло над нами,
Засияло огоньками.
Как цветы они цветут –
Это праздничный …(салют).

Воспитатель: Война – жестокая, страшная. Без малого четыре года гремела она. И вот настал долгожданный день Победы. (Выставить иллюстрацию установления знамя над Рейхстагом)

Чтение стихотворения (можно детьми)

Великий день! Мы так его назвали,
Пред ним стеною дым пороховой,
Над пеплом, гарью, грудами развалин
Им поднят стяг победы боевой.

Воспитатель: Сейчас ещё живы те, кто много лет назад воевал. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.

Их называют ветеранами. В день Победы они надевают все свои военные награды. Собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы.

Ребенок читает стихотворение:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.

Ребята, если вы 9 Мая увидите человека с орденами и медалями, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему “спасибо”, за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы всё помним о той трудной и замечательной Победе.