Цель урока:
- в игровой форме закрепить основные понятия темы,
- расширить биологическую эрудицию учащихся,
- сформировать интерес к предмету,
- увлечь детей участием в командной деятельности.
Оборудование:
- эмблемы команд,
- мультимедийная презентация,
- таблицы.
Оформление доски (слайд 1)
Ура! У нас сегодня КВН!
Эти замечательные членистоногие!Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "Почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
"Что" мышкой шныряет под листьями в норах,
"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит "Отчего" на зелёном листе,
"Куда" полетело верхом на жуке,
"Зачем" вслед за ящеркой влезло на пень:
Вопрос за вопросом, и так целый день.
- Команда "Муравьи"
- Команда "Пчёлы"
Ход КВН
1. Организационный момент.
- Постановка целей и задач урока-КВН.
- Представление жюри.
- Объяснение правил ведения КВН.
2. Игра.
- Конкурс 1. Представление команд (5 минут) Каждая команда представляет своё название, девиз, капитана.
- Конкурс 2. Разминка. Команды задают вопросы друг другу. В случае, если команда не знает ответа, право ответа предоставляется её сопернице. (15 минут)
Вопросы командам.
Команда "Муравьи" (слайд 2)
- У кого больше всего ног: у паука, рака, жука? (у рака - 10)
- У каких членистоногих есть жабры? (у ракообразных)
- К какой из систем органов жука относятся мальпигиевы сосуды? (к выделительной)
- Чем дышат насекомые? (системой трахей)
- К какому отряду относятся муравьи? (отряд Перепончатокрылые)
- Какого типа ротовой аппарат у жуков? (грызущий)
- Сколько отделов тела у насекомых? (три: голова, грудь, брюшко)
- Чем дышат пауки? (лёгочные мешки и трахеи)
- Тип кровеносной системы членистоногих? (незамкнутая)
- Назовите паразитических паукообразных? (клещи: чесоточный зудень)
Команда "Пчёлы" (слайд 3)
- У какого членистоногого есть жевательный и цедильный желудок? (у рака)
- К какому классу Членистоногих относят дафнию? (класс Ракообразные)
- Кто является предками членистоногих? (Кольчатые черви)
- Назовите стадии развития насекомых с полным превращением? (яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое)
- Почему жуки не могут дышать кожей? (у них нет кожи, а есть хитиновый покров)
- Кто такие гусеницы? (это личинки бабочек)
- Какой тип зрения называется мозаичным? (сложные глаза из множества простых глазков)
- Какому насекомому мы обязаны натуральным шёлком? (тутовый шелкопряд)
- Зачем раку две пары усиков? (1 - длинные (органы осязания), 2 - короткие (органы обоняния)
- Сколько ног у бабочки? (три пары)
3. Музыкальный конкурс. (слайд 4)
Каждая команда должна сочинить хвалебный гимн другой команде.
(стиль свободный) (10 минут)
Примеры:
- "Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком и поделится медком"
- "На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нём миллион"
4. Конкурс капитанов. Пока команды сочиняют гимны, капитаны соревнуются.
Капитан команды "Муравьи"
- Почему комары пьют кровь? (Кровью питаются самки комаров, которым необходима кровь, чтобы отложить яйца)
- Каков биологический смысл в развитии с полным превращением? (Разное питание и среда обитания личинок и взрослых насекомых уменьшают конкуренцию)
- Каких насекомых применяют для борьбы с насекомыми-вредителями? (Божьи коровки, наездники-трихограммы)
Капитан команды "Пчёлы"
- Почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья? (Гусеницы питаются листьями деревьев, регулируя тем самым величину листового покрова, одновременно они удобряют листвою подстилку)
- Перечислить членистоногих - переносчиков заболеваний человека? (Таёжный клещ, чесоточный зудень, клопы, тараканы, комары, блохи)
- Какой вред приносит саранча и каковы меры борьбы с ней?
5. Литературный конкурс. (10 минут)
Ребятам предлагается узнать о каком произведении и каком герое идет речь. (10 минут)
Известный сочинитель Иван Андреевич Крылов, о котором ещё Н. Гоголь сказал, что его сочинения ":книга мудрости самого народа:", создал новинку в киноискусстве. Яркая лента о судьбе ветреной красавицы из класса Насекомые, которая "всё пела. И это дело!". И вот "зима катит в глаза". Со своими бедами она приходит к работящему, серьёзному представителю отряда Перепончатокрылые. Выслушав её сетования о пустом времяпрепровождении, он рекомендует ей заняться танцами (имея в виду, наверное, преподавательскую работу), чем и зарабатывать себе на жизнь.
Корней Иванович Чуковский написал мелодраму о том, как хлебосольная представительница отряда Двукрылых попала в липкие лапы представителя класса Паукообразные. Страшный 8-ногий убийца хочет её погубить. Но тут в борьбу за прекрасную незнакомку вступает храбрец из отряда Двукрылые с колюще-сосущим ротовым аппаратом. В упорной борьбе злодей побеждён. И спасённая пленница выходит замуж за своего спасителя.
6. Подведение итогов.