Цели:
Оборудование:
- Учебник “Русский язык. 4 класс. Часть 1.” Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
- Набор карточек для каждого ученика.
- Презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка Эдварда Грига из оперы “Пэр Гюнт”.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок начинается с музыки. Знает ли кто-нибудь, как называется это музыкальное произведение? (Э.Григ “В пещере Горного короля ” из оперы “Пэр Гюнт”). (Слайды 2 и 3).
2. Чистописание.
- Правильно - “В пещере Горного короля ”. А где находятся пещеры? (В горах). Какие бывают горы? (Высокие, низкие, пологие и т.д.). (Слайд 4)
- Давайте изобразим такие горы в тетрадях. (На доске появляются образцы: остроконечные и волнообразные росчерки)
3. “Открытие” темы урока.
- Ребята, кто живет в пещере Горного короля? (Гномы). Гномы хотят с вами познакомиться, их имена: Рома, Петя, Витя, Игорь, Толя, Дима. Они решили найти сокровища. Помогите им встать по порядку, тогда они смогут пройти во вторую пещеру. (Первая буква имени соответствует первой букве в названии падежа имени существительного). Вспомните вопросы каждого падежа. (Слайды 5-11).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Правописание безударных окончаний имен существительных)
4. Работа по теме урока.
- Мы помогли гномам пройти в следующую пещеру, а там они увидели какие-то странные мешки. (Слайд 12-13). Давайте поможем гномам отгадать, что в них. (Дети, посовещавшись, приходят к выводу, что три мешка – три склонения, а заплатки – окончания имен существительных в соответствующем склонении).
- Вспомните слова – подсказки для каждого склонения. (В нашем классе – 1 скл. - рука, 2 скл. - плечо, 3 скл. - грудь.) Почему мы пользуемся этими словами?
- Возьмите лист №1. (См. приложение № 1). Просклоняйте имена существительные: рука, плечо, грудь.
- А теперь на листе №2 просклоняйте следующие слова: пещера, гном, ночь. (См. приложение № 2). (Самостоятельная работа с последующей проверкой)
- Сравните окончания. Сделайте вывод.
- В третьей пещере гномы нашли сундучок. Его откроет тот, кто быстрее всех, разгадает секрет задания к упражнению №126 на с.75.
- Итак, открываем сундучок: (Слайд 14).
А теперь, внимание,
Новое испытание:
Проверьте окончания
В словосочетаниях:
(Записаны словосочетания – слайд 15)
На лесной дороги, на высокой горки, в рассказе писателя, о шумном леси.
(Ученики выполняют задание в тетради. Взаимопроверка осуществляется в постоянных парах). (Слайд 16).
5. Релаксация.
- Наступило утро. Давайте закроем глаза и послушаем музыку Эдварда Грига. (Звучит музыкальный отрывок “Утро” из оперы “Пэр Гюнт”.) (Слайд 17)
6. Продолжение работы по теме урока.
- С наступлением утра гномы вышли из пещеры и увидели мешок с сокровищами. Запишите в тетради предложение:
Маленький гномик увидел под елкой мешок с сокровищами.
(Один ученик работает у доски и выполняет задание.)
Задание:
- полный синтаксический разбор предложения;
- индивидуальные карточки: сокровища – разбор слова по составу, мешок – звуко-буквенный разбор, (под)елкой – морфологический разбор.
7. Подведение итогов.
- А в мешке гномы увидели листок с вопросами: (Слайд
18)
- Спасибо вам за работу. Вы все сегодня – молодцы! (Слайд 19)