Цели:
- Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток в пределах 100, используя устные и письменные приемы.
- Развивать навыки логического, пространственного мышления.
- Проводить пропедевтическую работу с понятием умножение (нахождение суммы одинаковых слагаемых).
- Воспитывать аккуратность, уважение друг к другу, умение вовремя прийти на помощь.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Слушайте внимательно,
Работайте старательно!
Сегодняшний наш урок будет для вас увлекательным и полезным. Мы потренируемся складывать и вычитать числа в пределах 100 как устно, так и письменно.
Если вы быстро справились с заданием, у каждого из вас на парте лежит листочек с дополнительными упражнениями, чтобы зря время не терять <Приложение 1>.
1. Давайте вместе выполним первое задание, найдя значения выражений, отгадаем слово:
Р
А
И12 + 10
57 – 6
32 + 8К
М
З85 – 10
61 + 7
90 – 5
85 40 68 51
2. Зимой отмечается один из самых веселых праздников. Какой именно? А вы любите Новый год? Давайте узнаем, решив цепочку примеров, сколько дней осталось до празднования Нового года <Рисунок 1>.
3. Под Новый год в каждом доме принято наряжать елку. Лесная красавица есть и у нас в классе. Но игрушки на ней непростые. На каждой из них записан пример в строчку, а вам его нужно решить в столбик (ученики по очереди снимают игрушки с елки и решают примеры на доске):
58 + 17 =
43 – 19 =
41 + 18 =
61 – 37 =
Дополнительные примеры записаны на доске:
62 – 26 =
48 + 29 =
57 – 39 =
62 + 18=
4. Все игрушки на нашей елочке были в форме снежинок, давайте выполним еще одно задание со снежинками. Учебник, стр. 30, № 4 [1].
5. Символами наступающего 2011 года являются сразу два животных: кролик и кот. И сегодня они у нас в гостях. Давайте отдохнем вместе с нашими игрушками.
Физкультминутка
Любимое число кота – 9, а кролика – 4. Я буду диктовать примеры, если ответ получается 9, то вы приседаете, произнося “мяу”, а если ответ – 4, то подпрыгиваете, хлопая в ладоши.
5 + 4 = 9
10 – 6 = 4
20 + 5 = 25
9 – 5 = 4
20 – 2 = 1815 – 6 = 9
3 + 4 = 7
12 – 8 = 4
7 + 2 = 9
18 – 9 = 9
6. Игра “Танграм”. А сейчас вам предстоит поработать в парах и преподнести нашим гостям подарок, который находится в конверте. Договоритесь, кого из животных будет собирать ваша пара по образцу, кошечку или кролика.
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
7. К Новому году на уроках труда мы будем изготавливать подарки в виде кошечки и кролика. Давайте про это и решим задачу.
Задача.
На уроке труда один ученик смастерил 3 кошечки и 2 кроликов. Сколько таких же животных изготовят 6 учеников?
8. Уже сейчас, задолго до Нового года, кот и кролик хотят поблагодарить вас за хорошую работу и подарить подарки – картинки со своим изображением. Загляните в конец тетради, они вас там ждут. Раскрасив их в соответствующие цвета, у вас получатся яркие и красивые картинки.
<Рисунок 4>
<Рисунок 5>
9. Посмотрите внимательно, чего не хватает в изображении кролика? Кому было интересно на уроке, кто легко справлялся со всеми заданиями – нарисуйте улыбку; кто иногда скучал и испытывал некоторые затруднения – рот без улыбки; кому было не интересно – рот с опущенными уголками.
Поднимите над головами свои подарки. Практически все животные улыбаются. А мне очень приятно видеть ваши улыбающиеся лица. Спасибо за работу!
Литература:
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика: Учебник для 2-го класса в 3-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2010. (Образовательная система “Школа 2100”).