Тема: "Чтение слов с буквой М".
Цели:
- учить правильному и осознанному чтению,
- формировать навык выразительного чтения,
- обогащать и активизировать словарь учащихся,
- развивать логическое мышление, слуховое внимание,
- развивать связную речь учащихся.
Оборудование:
иллюстрации (молоко, макароны, сосиски, сумка, лиса, мышка), опорные схемы, иллюстрация инопланетянина Робби, учебное пособие Л. А. Ефросининой "Учимся читать" 2 часть, куклы для кукольного театра (лиса и мышь).
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а учиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний.
- С какими звуками мы познакомились на прошлом уроке? ( [м`], [м] )
Поиграем в "звуковую молчанку". Охарактеризуйте жестами звуки.
[м] - согласный (показывают закрытый клювик), звонкий (показывают колокольчик), твердый (стучат кулачками)
[м`] - согласный (показывают закрытый клювик), звонкий (показывают колокольчик), мягкий (показывают, как спят на подушечке)
[п] - согласный (показывают закрытый клювик), глухой (закрывают уши), твердый (стучат кулачками)
[а] - гласный (показывают открытый клювик)
3. Сообщение темы и целей урока.
На доске иллюстрации: сумка, молоко, макароны, сосиски.
- Рассмотри предметы. Назови. Какой предмет лишний? Почему?
( Сумка - не продукт, сосиски - в слове нет звука [м])
Придумайте слова со звуками [м`], [м]. Какой буквой мы на письме обозначаем эти звуки?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Мы будем сегодня читать слова с этой буквой.)
- К нам пришёл на урок Робби - инопланетянин. Чему мы будем его учить?
(Будем объяснять ему значения слов, учить составлять предложения, текст)
Да, мы будем работать над развитием речи.
4. Речевая разминка и работа над дикцией.
- Как мычит корова? (му-у-у-у)
- Прочитай так, как будто корова близко (громко)
- Прочитай так, как будто корова далеко (тихо)
- Прочитай, как мычит теленок (высоким голосом)
- Прочитай так, как мычит бык (низким голосом)
- Прочитай так, как будто бык сердится (грозно)
- Прочитай рифмовку:
Этот дом с одним окном.
- Прочитай механическим голосом, слова произноси ровным, одинаковым голосом (будто читает Робби).
- Прочитай рифмовку радостно, восклицая.
- Почитай спрашивая, выделяя слова голосом по очереди.
Этот дом с одним окном?
Этот дом с одним окном?
Этот дом с одним окном?
Этот дом с одним окном?
5. Физминутка.
Повтори ритм, хлопая в ладоши.
Х - Х
ХХ - Х
Х - ХХ
ХХ - ХХ
ХХХ - ХХ
ХХ - ХХХ
Х - ХХ - ХХ
ХХ - Х - ХХ
6. Работа над словом.
молния микроб мокрый мимоза мешать морской
- Прочитай слова.
- Найди слова, в которых буква М обозначает мягкий звук [м`], твердый звук [м].
- Найди слово, значение которого непонятно. Попробуем объяснить его Робби.
Мимоза - акация с маленькими жёлтыми цветами шариками (показать).
А также растение, которое свёртывает листья, когда до него дотрагиваются. Поэтому "мимозой" могут называть человека - неженку. О таком мальчике написал стих. С. Михалков "Мимоза".
Микроб - живой организм, очень маленький, которого можно увидеть только в специальный прибор (микроскоп). Может жить на грязных руках и наносить вред человеку. Мойте руки перед едой!
- Прочитай слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос что? (молния, мимоза)
- Какое значение имеет слово молния?
1) Молния - застёжка
2) Молния - электрический заряд
3) Молния - срочная телеграмма
Слово молния - многозначное слово, так как имеет несколько значений.
Составьте предложение со словом молния (можно дать в помощь иллюстрации).
- Найдите слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос какой?
(морской, мокрый)
Продолжи фразу
Не мокрый, а :
Поиграем в игру "Закончи фразу"
Каждый знает, что морским бывает:
- Прочитай слово, которое отвечает на вопрос что делает? (мешать)
Помоги Робби. Продолжи предложение.
Вася мешал:
7. Физминутка.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
И бегаем кругом.
8. Работа с текстом.
2 человека получают карточки с изображением животных (лиса и мышь). Нужно описать животных, не называя их, по опорным схемам Рисунок1.
Остальные учащиеся должны догадаться о ком идет речь.
- Какую сказку с этими героя мы читали на прошлом уроке? (Лис и Мышонок)
- Кто автор сказки? (В.Бианки)
Потренируемся читать сказку по ролям. Для этого научимся говорить голосом мышки и лисы.
- Каким голосом будем говорить за лису? За мышку?
- Скажи голосом мышки и лисы фразу: "Здравствуйте, ребята"
(Ученики надевают на руку куклу и произносят фразу.)
Читают по ролям сказку В. Бианки "Лис и Мышонок" (учебное пособие Л.А. Ефросининой "Учимся читать" с.48)
9. Итог урока.
- Что нового смог узнать инопланетянин Робби?
- Чему научились?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Спасибо за урок.
Литература.
- Юлия Соколова. Развитие речи. Москва 2005.
- Т. А. Ткаченко. Логопедические упражнения. Москва 2005.
- Бунеев. Развитие речи. Пособие для дошкольников (карточки, картинки).