Использование ИКТ в начальной школе

Разделы: Начальная школа


"Всё течёт - всё меняется". Образование претерпевает постоянные изменения. Ещё не так давно предмет Информатика и ИКТ был новым только в старших классах, а теперь уже он переместился в учебные планы начальной школы и стал обязательным для изучения.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Самыми популярными системами для начальной школы является курс

1. "Информатика в играх и задачах", разрабатываемый авторским коллективом под руководством профессора А. В. Горячева. В курсе много игровых и занимательных заданий на примерах из окружающей действительности, детской литературы, базовых учебных предметов. Основная цель курса - это пропедевтика информатики.

2. Программа курса "Информатика" Е. П. Бененсона, А.Г. Паутовой ("Перспективная начальная школа") решает следующие задачи:

  • учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
  • формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
  • дать первоначальные представления о компьютере и современных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
  • дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность

Направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Чаще всего в своей работе мы используем следующие информационные технологии:

  • компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по предметам;
  • компьютерные программы на CD-дисках;
  • справочные ресурсы сети Интернет: сайты библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям;
  • проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов.

Они способствуют сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным. Сокращают время для контроля и проверки знаний учащихся. Обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Наиболее распространенные примеры использования компьютерных программных средств в начальной школе: это обучение чтению, орфографии и каллиграфии с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы:

"Обучение грамоте", "Буква потерялась", "СВАН", "Пентамино", "Кот учёный", "Емеля" и др.

  • электронная энциклопедия "Кирилл и Мефодий", которая помогает совершить заочные путешествия по природным зонам нашей страны, услышать голоса животных;
  • уроки "Кирилла и Мефодия", способствующие увеличению эффективности усвоения изучаемого материла, подающегося наглядно, красочно;
  • обучающие программы "Семейный наставник", позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. В программе предусматривается разделение заданий по уровню трудности, что позволяет давать учащимся задания того уровня, который ему доступен;
  • тренажёр по русскому языку и математике "Отличник", помогает проверить степень усвоения изучаемого материала. Ребёнок работает один на один с машиной. За выполненную работу компьютер выставляет оценку.
  • видеоролики, аудио. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу - компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете.

Уроки литературного чтения  будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. (уроки "АБВГДейки"). Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

 Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами.

  • Презентации по определенной теме,

Использование мультимедийных презентаций на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

  • Различные тесты, задания, развивающего характера.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе даёт возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Литература.

1. Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе.// Волгоград: Учитель.- 2008.

2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. - 2005. - С. 54 - 112..

3. Программы четырёх летней начальной школы. //Москва, Академкнига / Учебник. - 2005. - С. 163 - 180.

4. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. -  №7. - С. 30 - 32.

5. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. - 2007. - №7. - С. 32 - 34.