Интегрированный урок (география + экономика) по теме "Безработица"

Разделы: География, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Вид урока: усвоение нового материала.

Тип урока: урок с применением информационных технологий, работа в группах.

Место урока: данный урок может быть использован

  • на уроках экономики в теме "Рынок труда и безработица" по программе Липсица И.В. в 9-11 классах (в зависимости от уровня изучаемого предмета) или в аналогичных курсах,
  • на уроках географии в теме "Структура населения России: трудовые ресурсы" в 9 классе,
  • на занятиях элективных курсов по экономике и географии, предпринимательской деятельности и профориентации.

Цели урока.

  • Обучающая: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицей, сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.
  • Развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами.
  • Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация "Безработица", учебники по курсу:

  • Липсиц И.В. Экономика. Москва, Вита - Пресс, 2008,
  • Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита - Пресс, 2000,
  • "Российская экономика" , приложение к учебнику "Прикладная экономика" Junior Achievement, М, 1998,
  • Савицкая Е.В. "Уроки экономики в школе" Москва, Вита - Пресс, 2004,
  • Ром В.Я., Дронов В.П., География России. Население и хозяйство. 9 класс, Москва, Дрофа, 2008
  • Алексеев А.И., Николина В.В., География. Население и хозяйство России. 9 класс, Москва, Просвещение, 2006

ХОД УРОКА

Ребята, тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица, как проблема отдельно взятого человека может стать и настоящим бедствием для государства в период экономической перестройки или кризиса, оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, потерю психологического равновесия, и наносит психологическую травму.

Задача нашего сегодняшнего урока узнать:

  • что такое безработица, в чем ее причины и какие типы выделяют,
  • какие меры предпринимает государство по сокращению безработицы,
  • как уменьшить риск стать безработным,
  • научиться работать со статистическими материалами.

БЕЗРАБОТИЦА - социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Знакомство на примере России с понятиями, рассмотрение соотношения численности в отдельных группах населения страны.

Нетрудоспособное население - лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также не работающие по состоянию здоровья во всех возрастах.

Трудоспособное население:

Добровольно незанятые - трудоспособные люди в трудоспособном возрасте, добровольно неработающие по найму или на индивидуальных предприятиях (старшеклассники общеобразовательных и специализированных школ, гимназий, лицеев, достигшие 16 лет; студенты дневных отделений ВУЗов, техникумов, колледжей; лица, занятые в домашнем хозяйстве). Подчеркнуть:   люди, искавшие работу, но отчаявшиеся её найти и поэтому прекратившие поиск работы, не желающие добровольно работать граждане.

Экономически активное население (рабочая сила) - занятые + безработные

Занятые - люди, работающие полный рабочий день по найму или на индивидуальных предприятиях.

Безработные - люди, не имеющие работы, но желающие получить и активно ищущие ее.

ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

Кто же у нас в России по закону является безработным?

1. Трудоспособный возраст:

  • лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет,
  • лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).

2. Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

3. Стремление человека найти работу (обращение в центр занятости, самостоятельные поиски)

Подсчет и сравнение уровня безработицы для России и отдельных регионов.

Уровень безработицы =

Этот показатель является одним из основных измерителей состояния экономики. Высокий уровень безработицы свидетельствует о том, что трудовые и другие производственные ресурсы задействованы в недостаточной степени, что приводит к сокращению производства товаров и услуг.

Проблемные вопросы:

  1. Почему по регионам России уровень безработицы различен? (преобладание старых и новых отраслей, большой прирост населения, потоки мигрантов и др.)
  2. Связано ли это с демографической ситуацией в стране, какие причины и возможные последствия этой ситуации?

Типы безработицы и государственные меры по ее снижению.

Давайте, на примере России обобщим возможные причины безработицы и пути ее снижения:

1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает предложение труда и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Поэтому безработица бывает:

Фрикционная безработица (от слова "фрикция "- трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу.

  • работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город),
  • при переходе на новое место работы,
  • ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей),
  • заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы (матери, вырастившие детей),
  • уволенные с работы по приказу администрации,
  • уволившиеся по собственному желанию,
  • ожидающие восстановления на прежней работе,
  • нашедшие работу, но еще не приступившие к ней.

Государственные меры:

Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

  • Информация о наличии рабочих мест,
  • Услуги службы занятости,
  • Повышение мобильности трудовых ресурсов (создание развитого рынка жилья, отмена прописки).

Фрикционная безработица представляет собой явление неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Безработица этого типа обычно продолжается короткий период времени. Рабочих мест больше, чем безработных. Ищут работу готовые специалисты.

Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей - спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы,
  • с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс - со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых ламп, пишущих машинок), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке.

Сезонная безработица. В туризме, сельском хозяйстве, лесной промышленности производственный цикл имеет ярко выраженный сезонный характер. В период межсезонья работники теряют работу.

Государственные меры:

  • Субсидии на получение образования,
  • Обучение и переобучение работников,
  • Создание временных рабочих мест,
  • Повышение мобильности трудовых ресурсов.

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.

Циклическая безработица - это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что зависит от человека, рабочих мест намного меньше безработных. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу.

работники, уволенные в период общего экономического спада.

Государственные меры:

  • стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости,
  • инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий,
  • поощрение иностранных инвестиций в экономику,
  • создание условий для роста самозанятости, поддержка малого бизнеса.

Естественная безработица

  • Невозможность избежать фрикционной и структурной - это естественная безработица.
  • Если уровень безработицы = естественному - это полная занятость.
  • Экономический потенциал страны (потенциальный ВНП) - это объем производства при полной занятости.
  • Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.

5. Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

  • Занятость неполный рабочий день,
  • Работа не соответствует квалификации,
  • Разочаровавшийся работник.

6. Распределение безработных по уровню образования (% к общему числу безработных).

7. Различие уровня безработицы по регионам России (анализ карты).

8. Последствия безработицы:

  • Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
  • Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.
  • Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
  • Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
  • Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
  • Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

Закрепление.

Определи тип безработицы: работа в группах.

Решение задачи

В стране в августе было 10 млн. чел. безработных и 90 млн. чел. занятых.

  1. Определи численность рабочей силы, уровень безработицы и уровень занятости.
  2. В сентябре из 90 млн. чел., имевших работу было уволено 0,5 млн. чел. Какова численность занятых теперь?
  3. В течение октября 1 млн. чел. из числа безработных прекратили поиски работы, из-за постоянных отказов, ссылаясь на то, что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в октябре. Кем стали отчаявшиеся?

Правильные ответы:

1) 100 млн. чел.,10 %, 90 %.

2) 89,5 млн. чел.

3) Безработных - 9,5 млн. чел., раб. сила - 99 млн. чел.,

уровень безработицы - 9,6%, скрытая безработица.

Д/З

1. В соответствии с курсом "География" или "Экономика".

2. Найти данные о численности безработных в своем регионе, распределении их по отраслям.

3. Подготовить список наиболее и наименее востребованных специальностей сейчас и в будущем.

4. Узнать о мерах по сокращению безработицы в своем регионе.