Цели: формировать навыки проводить сдвиг графика функции вдоль осей координат; развивать навыки построения параболы в конкретных случаях.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, шаблоны парабол y = x2, y = x2, y = 0,5x2.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент (тема урока слайд 1).
II. Актуализация знаний обучающихся.
Устная работа.
1. Укажите какие-нибудь два значения переменной х, которым соответствуют равные значения функции:
у = 3х2; у = – 0,5х2.
2. Найдите вершину параболы.
а) у = х2 – 8х + 7;
б) 5х2 – 10х = 0.
3. Не выполняя вычислений, сравните значения выражений:
а) 0,25 ×(0,0001)2 и 0,25 × (0,0011)2
б) 5 · (–125,8)2 и 5 · (125,8)2.
4. Известно, что график функции у = ах2 проходит через точку (–8; –16).
а) Определите знак коэффициента а.
б) Укажите координаты еще одной точки графика этой функции (слайд 2).
III. Изучение нового материала.
Презентация
- График у = ах2 + q(слайды 3,4,5,6).
- Алгоритм построения (слайд 7).
- График у = а(х + p)2 (слайды 8,9,10).
- Алгоритм построения (слайд 11).
- Пример 1: Построить график функции y = ½(x – 3)2 (слайд 12).
- Пример 2: Построить график функцииy = 2(x+1)2 -3 (слайд 13).
- Построить самостоятельно график функции y = (x – 3)2 + 4 (слайды 14, 15).
- Переход от функции у = ах2 + b + c к функции у = а (х + р)2 + q (слайды 16,17,18).
IV. Закрепление нового материала.
№ 214 (устно), 215, 225 (а, в), 230 (а, б) (Приложение 1)
V. Домашнее задание.
П. 2.3; № 216, 225(б,г), 230(в,г)
VI. Подведение итогов.
Литература
- Алгебра учебник для 9 класса под редакцией Г.В. Дорофеева, М. Просвещение 2008.
- Книга для учителя С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, М. Просвещение, 2006.
- Поурочные планы 8-9 класс по учебникам Г.В.Дорофеева, диск, Волгоград, «Учитель» 2010.