Проект программы гражданского воспитания младших школьников "Я – гражданин"

Разделы: Внеклассная работа


Программа рассчитана на 3 года.

Целью данного проекта программы является формирование основ гражданской культуры детей младшего школьного возраста в рамках музейной педагогики, соответствующих нормам общества.

Задачи программы:

  • Формирование гражданских чувств к своей Родине, основных прав и обязанностей гражданина.
  • Воспитание бережного и ответственного отношения к природе.
  • Формирование межэтнической толерантности.
  • Организация учащихся в школьном самоуправлении и участие в школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера.

Конструирование материала в программе строится с учетом следующих принципов:

1. Системности знаний, что предусматривает постепенный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания, способности свободно оперировать приобретенными знаниями.

2. Воспитательной ценности знаний, что проявляется в смещении акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, в рассмотрении реальных жизненных ситуаций, позволяющих ребенку стать субъектом своего выбора, своей деятельности и поведения.

3. Краеведческий, предполагает использование в работе с детьми, прежде всего близкого, доступного им материала.

4. Концентрическое расположение материала, предполагающее, что ведущие представления, основные понятия, факты изучаются несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления детей, их развития, обогащения опытом.

В процессе реализации программы используются следующие методы, приемы и средства воспитания:

Методы воспитания:

  • Метод разъяснения - патриотический и гражданский долг на примере героических подвигов соотечественников.
  • Методы организации деятельности и опыта поведения - упражнение, задание, поручение, поисковые работы.
  • Методы убеждения и формирования сознания - поисковый, информационный, рассказ, беседа, пример, объяснение.
  • Методы контроля и самоконтроля - специальная диагностика, наблюдение, тестирование, самоконтроль.

Приемы:

  • Показ.
  • Оценивание.
  • Указание.
  • Замечание.
  • Сравнение.
  • Обобщение
  • Анализ.

Средства:

  • Информационные.
  • Окружающий предметный мир.
  • Методическая литература.
  • Слово.
  • Технические, наглядные средства и другие.

Воспитательная работа осуществляется в различных организационных формах, таких как праздники, утренники, операции, экскурсии, выставки, игры-путешествия, конкурсы, викторины, турниры, игры, субботники, "мастерские", эстафеты и посещение музеев.

Основной формой, то есть внешней организацией деятельности по программе является посещение музеев.

Практическая значимость программы определяется возможностью использование тематических блоков в практической работе учителей начальных классов, а также повышения уровня знаний учащихся о родном крае.

Программа обеспечивает:

Полноту представлений о Родине, о гражданине, правах и обязанностях, о людях других национальностей, о культуре народов России и Хакасии, о государственных символах, о духовно-нравственных ценностях человека и гражданина.

Сформированность эмоциональных проявлений (положительное отношение к своим правам и обязанностям, удовлетворение от результатов проявлений гражданской активности, эмоционально-положительное чувство к людям разных национальностей), приверженность системе демократических и гражданских ценностей.

Готовность к соблюдению и выполнению своих прав и обязанностей, способность к оценке действий и поступков других людей, к проявлениям межнациональной толерантности, бережному отношению к памятникам культуры, уважение памяти защитников отечества, умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность, уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами

Содержание программы строится так, что учащиеся приобретают все новые и новые знания, совершенствуют уже приобретенные и формируют умения вести себя в соответствии с этими знаниями. То есть проект будет осуществляться по основным тематическим блокам.

Основные тематические блоки:

  1. "Моя Родина".
  2. "Государственные символы России".
  3. "Уголок России - отчий дом".
  4. "Богатыри земли русской".
  5. "Сохраним природу России".
  6. "Этих дней не смолкнет слава".

Содержание проекта программы гражданского воспитания младших школьников "Я - гражданин"


п/п
Наименование мероприятия Цель Методы и средства Ответственные
за проведение
1. Моя Родина
1 Кл. час "Я, ты, он, она - вместе дружная страна" Дать первые понятия (основные) о гражданственности, которые знакомят школьников с такими понятиями, как "генеалогическое древо", "малая и большая Родина", "государство", "патриот", расширяют представления младших школьников об истории родной республики, ее традициях, достопримечательностях. Беседа

 

Праздник

 

Посещение краеведческого музея

Кл. руководители
2 Урок-викторина "Все мы люди разные, а Родина одна". Кл. руководители
3 "Гражданственность - чудесная страна" Кл. руководители, экскурсовод музея
2. "Государственные символы России"
4 Проведение конкурсов, сочинений рисунков, викторин на темы:

"Моя Родина - Россия"

Познакомить с символикой Российской Федерации и республики Хакасия, с историей их возникновения. Дать первые понятия о выборах и избирательной компании. Воспитывать уважение к своей Родине, любовь, чувство долга, ответственности. Выставка творчества детей Кл. руководители, педагог-организатор
5 "Геральдика- наука о гербах" Посещение краеведческого музея Кл. руководители
6 Кл. час "Главный документ страны- конституция" Беседа Кл. руководители
7 Патриотическая игра "Я - будущий избиратель." Игра Кл. руководители, педагог-организатор
8 Родительское собрание "Воспитание патриота - гражданский долг" Дискуссия Кл. руководители
3. "Уголок России - отчий дом"
9 Фольклорный праздник "Масленица" Познакомить учащихся с традициями оформления русской избы, народной одежды и бытовых предметов, формировать потребность в изучении традиций, обычаев и истории своего народа. Праздник Кл. руководители, педагог-организатор
10 Кл. час "День согласия и примирения" Беседа Кл. руководители
11 "Как одевались и обувались наши предки" Посещение краеведческого музея Кл. руководители, экскурсовод музея
4. "Богатыри земли русской"
11 Кл. час "Мы - защитники отечества" Познакомить школьников с героическим прошлым нашей родины, библиографиями русских богатырей, полководцев и космонавтами, формировать у них представления о таких понятиях, как "героизм", "мужество", "патриотизм", "верность" и "преданность Отечеству" Праздник Кл. руководители, педагог-организатор
12 Смотр- конкурс "Песни строя" Творческое задание Учитель физкультуры и музыки, кл. руководители
13 "День космонавтики" Посещение городской библиотеки Библиотекарь
5. "Сохраним природу России"
14 Кл. час "Природное богатство - лес" Познакомить детей с окружающей их природой, расширять и углублять кругозор и знания о природе своего края, учить практически использовать богатства родного края Научно-познавательная деятельность Кл. руководители, педагог-организатор
15 "Лес и человек" Экскурсия в заповедник Кл. руководители
6. "Этих дней не смолкнет слава"
16 Фестиваль солдатской песни Познакомить учащихся с героическими подвигами соотечественников, а так же учить организовать и проводить своими силами праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Творческий конкурс Кл. руководители, учитель музыки
17 Праздник "Этот День победы" Посещение митинга Кл. руководители, педагог-организатор