Цели:
- Рассказать о реках и озерах Азии и закрепить знания ребят о реках и озерах Европы.
- Развивать аналитико-синтетическую деятельность через работу с ребусами, с контурными картами; связную речь через индивидуальные сообщения; обогащать словарный запас.
- Воспитывать мотивацию к учению через разные виды деятельности.
Оборудование: ребусы (Европа, Азия), термины, контурные карты, тетради, физическая карта мира.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие, учет посещаемости, эмоциональный настрой детей.
II. Актуализация знаний.
1. Работа с ребусами:
"Европа", "Азия"
- Что обозначают эти термины?
- Какой материк состоит из этих частей света?
2. Работа с физической картой мира.
- Покажите Евразию на карте?
- Покажите её части света Европу? Азию?
- Какая часть света больше?
3. Индивидуальные сообщения ребят.
Вспомните, о реках и озерах, какой части света мы говорили на предыдущем уроке? (Европы)
- Назовите мне крупные реки Европы.
Вы готовили сообщения о реках и озерах.
- Кто желает выступить?
(заслушиваем инд..сообщения ребят)
- Так, какая река в Европе самая длинная?
Итог по д\з, оценки
III. Беседа.
- Вспомните, какие реки азиатской части России вы знаете?
- Какое озеро самое глубокое на планете? Покажите его.
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке, я расскажу вам какие еще крупные реки и озера есть в Азии.
V. Формирование понятий.
План рассказа учителя.
1. Сходство и различие рек Европы и Азии.
2. Самая длинная река Азии - Янцзы.
3. Вторая по величине река Азии - Обь
4. Реки Хуанхэ и Меконг.
5. Река на юго-западе Азии - Евфрат.
6. Реки п-ва Индостан: Ганг и Инд.
7. Значение рек Амударья и Сырдарья.
8.Oзера Азии: "Каспийское море" - самое большое озеро мира.
- "Байкал"- самое глубокое озеро мира.
- "Аральское море"- объект экологической катастрофы.
- "Иссык-Куль"- горное озеро.
- "Балхаш"- соленое озеро.
- Итак, вы видите, что в Азии много крупных озер и длинных рек.
Зрительная гимнастика.
VI. Формирование умений и навыков.
1. Работа с текстом.
- Найдите С.184 и прочитайте заголовок текста.
- Сравните его с темой урока.
Прочитайте этот текст и: 1 группа подумайте над вопросом № 1 после текста группа.
2 группа дополните мой рассказ.
(самостоятельное чтение текста детьми)
- Итак, какие будут дополнения.
- Что вы еще узнали о реках и озерах Азии?
- Прочитайте 1 вопрос после текста (ученик 1 гр.)
- Какие реки Азии впадают в Северный Ледовитый океан? Тихий? Индийский?
(отвечают с помощью карты на С.l67; учитель показывает на карте для уч-ся 2 группы)
- Какая река в Азии самая крупная и длинная?
- В азиатской части России?
- Какие реки используются для орошения?
- Какие крупные соленые озера находятся в Азии?
-Назовите самое глубокое и широкое озеро в Азии и в мире?
2. Словарная работа.
- Вы сегодня узнали много новых понятий и вспомнили ранее изученные, я предлагаю вам посмотреть, как пишутся эти понятия и прочитать про себя.
НА ДОСКЕ:
Хуанхэ Евфрат Каспийское
Янцзы Амударья Байкал
Меконг Сырдарья Аральское
Ганг Иссык-Куль
Инд Балхаш
Физминутка "Водоёмы".
3. Работа в тетрадях
Запись даты и темы в тетради (на доске)
1 группа - выпишите все реки Азии, пользуясь картой на С.168.
2 группа - пользуясь учебником, выпишите названия рек и озер Азии в две строчки. (1 - оказываю инд. помощь ребятам во время выполнения задания; 2 - слежу за осанкой)
- Итак, давайте проверим, что вы выписали?
Ученик 2 гр.- зачитывает реки, которые выписал из текста, а учение 1 гр. - дополняет.
4.Работа в контурных картах
- Давайте проверим, как вы усвоили материал
Самостоятельно 1 гр. - найти реки и озера Азии, обвести их и подписать;
2 гр.- на обведенных реках и озерах подпишите названия.
(инд. помощь при необходимости)
- Сдайте контурные карты, я посмотрю, как вы справились с заданием.
VII. Домашнее задание
C. 184-185, читать
1 группа - рассказ о реках и озерах, с помощью карты;
2 группа - расположение рек и озер на карте.
VIII. Итог. Оценки.
- О чем шла речь на уроке?
- Водоемы, какой части света мы изучали?