Урок-КВН "Эти занимательные Членистоногие"

Разделы: Биология


Цель урока:

  • в игровой форме закрепить основные понятия темы,
  • расширить биологическую эрудицию учащихся,
  • сформировать интерес к предмету,
  • увлечь детей участием в командной деятельности.

Оборудование:

Оформление доски (слайд 1)

Ура! У нас сегодня КВН!
Эти замечательные членистоногие!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "Почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
"Что" мышкой шныряет под листьями в норах,
"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит "Отчего" на зелёном листе,
"Куда" полетело верхом на жуке,
"Зачем" вслед за ящеркой влезло на пень:
Вопрос за вопросом, и так целый день.

  • Команда "Муравьи"
  • Команда "Пчёлы"

Ход КВН

1. Организационный момент.

  1. Постановка целей и задач урока-КВН.
  2. Представление жюри.
  3. Объяснение правил ведения КВН.

2. Игра.

  • Конкурс 1. Представление команд (5 минут) Каждая команда представляет своё название, девиз, капитана.
  • Конкурс 2. Разминка. Команды задают вопросы друг другу. В случае, если команда не знает ответа, право ответа предоставляется её сопернице. (15 минут)

Вопросы командам.

Команда "Муравьи" (слайд 2)

  1. У кого больше всего ног: у паука, рака, жука? (у рака - 10)
  2. У каких членистоногих есть жабры? (у ракообразных)
  3. К какой из систем органов жука относятся мальпигиевы сосуды? (к выделительной)
  4. Чем дышат насекомые? (системой трахей)
  5. К какому отряду относятся муравьи? (отряд Перепончатокрылые)
  6. Какого типа ротовой аппарат у жуков? (грызущий)
  7. Сколько отделов тела у насекомых? (три: голова, грудь, брюшко)
  8. Чем дышат пауки? (лёгочные мешки и трахеи)
  9. Тип кровеносной системы членистоногих? (незамкнутая)
  10. Назовите паразитических паукообразных? (клещи: чесоточный зудень)

Команда "Пчёлы" (слайд 3)

  1. У какого членистоногого есть жевательный и цедильный желудок? (у рака)
  2. К какому классу Членистоногих относят дафнию? (класс Ракообразные)
  3. Кто является предками членистоногих? (Кольчатые черви)
  4. Назовите стадии развития насекомых с полным превращением? (яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое)
  5. Почему жуки не могут дышать кожей? (у них нет кожи, а есть хитиновый покров)
  6. Кто такие гусеницы? (это личинки бабочек)
  7. Какой тип зрения называется мозаичным? (сложные глаза из множества простых глазков)
  8. Какому насекомому мы обязаны натуральным шёлком? (тутовый шелкопряд)
  9. Зачем раку две пары усиков? (1 - длинные (органы осязания), 2 - короткие (органы обоняния)
  10. Сколько ног у бабочки? (три пары)

3. Музыкальный конкурс. (слайд 4)

Каждая команда должна сочинить хвалебный гимн другой команде.

(стиль свободный) (10 минут)

Примеры:

  • "Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком и поделится медком"
  • "На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нём миллион"

4. Конкурс капитанов. Пока команды сочиняют гимны, капитаны соревнуются.

Капитан команды "Муравьи"

  1. Почему комары пьют кровь? (Кровью питаются самки комаров, которым необходима кровь, чтобы отложить яйца)
  2. Каков биологический смысл в развитии с полным превращением? (Разное питание и среда обитания личинок и взрослых насекомых уменьшают конкуренцию)
  3. Каких насекомых применяют для борьбы с насекомыми-вредителями? (Божьи коровки, наездники-трихограммы)

Капитан команды "Пчёлы"

  1. Почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья? (Гусеницы питаются листьями деревьев, регулируя тем самым величину листового покрова, одновременно они удобряют листвою подстилку)
  2. Перечислить членистоногих - переносчиков заболеваний человека? (Таёжный клещ, чесоточный зудень, клопы, тараканы, комары, блохи)
  3. Какой вред приносит саранча и каковы меры борьбы с ней?

5. Литературный конкурс. (10 минут)

Ребятам предлагается узнать о каком произведении и каком герое идет речь. (10 минут)

Известный сочинитель Иван Андреевич Крылов, о котором ещё Н. Гоголь сказал, что его сочинения ":книга мудрости самого народа:", создал новинку в киноискусстве. Яркая лента о судьбе ветреной красавицы из класса Насекомые, которая "всё пела. И это дело!". И вот "зима катит в глаза". Со своими бедами она приходит к работящему, серьёзному представителю отряда Перепончатокрылые. Выслушав её сетования о пустом времяпрепровождении, он рекомендует ей заняться танцами (имея в виду, наверное, преподавательскую работу), чем и зарабатывать себе на жизнь.

Корней Иванович Чуковский написал мелодраму о том, как хлебосольная представительница отряда Двукрылых попала в липкие лапы представителя класса Паукообразные. Страшный 8-ногий убийца хочет её погубить. Но тут в борьбу за прекрасную незнакомку вступает храбрец из отряда Двукрылые с колюще-сосущим ротовым аппаратом. В упорной борьбе злодей побеждён. И спасённая пленница выходит замуж за своего спасителя.

6. Подведение итогов.