Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных. Таблица безударных окончаний имен существительных в единственном числе"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  1. Повторить и обобщить знания учеников о 3 склонениях имен существительных, закрепить алгоритм написания безударных окончаний.
  2. Развивать речь учащихся, музыкальный вкус.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность, бережное отношение к окружающим людям.

Оборудование:

  1. Учебник “Русский язык. 4 класс. Часть 1.” Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
  2. Набор карточек для каждого ученика.
  3. Презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка Эдварда Грига из оперы “Пэр Гюнт”.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок начинается с музыки. Знает ли кто-нибудь, как называется это музыкальное произведение? (Э.Григ “В пещере Горного короля ” из оперы “Пэр Гюнт”). (Слайды 2 и 3).

2. Чистописание.

- Правильно - “В пещере Горного короля ”. А где находятся пещеры? (В горах). Какие бывают горы? (Высокие, низкие, пологие и т.д.). (Слайд 4)

- Давайте изобразим такие горы в тетрадях. (На доске появляются образцы: остроконечные и волнообразные росчерки)

3. “Открытие” темы урока.

- Ребята, кто живет в пещере Горного короля? (Гномы). Гномы хотят с вами познакомиться, их имена: Рома, Петя, Витя, Игорь, Толя, Дима. Они решили найти сокровища. Помогите им встать по порядку, тогда они смогут пройти во вторую пещеру. (Первая буква имени соответствует первой букве в названии падежа имени существительного). Вспомните вопросы каждого падежа. (Слайды 5-11).

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Правописание безударных окончаний имен существительных)

4. Работа по теме урока.

- Мы помогли гномам пройти в следующую пещеру, а там они увидели какие-то странные мешки. (Слайд 12-13). Давайте поможем гномам отгадать, что в них. (Дети, посовещавшись, приходят к выводу, что три мешка – три склонения, а заплатки – окончания имен существительных в соответствующем склонении).

- Вспомните слова – подсказки для каждого склонения. (В нашем классе – 1 скл. - рука, 2 скл. - плечо, 3 скл. - грудь.) Почему мы пользуемся этими словами?

- Возьмите лист №1. (См. приложение № 1). Просклоняйте имена существительные: рука, плечо, грудь.

- А теперь на листе №2 просклоняйте следующие слова: пещера, гном, ночь. (См. приложение № 2). (Самостоятельная работа с последующей проверкой)

- Сравните окончания. Сделайте вывод.

- В третьей пещере гномы нашли сундучок. Его откроет тот, кто быстрее всех, разгадает секрет задания к упражнению №126 на с.75.

- Итак, открываем сундучок: (Слайд 14).

А теперь, внимание,
Новое испытание:
Проверьте окончания
В словосочетаниях:

(Записаны словосочетания – слайд 15)

На лесной дороги, на высокой горки, в рассказе писателя, о шумном леси.

(Ученики выполняют задание в тетради. Взаимопроверка осуществляется в постоянных парах). (Слайд 16).

5. Релаксация.

- Наступило утро. Давайте закроем глаза и послушаем музыку Эдварда Грига. (Звучит музыкальный отрывок “Утро” из оперы “Пэр Гюнт”.) (Слайд 17)

6. Продолжение работы по теме урока.

- С наступлением утра гномы вышли из пещеры и увидели мешок с сокровищами. Запишите в тетради предложение:

Маленький гномик увидел под елкой мешок с сокровищами.

(Один ученик работает у доски и выполняет задание.)

Задание:

  • полный синтаксический разбор предложения;
  • индивидуальные карточки: сокровища – разбор слова по составу, мешок – звуко-буквенный разбор, (под)елкой – морфологический разбор.

7. Подведение итогов.

- А в мешке гномы увидели листок с вопросами: (Слайд 18)

  • Что изучали на уроке?
  • Как пишутся безударные падежные окончания имен существительных?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Спасибо вам за работу. Вы все сегодня – молодцы! (Слайд 19)