Цель урока:
- cформировать понятие “ветер” и представление об образовании ветра,
- познакомить с видами ветров.
Задачи: Объяснить причины образования областей с высоким и низким давлением, определить закономерность в перемещении воздуха и силы ветра от разницы атмосферного давления.
Понятия: ветер, бриз, муссон, ураган.
Оборудование: Флюгер, анемометр, презентация “Ветер”, учебники, модуль для работы учащихся.
Ход урока
Организационный момент
Повторение изученного материала: опрос с работой в листе-модуле (зад.1-3)
Учитель | Учащиеся |
- Какую оболочку Земли вы изучаете? - Что такое атмосфера? - Воздух, как всякое вещество имеет массу и вес, а значит оказывает …? - Какое давление принято считать нормальным? |
- Атмосферу - Воздушная оболочка Земли, состоящая из смеси газов - давление на все объекты, которое называется атмосферным давлением. - на 45 широте при t =0, на h – уровня моря. |
Практическое задание распределить значения атмосферного давления по группам /задания 1-3 листа - модуля с проверкой. | |
Обобщение - От чего зависит величина атмосферного давления? - Как температура воздуха влияет на атмосферное давление? |
- от t воздуха, от широты и высоты
местности, - чем выше температура, тем ниже атмосферное давление. |
Изучение нового материала:
3.1. Проблемное задание и открытие темы.
- Ученик Ваня Степочкин не подготовил задание ни по одному предмету. Он объяснил всем учителям, что вчера вечером, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер уносит в открытое место маленькую девочку, плавающую на надувном матрасе. Естественно, он бросился её спасать, ну а после случившегося ему было уже не до уроков. Все учителя его похвалили, кроме учителя географии. Что заставило усомниться в искренности слов мальчика?
Учитель | Учащиеся | ||||||||||||||||
Так о чем знал учитель географии, но забыли остальные учителя? В какой теме он хорошо разбирался?" | Дети высказываются … и называют тему урока “Ветер” | ||||||||||||||||
- Чтобы понять причину сомнений учителя
какие вопросы нам нужно изучить? (Учитель записывает кратко и потом вывешивает на доске в виде плана) |
Ученики формулируют и называют вопросы
по теме: Что такое ветер? Почему дует ветер? Какие
у ветра характеристики? Какие ветры бывают ? и т.д. |
||||||||||||||||
3.2 Постановки частных проблем | |||||||||||||||||
(Подведение под понятие) - Начнем с определения ветра. Посмотрите на схему. Какое атмосферное давление будет над сушей и над водой днем? - Т.к. над морем воздух более плотный, тяжелый – он давит на земную поверхность. (на схеме добавляет над водой стрелку вниз) - Что дальше? - Как можно назвать такое движение воздуха? - Дайте определение этого понятия. (поиск по второму пункту) - Рассмотрим второй пункт плана. Характеристики ветров. Какие они есть? Как вы думаете? Учитель: - В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях? Где будет ветер сильнее?
Учитель: - Какой вывод сделаем? Учитель: - Кроме силы ветер характеризуется скоростью и направлением. Направление ветра определяют с помощью флюгера, скорость измеряют анемометром /демонстрация приборов/. - Направление определяется по той стороне горизонта, с которой он дует, например ветер , дующий с юга, - южный. |
- Над сушей давление меньше, т. к.
суша нагревается быстрее, а от нее и воздух
становится теплее. Теплый воздух менее плотный -
он легче и меньше давит на земную поверхность;
над морем прохладнее, так как оно медленнее
нагревается, воздух плотнее, следовательно,
давление повышенное.
- Воздух у поверхности, начинает двигаться в разные стороны из области повышенного давления в область пониженного давления. - Ветер! Ветер – горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности из области повышенного давления в область пониженного давления. (слайд 2)
Сила, скорость, направление.
Ученики: - в первом, т.к. разница в давлении больше в первом случае.
- Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость! Выполняют задание 4 в листе. |
||||||||||||||||
(фронтальная работа) Проверка правильности выполнения – заполнение таблицы учащимися по приглашению (распечатана заранее и вывешивается на доске)
/Физкультминутка на закрепление направлений ветров. Ребятам предлагается сыграть роль флюгера, и показать называемое направление ветра/ Учитель: - Скорость определяется с помощью анемометра. От скорости зависит сила ветра, которая оценивается по 12-балльной шкале Бофорта, измеряется в м/с. (1 балл примерно 2 м/с *Бофорт – адмирал Английского Королевского флота в 1805 г., предложил систему оценки силы ветра). - Опишите признаки одного из ветров /Работа с форзацем учебника и презентацией, слайд 3-4 / (Ребята по плану описывают ветры) |
|||||||||||||||||
(поиск по третьему пункту плана) Виды ветров. Сегодня рассмотрим два. (показываются два слайда презентации, одновременно ребята дополняют схемы в листе-модуле и открывают знания о бризах, слайд 5-6) Учитель: - Легкий ветерок до 4 баллов, называют бризом (от франц. Brise- легкий ветерок). - Итак, что такое бриз? - Посмотрите на следующий слайд и расскажите еще об одном виде ветра. (ребята смотрят слайд об образовании муссона, слайд 8) (выход из проблемной ситуации) - Теперь мы попробуем объяснить, почему мальчик, о котором мы услышали, был не прав? У кого есть версия? - Куда дует ветер днем? Куда ночью? А когда же происходит смена направлений???? - Так ребята, и обманывать нехорошо. Задание 6 можно дать на дом и проверить на следующем уроке на отметку. Слайд 9 |
- Это ветер, который меняет свое направление дважды в день. (слайд 7)
- Муссон – это ветер, который меняет свое направление дважды в год. ( слайд 9)
/выслушать предположения ребят, если нет догадок, дать подсказку/ - Утром и вечером, когда уравнивается атмосферное давление ветра нет, поэтому девочку не могло уносить от берега. |
Практическая работа (задание 6)
Сравнительная таблица “Бриза и муссона”
Сравнительные черты | Бриз | Муссон |
1. Причина образования | ||
2.Территория, где встречаются | ||
3. Когда меняют свое направление | ||
4.Сколько раз меняют свое направление года. |
Закрепление и рефлексия.
- Восстановите цепочку причинно- следственных связей, объясняющих образование ветра: (предложить напечатанные слова расположить логически правильно)
Ветер; разница в нагревании поверхности; разница в давлении.
/ Разница в нагревании моря и суши – разница в давлении - ветер/
- О чем вы сегодня узнали на уроке?
Д/з параграф 39;
Лист – модуль для учащихся
1. Подчеркните значение пониженного давления одной чертой, повышенного – волнистой линией.
1) 750 мм 752 мм;
2) 765 мм 760 мм;
3) 766 мм 741 мм;
4) 771 мм 768 мм.
2. В какой точке атмосферное давление будет самое низкое, а в какой самое высокое:
3. Определить, на какой высоте летит самолет, если за бортом самолета давление 450 мм рт столба, а у поверхности земли – 750 мм рт.ст.
4. Изобрази направление стрелкой.
С | Ю | З | В | С-З | Ю-З | С-В | Ю-В |
5. Дополните схему.
6. Сравнительная таблица ветров.
1. Причина 2. Где
3. Когда
4. Как часто