Создание предметной среды для обучения детей правилам дорожного движения

Разделы: Работа с дошкольниками


"Чтобы ваши дороги были безопасными!"

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Особую роль в группах детского сада играют центры "Внимание дорога!". Цель создания центров: концентрация различных материалов и оборудования, собранных для решения задач по формированию у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге. Они предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого.

Центрам выделено постоянное место. Они удобны, доступны детям, отвечают требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение центров подобрано в соответствии с возрастными требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., издание 6-ое, 2009г. и программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б., 2004г.

Всё оснащение игровых центров подобрано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, оно разделено на 3 подцентра: "Учи!", "Развивай!", "Закрепляй!". Система создания центров включает 3 аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города: ребёнок - пешеход, ребёнок - пассажир, ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, ролики, санки и др.)

Ребёнку даётся возможность творчески подойти к изучению и закреплению знаний такой сложной задачи, как знакомство с правилами дорожного движения. Наряду со знаниями о ПДД, у детей формируются речевые навыки, расширяется словарный запас и кругозор, развивается творческий потенциал, коммуникативные навыки, ребёнок на практике закрепляет социокультурные нормы поведения.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности, ответственности, прочности усвоенного материала, предметная среда центров оснащена разнообразными :

  • дидактическими играми: "Дорожные знаки", "Внимание, перекрёсток!", "Знай и соблюдай", "Три сигнала светофора", "Помоги Незнайке перейти дорогу", "А как бы ты поступил?", "Проезжая часть и тротуар", "Что за друг наш - "зебра"?", "Улица и пешеход", "Сигналы регулировщика", "Транспорт", "Важные машины", "Построй улицу" "Автодорожные и пешеходные тропы", "Доберись до цели, используя план" и т.д.;
  • пособиями (плакатами, альбомами, ширмами-макетами, макетами улиц, папками-передвижками, наглядным материалом и т.д.) "Дорожная азбука", "Здравствуй, город мой родной!", "На посту и день и ночь", "Возможные препятствия на проезжей части", "Если с другом вышел в путь", "Будьте бдительны на дороге", "Вы пример для окружающих", "Главный друг- светофор", " Пешеходы и водители", "Учите других правилам дорожного движения", "Помоги себе сам!", "Дети и дорога", "Улицы нашего города", "Безопасные прогулки", "Знакомство с транспортом", "Играйте дома", "Убедитесь в безопасном переходе" и т.д.;
  • детскими рисунками;
  • атрибутами к организации сюжетно-ролевых, подвижных игр "Постовой -регулировщик", "Водители", "Пешеходы", "Мы пассажиры" и др.: макеты проезжей части с разделительной полосой, пешеходного перехода, светофора, дорожных знаков, автобуса, игрушки автомобили, стационарная атрибутика - жезлы, знаки, костюм регулировщика.

На участке детского сада выделено особое место для обучения детей правилам дорожного движения. Так как учреждение детского сада малокомплектное и площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания. Она рассматривается как "проезжая часть", на ней нанесена разметка - разделительная полоса, а при выходе из здания на групповой участок "зебра". Дети. Используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По "дороге с разделительной полосой" дети могут ездить на велосипедах, самокатах , соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора. Для развития сюжетно-ролевых игр выставляются выносные макеты, используются атрибуты. Общий вид площадки улучшает установка тематической ширмы с городским ландшафтом, создающим улучшенные условия для игрового действия. В изготовлении такой ширмы активное участие принимают дети: рисуют домики с окнами, из бросового материала делают пейзажи, дополняют композицию поделками оригами.

Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа детского сада и инспекторов ГИБДД. Инспекторы часто посещают детский сад, участвуют в создании предметной среды учреждения, проводят беседы с детьми, родителями о правилах дорожного движения. Приход инспектора делает работу по ознакомлению с правилами дорожного движения более действенной.

Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используем информацию:

  • на стендах "Папа, мама, я - пешеходная семья", "Ребёнок и взрослый на улицах города", "Учите детей наблюдать", "На вас лежит ответственность", "Внимание, дорога!" и др.;
  • в папках передвижках "Знай сам - учи других", "Знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок", "Правила светофора", ""Пешеходам разрешается", ""Обязанности пешеходов и пассажиров" и др.

Родители являются полноправными участниками всего процесса формирования у детей дорожной грамоты. Принимают активное участие в совершенствовании предметной среды. Участвуют в выставке семейных рисунков "Знай и соблюдай!" - лучшие рисунки размещаются в центрах "Внимание дорога!", придумывают и изготавливают дидактические игры по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, которые тоже находят своё место в игровых центрах. Дома с детьми изготавливают бумажные макеты разных видов транспорта, зданий, дорожных знаков для обновления игрового макета "Улицы города". Участвуют в пошиве костюмов постового-регулировщика, сотрудника ГИБДД. Оснащают предметную среду детской литературой, плакатами, дидактическим и игровым материалом.