Программа рассчитана на 3 года.
Целью данного проекта программы является формирование основ гражданской культуры детей младшего школьного возраста в рамках музейной педагогики, соответствующих нормам общества.
Задачи программы:
- Формирование гражданских чувств к своей Родине, основных прав и обязанностей гражданина.
- Воспитание бережного и ответственного отношения к природе.
- Формирование межэтнической толерантности.
- Организация учащихся в школьном самоуправлении и участие в школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера.
Конструирование материала в программе строится с учетом следующих принципов:
1. Системности знаний, что предусматривает постепенный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания, способности свободно оперировать приобретенными знаниями.
2. Воспитательной ценности знаний, что проявляется в смещении акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, в рассмотрении реальных жизненных ситуаций, позволяющих ребенку стать субъектом своего выбора, своей деятельности и поведения.
3. Краеведческий, предполагает использование в работе с детьми, прежде всего близкого, доступного им материала.
4. Концентрическое расположение материала, предполагающее, что ведущие представления, основные понятия, факты изучаются несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления детей, их развития, обогащения опытом.
В процессе реализации программы используются следующие методы, приемы и средства воспитания:
Методы воспитания:
- Метод разъяснения - патриотический и гражданский долг на примере героических подвигов соотечественников.
- Методы организации деятельности и опыта поведения - упражнение, задание, поручение, поисковые работы.
- Методы убеждения и формирования сознания - поисковый, информационный, рассказ, беседа, пример, объяснение.
- Методы контроля и самоконтроля - специальная диагностика, наблюдение, тестирование, самоконтроль.
Приемы:
- Показ.
- Оценивание.
- Указание.
- Замечание.
- Сравнение.
- Обобщение
- Анализ.
Средства:
- Информационные.
- Окружающий предметный мир.
- Методическая литература.
- Слово.
- Технические, наглядные средства и другие.
Воспитательная работа осуществляется в различных организационных формах, таких как праздники, утренники, операции, экскурсии, выставки, игры-путешествия, конкурсы, викторины, турниры, игры, субботники, "мастерские", эстафеты и посещение музеев.
Основной формой, то есть внешней организацией деятельности по программе является посещение музеев.
Практическая значимость программы определяется возможностью использование тематических блоков в практической работе учителей начальных классов, а также повышения уровня знаний учащихся о родном крае.
Программа обеспечивает:
Полноту представлений о Родине, о гражданине, правах и обязанностях, о людях других национальностей, о культуре народов России и Хакасии, о государственных символах, о духовно-нравственных ценностях человека и гражданина.
Сформированность эмоциональных проявлений (положительное отношение к своим правам и обязанностям, удовлетворение от результатов проявлений гражданской активности, эмоционально-положительное чувство к людям разных национальностей), приверженность системе демократических и гражданских ценностей.
Готовность к соблюдению и выполнению своих прав и обязанностей, способность к оценке действий и поступков других людей, к проявлениям межнациональной толерантности, бережному отношению к памятникам культуры, уважение памяти защитников отечества, умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность, уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами
Содержание программы строится так, что учащиеся приобретают все новые и новые знания, совершенствуют уже приобретенные и формируют умения вести себя в соответствии с этими знаниями. То есть проект будет осуществляться по основным тематическим блокам.
Основные тематические блоки:
- "Моя Родина".
- "Государственные символы России".
- "Уголок России - отчий дом".
- "Богатыри земли русской".
- "Сохраним природу России".
- "Этих дней не смолкнет слава".
Содержание проекта программы гражданского воспитания младших школьников "Я - гражданин"
№ п/п |
Наименование мероприятия | Цель | Методы и средства | Ответственные за проведение |
1. Моя Родина | ||||
1 | Кл. час "Я, ты, он, она - вместе дружная страна" | Дать первые понятия (основные) о гражданственности, которые знакомят школьников с такими понятиями, как "генеалогическое древо", "малая и большая Родина", "государство", "патриот", расширяют представления младших школьников об истории родной республики, ее традициях, достопримечательностях. | Беседа
Праздник
Посещение краеведческого музея |
Кл. руководители |
2 | Урок-викторина "Все мы люди разные, а Родина одна". | Кл. руководители | ||
3 | "Гражданственность - чудесная страна" | Кл. руководители, экскурсовод музея | ||
2. "Государственные символы России" | ||||
4 | Проведение конкурсов, сочинений
рисунков, викторин на темы: "Моя Родина - Россия" |
Познакомить с символикой Российской Федерации и республики Хакасия, с историей их возникновения. Дать первые понятия о выборах и избирательной компании. Воспитывать уважение к своей Родине, любовь, чувство долга, ответственности. | Выставка творчества детей | Кл. руководители, педагог-организатор |
5 | "Геральдика- наука о гербах" | Посещение краеведческого музея | Кл. руководители | |
6 | Кл. час "Главный документ страны- конституция" | Беседа | Кл. руководители | |
7 | Патриотическая игра "Я - будущий избиратель." | Игра | Кл. руководители, педагог-организатор | |
8 | Родительское собрание "Воспитание патриота - гражданский долг" | Дискуссия | Кл. руководители | |
3. "Уголок России - отчий дом" | ||||
9 | Фольклорный праздник "Масленица" | Познакомить учащихся с традициями оформления русской избы, народной одежды и бытовых предметов, формировать потребность в изучении традиций, обычаев и истории своего народа. | Праздник | Кл. руководители, педагог-организатор |
10 | Кл. час "День согласия и примирения" | Беседа | Кл. руководители | |
11 | "Как одевались и обувались наши предки" | Посещение краеведческого музея | Кл. руководители, экскурсовод музея | |
4. "Богатыри земли русской" | ||||
11 | Кл. час "Мы - защитники отечества" | Познакомить школьников с героическим прошлым нашей родины, библиографиями русских богатырей, полководцев и космонавтами, формировать у них представления о таких понятиях, как "героизм", "мужество", "патриотизм", "верность" и "преданность Отечеству" | Праздник | Кл. руководители, педагог-организатор |
12 | Смотр- конкурс "Песни строя" | Творческое задание | Учитель физкультуры и музыки, кл. руководители | |
13 | "День космонавтики" | Посещение городской библиотеки | Библиотекарь | |
5. "Сохраним природу России" | ||||
14 | Кл. час "Природное богатство - лес" | Познакомить детей с окружающей их природой, расширять и углублять кругозор и знания о природе своего края, учить практически использовать богатства родного края | Научно-познавательная деятельность | Кл. руководители, педагог-организатор |
15 | "Лес и человек" | Экскурсия в заповедник | Кл. руководители | |
6. "Этих дней не смолкнет слава" | ||||
16 | Фестиваль солдатской песни | Познакомить учащихся с героическими подвигами соотечественников, а так же учить организовать и проводить своими силами праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Творческий конкурс | Кл. руководители, учитель музыки |
17 | Праздник "Этот День победы" | Посещение митинга | Кл. руководители, педагог-организатор |