Свет мой, лампочка…

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цель: познакомить учащихся с важнейшими научными и техническими достижениями в различных областях современной оптики, заинтересовать ребят этим важным разделом физики, расширить, углубить и обобщить знания.

Задачи

Образовательные:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие познавательных способностей

Развивающие:

  • развитие интереса физики, технике и отечественной истории;
  • развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой и интернетом;
  • находить и отбирать требуемую информацию, анализировать полученные сведения, приводить их в систему.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу: доброта, деликатность, взаимопомощь.

Заседание совета.

Доклады:

  1. Что мы знаем о свете. Исторический обзор борьбы двух теорий света - волновой и корпускулярной - и, как физики ХХ века "примирили" эти теории.
  2. Что дает искусственный свет. Как человек использует искусственный свет. Одно из самых важных открытий человека - овладение огнем - следует оценивать не только как первый этап сознательной энергетики, но и в значительной мере как начало истории техники освещения:
    1. Лампа вспышка
    2. Лампы малютки
    3. Искусственное освещение
    4. Лампы йодные
  3. Почему свет надо экономить? Освещение - одна из наиболее знакомых нам форм использования электрической энергии. Поэтому очень важно ее экономить и бережно расходовать.
  4. Свет - голос атомов и звезд. Использование спектрального анализа: определение химического состава веществ по спектрам испускания и поглощения, обнаружение неизвестных элементов при помощи спектрографов, определение химического состава звезд, экспресс-контроль на производстве.
  5. Свет в автоматике.
    1. Сортировка деталей
    2. Автоматический счет деталей
    3. Устройства охраны
    4. Следящиеся оптические системы
  6. Лазеры - чудо ХХ века. Новейшие работы в области современной оптики.
    1. Ярче миллиона солнц
    2. Так устроен лазер
    3. Лазер - оружие врачей
    4. Тверже алмаза
    5. Светосвязь
    6. Всевидящиий глаз

Викторина.

Художественная часть.

Подведение итогов конкурса тематических газет.

Презентация.

Викторина.

  1. Какой объект не увеличивает увеличительное стекло? (Угол.)
  2. Можно ли видеть зеркало? (Хорошее чистое зеркало невидимо, видна лишь его рама и отраженные в нем предметы.)
  3. Какой вид примет негатив, если верхнюю половину фотообъектива прикрыть черной бумагой? (Изображение будет полным, правда менее ярким, а не половинным.)
  4. Где в России самые длинные сутки? В Арктике? (Во всем мире длительность суток равна 24 часа.)
  5. Если в висящем вертикально на стене зеркале вы видите свою фигуру только до колен, то что нужно сделать, чтобы увидеть всю фигуру? (Нужно отойти подальше.)
  6. А кому принадлежит афоризм: "Если у тебя спрошено будет: "Что полезнее, солнце или месяц?" а - ответствуй: "Месяц. Ибо солнце светит днем. Когда и без того светло. А месяц - ночью". ( Козьма Прутков, а кто это такой? Алексей Толстой и три брата Жемчужниковы.)

Конкурс тематических газет.

  1. Протоколист, летописец, художник.
    1. Фотография служит ученым.
    2. Остановись мгновение.
    3. Время, мчись!
    4. Мгновения, замедленные для истории.
    5. Искусство доступное всем.
  2. Холодный свет.
    1. Газосветные лампы.
    2. Лампы светят, но не греют.
    3. Дефекты можно видеть.
    4. Холодный свет анализирует.
    5. Лампы уничтожают микробов.
    6. В мире люминесцентных экранов.
    7. Преступление будет раскрыто.
  3. Солнечный свет на Земле и в космосе.
    1. Рассказ об Архимеде.
    2. Использование энергии солнечного света.
    3. Солнечный свет - космонавтике.
    4. Современные солнечные печи.
  4. На световых парусах.
    1. Фотонный звездолет - корабль для межзвездных рейсов.
    2. Через реку времени.
  5. Работают инфракрасные лучи.
    1. Видеть можно в темноте.
    2. Киноаппарат снимает без света.
    3. Теплопеленгаторы.
    4. Инфракрасная система связи.
    5. Летчик изучает Землю.

Материал для художественной части.

  1. А.М. Горький о А.П. Чехове
  2. Стихотворение В.В.Маяковского "Необычайное приключение:"
  3. Русская народная песня "Личинушка"
  4. "Путешествие Гуливера"

Литература.

  1. С.И. Вавилов. Глаз и солнце. О "теплом" и "холодном" свете. Издательство АН СССР, 1985
  2. И.Леонидов. Свет несущие. М., "Советская Россия", 1989
  3. Детская энциклопедия, изд. 10, т.3. М., Изд-во АПН РСФСР 1990
  4. В.А. Келлер. Ярче миллионов солнц. "Наука и человечество" М., "Знание", 1995
  5. В.Н. Чернышов. Лазеры в космосе, на земле и под водой. М.. Воениздат, 1984
  6. М.Васильев, К. Станюкович. В мире семи стихий. М., "Молодая гвардия", 1981