Цель урока – на примере Нила показать:
- зависимость характера и режима реки от рельефа и климата;
- взаимосвязь всех компонентов природы;
- роль Нила в жизни человека.
Планируемые результаты обучения:
- знание особенностей рек Африки;
- умение объяснять эти особенности взаимосвязями компонентов природы;
- умение получать информацию из карт атласа.
Главные вопросы содержания:
- реки Африки – отражение рельефа и климата, необходимое звено во взаимосвязях компонентов природы.
Организация познавательной деятельности учащихся:
- опережающее задание – роль Нила в жизни Древнего Египта;
- работа с картами атласа.
Ход урока
На предыдущих уроках мы познакомились с особенностями рельефа и климата Африки.
Тема сегодняшнего урока “Реки Африки”.
Задача: доказать, что:
- Реки – “зеркало рельефа и климата”.
- Реки – “голубые артерии Земли”, связывающие воедино все компоненты природы.
Повторение:
Преобладающая форма рельефа Африки? Почему? | Равнина. Африкано-Аравийская платформа |
Характер течения большинства рек? | Равнинный |
Какая часть Африки является наиболее возвышенной? | Восточно-Африканское плоскогорье |
Где находится главный водораздел между бассейном Атлантического и Индийского океана? | На востоке |
Большим по площади будет бассейн какого океана? | Атлантического океана |
Чем будут отличаться реки, впадающие в него? | Большей длиной (Нил, Конго) |
Каким будет верхнее течение рек, стекающих с водораздела, по уступам плоскогорья? | Бурное с порогами (Нил, Конго) и водопадами (Виктория) |
Где на материке будет самая густая речная сеть? Почему? | ЭКП, СубЭКП – много осадков (Дожди) |
Какой КП отличается наиболее
бедной речной сетью? Почему? Особенности рек? За счет чего реки будут получать питание? |
ТКП, сухо Вади – пересыхающие русла рек Подземные воды пустыни |
Когда на реках будет наступать половодье? | Сезон дождей, ЭКП – весь год, СубЭКП – лето, СубТКП – зима. |
Рассмотрим более подробно одну из величайших рек планеты – Нил.
Чтобы оказаться на берегах Нила, в какую страну мы должны будем отправиться? Египет.
Но совершим путешествие не только в пространстве, но и во времени.
1. Перед нами Древний Египет в окружении величайших памятников древности и услышим ликующий гимн:
Учащийся:
“Слава тебе, Нил.
Слава тебе, явившийся на землю в мир,
Чтобы подарить жизнь Египту!
Таинственный бог,
Ты заменяешь день тьмой всюду,
Где тебе это нравится,
Ты орошаешь сады и поля,
Созданные природой, с тем,
Чтобы дать жизнь всем животным,
Ты напояешь землю всюду и везде!
Создатель ржи, производитель ячменя,
Едва твои воды поднимаются,
Земля наполняется ликованием,
Всякая жизнь радуется,
Всякое существо получает свою пищу.
Тебя нельзя поместить в святилище:
Никто не знает всех мест, где ты находишься…
Нет жилища, которое бы тебя содержало:
Ни один проводник не проникал в твое сердце”.
Столь ликующий, восторженный гимн мог быть посвящен только Богу.
А Бог для человека всегда связан с тайной, которую человек не может объяснить.
Все, что таинственно – от бога.
В чем тайна Нила?
2. Таинственно происхождение Нила? Откуда он?
Учащийся:
“Нил – слезы Богов” - по египетским мифам, богиня Исида оплакивает смерть Осириса, ее слезы переполняют Нил, вызывая его первый разлив и наводнение.
Течет с юга, у южной границы государства стиснут ущельями и пересечен горами, пороги Нила недоступны египетским фелюгам, что южнее не известно.
Течет на север, теряясь в безбрежном Средиземном море, пугающем своими размерами, еще разъединяющем земли и народы. Безбрежная даль пугает.
На востоке – раскаленная каменистая Нубийская пустыня, чью сухость не в силах умерить Красное море.
На западе – иссушенная глинистая и песчаная Ливийская пустыня, знаменитая +58оС.
И именно среди пекла и ада несет свои живительные воды Нил, даря жизнь и прохладу.
Из неизвестности приходит и в неизвестность уходит река в оправе пустынь.
3. Загадка режима Нила.
Отправимся в Египет в VI месяце.
Загадка: Она все время вместе с нами, ее мы видим под ногами. (Тень)
Почему пропажа тени? (Солнце в зените, tmax= +28-32оС)
Осадков в Каире не обещает безоблачное небо. (ТВМ, ВР, солнечное пекло)
Но в самый разгар жары, когда невозможно притронуться рукой к земле, растрескавшейся от жары, небо безоблачно и не сулит ни капли дождя, уровень воды Нила начинает медленно, но неизбежно, подниматься все выше и выше. Нил меняет оттенки от зеленого к желтому.
Max уровень воды – в сентябре.
Медленный спад – к марту.
Min – до лета.
Уходя, вода оставляет на берегах чудесный дар – плодородный ил.
Черный на вид, жирный на ощупь, источник жизни везде, куда донесет его нильская вода.
4. В чем причина плодородия ила?
Тайн много, ответов у древних египтян нет, а значит, опять будут звучать гимны во славу Нила.
Попытаемся разгадать все тайны Нила, призвав на помощь наши знания и умение работать с картой.
Работа с картами атласа:
Отправимся к источнику Нила, который всю жизнь безуспешно искал великий “искатель рек” Д.Ливингстон.
Исток Нила – река Кагера.
Где исток?
Берет начало – у экватора, протекает через озеро Виктория, становясь Белым Нилом в ЭКП, где осадки выпадают весь год, но max их приходится на весну и осень.
Почему? - Зенитальное положение Солнца приходится у экватора на эти сезоны
Но осадкам, выпадающим у экватора весной, только к лету удается дойти до Египта. Почему? – Длина Нила.
А пока, начиная с весны, Белый Нил, протекающий по равнине, начинает свой разлив, широк как море, образуя знаменитые Нильские болота.
Главное растение этих болот? – Папирус (растет густо, твердые и жесткие трехгранные стебли рубили топором).
А папирус – это папирусная бумага, на которой с древности изображали сюжеты из жизни египтян.
(Демонстрация папирусов, принесенных учащимися, бывавшими в Египте)
Вода Белого Нила застаивается, зацветает, кишит жизнью, но движется и все живое, отмирающее, перегнивающее несет на поля Египта, отчего первый оттенок воды – зеленый – цвет будущего перегноя.
Какой главный приток Нила? – Голубой Нил.
Его исток – Эфиопское нагорье, оз. Тана, СубЭКП, сезонность выпадения осадков:
Min – зима – ТВМ, Голубой Нил пересыхает/
Max – лето – ЭВМ, русло переполняется, воды бешено несутся по высушенному руслу, сдирая частицы горных пород, окрашивающие воду в желтый цвет, добавляя перегною минеральных веществ.
Таким образом, воду Древнему Египту давали:
Лето – Белый Нил.
Осень – Голубой Нил.
Зима – Белый Нил.
Затем передышка – подготовка к новому сельскохозяйственному сезону.
Ниже по течению у Нила нет крупных притоков.
Почему? ТКП.
Раздавая воду на орошение, теряя на испарение, Нил доносит до Средиземного моря остатки ила, где устав от долгого пути, бросает его, образуя дельту.
Нил научил египтян понимать, что и недостаток, и избыток нильской воды, одинаково губительны.
Учащийся:
Римский историк Плиний писал, что если нилометр показывает (1 кубит – 60 см):
12 кубит (720 см) – голод (воды мало),
13 кубит – достаток,
14 кубит – всеобщая радость,
15 кубит – тревога,
16 кубит (960 см) – беда (наводнение).
Кроме богатых урожаев, Нил дал людям еще два чудных плода – способствовал расцвету двух наук.
Познавательные вопросы:
1. В ожидании VI , половодья на Ниле, жрецы вели наблюдения за Солнцем и звездами. Особенно тщательно за перемещением самой яркой звезды Сириус (созвездие Большого Пса). По латыни – собачья звезда (“канис” - каникулы).
2. Появление этой звезды предшествовало самому жаркому месяцу – июню.
3. Какая наука развивалась? Астрономия.
Необходимость измерения земли, использования каждой пяди плодородной земли, прокладка каналов – геометрия. (Пифагор, Эратосфен)
Связь этих дух наук позволила предположить и доказать шарообразность Земли и просчитать ее размеры.
Нил – колыбель древней культуры, главный кормилец современных египтян.
Чтобы сохранить часть влаги на весеннее орошение, воду стали скапливать в небольших водохранилищах, постепенно увеличивая их размеры.
Начало XX в. – строительство I Асуанской плотины высотой 24 метра, длина водохранилища 300 км.
30-е годы – высота плотины подросла до 38 м, увеличилась длина.
1967 г. – II Асуанская плотина, высота 111 м, ГЭС, возникает большое водохранилище Насер длиной 500 км (карта).
Какие последствия имело строительство Асуанской ГЭС?
“+”
- не стало разорительных наводнений, засух
- увеличилась площадь с/х угодий
- накапливалась вода для орошения и других целей
- получение дешевой электроэнергии,
- улучшились условия судоходства на месте бывших порогов;
“-“
- были затоплены уже ухоженные с/х угодья
- прекратилось поступление ила на поля в нижнем течении, он весь скапливался в озере,
- началось разрушение Нильской дельты,
- стал изменяться растительный и животный мир Нильской долины.
Подведение итогов урока:
- Удалось ли доказать на примере Нила взаимосвязь компонентов природы?
- Рефлексия.
- Что нового узнал?
- Какие предметы школьной программы помогли?
Д/з:
Где построена “Африканская Венеция” - деревня Ганвье на сваях, почему именно таким образом?