Чтение и развитие речи М.Пришвин "Гаечки". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель.

  • Образовательная. Учить правильному выразительному чтению. Отрабатывать навыки беглого и осознанного чтения.
  • Коррекционно-развивающая. Обогащать словарный запас, речь у учащихся, коррекция внимания и памяти.
  • Воспитывающая. Воспитывать бережное отношение к природе, помощь птицам.

Ход урока

1. Организационный момент.

Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела,

И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать раздел "Люби всё живое" и познакомимся с рассказом М.Пришвина Гаечки. Будем учиться правильному выразительному чтению, выполним задания, которые помогут вам обогатить ваш словарный запас, и выясним, какая помощь нужна птицам зимой.

2. Упражнения для развития дыхания и силы голоса.

Презентация.

- Какое время года на дворе? (Слайд 2)

- Как определили, что зима?

- Чем покрыта земля?

Отгадайте загадку:

Маленькая звёздочка с неба упала,
Упала на ладошку, в тот же миг пропала. (снежинка)

- Взяли в руку снежинку, положили на ладошку, сделали глубокий вдох, выдохнули ( сдули снежинку с ладошки)

- На доске записаны слова, составить предложение.

друга, береги, нет, а, нашёл, ищи

- Прочитать предложение.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Читаем с логическим ударение на 2 и 3 слово, сразу на 3 и 6.

3. Проверка.

- Какой рассказ читали на прошлом уроке?

- Открыли учебники стр. 126.

- О ком этот рассказ?

- Прочитать о том, как у мальчиков появилась собака.

(чтение 1 части).

- Какой нашли мальчики собаку?

- Прочитать о том какую помощь оказали собаке?

(чтение 2 части)

- Пойти и рассказать, как собака по кличке Барс отблагодарила мальчиков.

(пересказ 3 части)

- Так как Барсу удалось спасти мальчиков?

Каким был пёс? (Верным, преданным)

4. Физкультминутка.

5. Новая тема.

- Посмотрите на экран, кто это? (Слайд 4)

- На какие две группы можно разделить этих птиц?

- Назвать перелётных птиц, почему они перелётные?

- Назвать зимующих птиц, почему они зимующие.

- Как нужно помогать зимующим птицам?

- Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ М.Пришвина, который называется "Гаечки".

- В конце урока, поработав над содержанием этого рассказа, мы попытаемся ответить на главный вопрос:

Существует ли дружба между птицами?

- Все приняли позу слушателя.

- Внимательно слушайте, а после того как я прочитаю вам рассказ , мне скажете, кто такие гаечки.

Первичное восприятие текста (Чтение учителем)

- Ребята, вам понравился рассказ?

- Кто такие гаечки?

Картинка (гаечки) (Слайд 5)

Гаечка (гаечка буроголовая). Гаечка - самый многочисленный вид синиц. У неё большая чёрная шапочка и светлый низ без нагрудника. Они гнездятся в любом дупле, даже в сухих пеньках. Они занимают готовые дупла или выдалбливают их сами. Гнездо получается за один день упорной работы, максимум - за два. Гнездясь дважды в лето, гаечки выводят полтора десятка птенцов.

Прежде чем начать читать рассказ разберём трудные для прочтения и понимания слова.

Словарная работа.

  • Сизые - тёмно-серый с синеватым оттенком.
  • По-пис-ки-ва-ла
  • Пре-ду-пре-жда-ла
  • Вы-пор-хну-ла

Зрительная гимнастика. (Слайд 6)

- Сейчас вы сами прочитаете рассказ "про себя", и ответите потом мне на вопрос. Чем занимались маленькие птички?

Вторичное восприятие (Чтение "про себя")

- Чем занимались птицы?

Чтение вслух по логическим частям.

- Чтение первой части.

  • Кого увидел писатель на дереве?
  • Что делали птички?
  • Что сделал автор?
  • Как стала вести себя пленная синичка?

- Чтение второй части.

1. Как помогала свободная синичка пленнице?

- Найти в рассказе и прочитать, как выглядят гаечки.

- Прочитать "разговор" гаечек по ролям.

- А теперь ответьте мне на главный вопрос:

Существует ли дружба между птицами?

5. Игра с текстом на внимание.

- Я читаю начало предложения, а вы ищете в тексте его конец.

- Я читаю предложение, и допускаю в нём ошибку, вы внимательно слушаете, и находите эту ошибку, и прочитываете предложение правильно.

6. Итог урока.

- Какой рассказ читали на уроке?

- О ком этот рассказ.

- Кто такие гаечки.

- Понравился вам рассказ.

- Оценки.

Спасибо за урок.