Цель: познакомить учащихся с важнейшими научными и техническими достижениями в различных областях современной оптики, заинтересовать ребят этим важным разделом физики, расширить, углубить и обобщить знания.
Задачи
Образовательные:
- расширение кругозора учащихся;
- развитие познавательных способностей
Развивающие:
- развитие интереса физики, технике и отечественной истории;
- развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой и интернетом;
- находить и отбирать требуемую информацию, анализировать полученные сведения, приводить их в систему.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу: доброта, деликатность, взаимопомощь.
Заседание совета.
Доклады:
- Что мы знаем о свете. Исторический обзор борьбы двух теорий света - волновой и корпускулярной - и, как физики ХХ века "примирили" эти теории.
- Что дает искусственный свет. Как человек
использует искусственный свет. Одно из самых
важных открытий человека - овладение огнем -
следует оценивать не только как первый этап
сознательной энергетики, но и в значительной
мере как начало истории техники освещения:
- Лампа вспышка
- Лампы малютки
- Искусственное освещение
- Лампы йодные
- Почему свет надо экономить? Освещение - одна из наиболее знакомых нам форм использования электрической энергии. Поэтому очень важно ее экономить и бережно расходовать.
- Свет - голос атомов и звезд. Использование спектрального анализа: определение химического состава веществ по спектрам испускания и поглощения, обнаружение неизвестных элементов при помощи спектрографов, определение химического состава звезд, экспресс-контроль на производстве.
- Свет в автоматике.
- Сортировка деталей
- Автоматический счет деталей
- Устройства охраны
- Следящиеся оптические системы
- Лазеры - чудо ХХ века. Новейшие работы в области
современной оптики.
- Ярче миллиона солнц
- Так устроен лазер
- Лазер - оружие врачей
- Тверже алмаза
- Светосвязь
- Всевидящиий глаз
Викторина.
Художественная часть.
Подведение итогов конкурса тематических газет.
Викторина.
- Какой объект не увеличивает увеличительное стекло? (Угол.)
- Можно ли видеть зеркало? (Хорошее чистое зеркало невидимо, видна лишь его рама и отраженные в нем предметы.)
- Какой вид примет негатив, если верхнюю половину фотообъектива прикрыть черной бумагой? (Изображение будет полным, правда менее ярким, а не половинным.)
- Где в России самые длинные сутки? В Арктике? (Во всем мире длительность суток равна 24 часа.)
- Если в висящем вертикально на стене зеркале вы видите свою фигуру только до колен, то что нужно сделать, чтобы увидеть всю фигуру? (Нужно отойти подальше.)
- А кому принадлежит афоризм: "Если у тебя спрошено будет: "Что полезнее, солнце или месяц?" а - ответствуй: "Месяц. Ибо солнце светит днем. Когда и без того светло. А месяц - ночью". ( Козьма Прутков, а кто это такой? Алексей Толстой и три брата Жемчужниковы.)
Конкурс тематических газет.
- Протоколист, летописец, художник.
- Фотография служит ученым.
- Остановись мгновение.
- Время, мчись!
- Мгновения, замедленные для истории.
- Искусство доступное всем.
- Холодный свет.
- Газосветные лампы.
- Лампы светят, но не греют.
- Дефекты можно видеть.
- Холодный свет анализирует.
- Лампы уничтожают микробов.
- В мире люминесцентных экранов.
- Преступление будет раскрыто.
- Солнечный свет на Земле и в космосе.
- Рассказ об Архимеде.
- Использование энергии солнечного света.
- Солнечный свет - космонавтике.
- Современные солнечные печи.
- На световых парусах.
- Фотонный звездолет - корабль для межзвездных рейсов.
- Через реку времени.
- Работают инфракрасные лучи.
- Видеть можно в темноте.
- Киноаппарат снимает без света.
- Теплопеленгаторы.
- Инфракрасная система связи.
- Летчик изучает Землю.
Материал для художественной части.
- А.М. Горький о А.П. Чехове
- Стихотворение В.В.Маяковского "Необычайное приключение:"
- Русская народная песня "Личинушка"
- "Путешествие Гуливера"
Литература.
- С.И. Вавилов. Глаз и солнце. О "теплом" и "холодном" свете. Издательство АН СССР, 1985
- И.Леонидов. Свет несущие. М., "Советская Россия", 1989
- Детская энциклопедия, изд. 10, т.3. М., Изд-во АПН РСФСР 1990
- В.А. Келлер. Ярче миллионов солнц. "Наука и человечество" М., "Знание", 1995
- В.Н. Чернышов. Лазеры в космосе, на земле и под водой. М.. Воениздат, 1984
- М.Васильев, К. Станюкович. В мире семи стихий. М., "Молодая гвардия", 1981