Государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум знаний по различным предметам для всех школьников независимо от типа учебного заведения, в котором они обучаются. Он призван обеспечить формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.
Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов, а, следовательно, формированию новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с учетом их склонностей и способностей, позволило развить идею интегрированного обучения.
Однако в современной системе образования сохраняется противоречивая ситуация. С одной стороны все понимают и говорят о необходимости взаимной интеграции школьных предметов, а с другой стороны существуют многочисленные барьеры, разъединяющие школьные предметы, что в свою очередь приводит к ситуации, когда ребенок, успевая хорошо разбираясь в одном предмете, не в состоянии понять те же явления, описанные с позиции другого.
Дифференцированная, попредметная система обучения предполагает получение знаний в процессе изучения отдельных учебных предметов. В результате полученные знания оказываются разрозненными фактами, разделенными по предметному признаку. У учащихся не складывается целостная картина общества и мира, в котором мы живем.
Введение интеграции предметов в системы образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии познавательного интереса творческого мышления учащихся, что способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательного интереса, но и овладению языковой, этической, исторической культурой.
Таким образом, можно сказать, что целью обучения является создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Знания, полученные нашими детьми в школе, должны отражать связанность отдельных частей мира как системы, ребенок должен с первых школьных шагов представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Рассмотрим использование межпредметных связей в практике обучения английскому языку. «Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка». («Примерные программы по иностранным языкам».)
В качестве одной из характеристик иностранного языка в Примерных программах названа межпредметность. Учащиеся, изучая иностранный язык, получают знания по истории, географии, литературе, математике.
В настоящее время учителя английского языка могут выбирать из огромного числа учебников и пособий, издаваемых в нашей стране и за рубежом. Современные учебники английского языка издательств «Просвещение», «Титул», «Longman», «Macmillan» и других ориентированы на развитие коммуникативных навыков, созданы с учетом требований российских образовательных стандартов и пожеланий российских учителей. Они включает специальные разделы по истории и культуре России, а также многочисленные ссылки на российские реалии. Казалось бы, выбери лучший, на свой взгляд, учебник, и все проблемы будут решены.
За время работы учителем и методистом по английскому языку я познакомилась со многими учебниками, имеющимися на российском рынке. Практически все пособия соответствовали требованиям стандартов, но в результате бессистемной подачи материала у учеников не складывалось системы знаний. Особенно меня заинтересовал тот факт, что, изучая отдельные вехи в истории Англии, ребята не видят полную историческую картину страны изучаемого языка. Знакомясь только с отдельными фактами истории Великобритании, ребята не имеют возможности и времени представить весь исторический путь, пройденной страной, язык и культуры которой они изучали уже несколько лет. Проанализировав имеющиеся в моем распоряжении учебники и пособия, изучив материалы по истории в сети Интернет, предназначенные для школьников Великобритании, я пришла к выводу о необходимости разработки собственного авторского курса. Имеющиеся в наличии учебники не устраивали по двум важным параметрам:
- Отсутствие системности изложения истории Великобритании. Этот недостаток присутствовал в УМК российских и зарубежных авторов.
- Сложная лексика и/или скучная подача материала. Этим грешили интересные специальные пособия зарубежных издательств и книги по истории Великобритании, изданные в нашей стране.
В основу своей работы я положила следующие принципы:
- Принцип системной подачи исторического материала. Ребята должны познакомиться с историей не отдельных событий, а целой страны.
- Принцип творчества в познании. Пособие не должно было быть скучным, материал быть интересным для учеников 6-7 классов и сопровождаться аудио и видео материалами. Выбор именно этого возраста не случаен. К 6-7 классу ребята уже ознакомились с историей древнего мира и изучают историю средних веков.
Результатом моей работы стала разработка программы дополнительного образования и пособия « Страницы Британской истории», в котором я постаралась воплотить те принципы, о которых говорилось выше. Программа по истории Великобритании «Страницы Британской истории» была разработана с учетом современных требований к преподаванию предмета «Английский язык». Данный курс был призван расширить лингвострановедческие знания учащихся. Великобритания - главная англо – говорящая страна, и дети должны знать об истории этой страны больше, чем им предлагает учебник. Ученики познакомятся с исторической и политической жизнью страны, узнают о национальных героях Великобритании и важнейших исторических персонажах.
При составлении программы и пособия я поставила перед собой следующие достижение следующих целей:
- Образовательная цель предполагает овладение системой знаний об истории Великобритании, ее традициях, формирование картины мира этого языка, развитие умений сравнивать культуру своей страны с иноязычной культурой.
- Развивающая цель предполагает развитие интеллектуальной, речемыслительной, эмоциональной и мотивационной сфер личности учащихся, овладение способами формулирования мысли на иностранном языке, развитие воображения и обогащение эмоционально-чувственного опыта учащихся.
- Воспитательная цель предмета заключается в воспитании культуры мышления, поведения, формировании системы гуманистических ценностных ориентаций, развитии умений самоконтроля и самооценки.
Содержание программы должно способствовать повышению уровня гуманитарного образования учащихся посредством приобщения их к духовному богатству других народов, формирования у них готовности к взаимопониманию, воспитания в духе толерантности. В результате изучения материала ребята знакомились с:
- основными фактами истории Великобритании;
- периодизацией истории страны;
- современными версиями и трактовками важнейших проблем истории Великобритании;
- особенностями исторического пути Великобритании, ее ролью в мировом сообществе.
Ученики должны были научиться:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную на английском языке в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- участвовать на английском языке в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Чтобы сделать уроки более насыщенными и интересными к курсу был разработан диск с профессионально озвученными компьютерными презентациями, которые помогали ученикам окунуться в атмосферу быта кельтов, учили их строить дома, в которых проживали англы и саксы (тут можно проследить связь не только с историей, но и с таким предметом, как технология), слушали музыку, сочиненную Генрихом VIII, сочувствовали мальчику-трубочисту из Викторианской Англии, переживали ночные бомбежки Лондона вместе с оставшимися в городе детьми и гадали, что же засекли камеры наружного наблюдения дворца Хэмптон-Корд в 2003году – приведение или служителя в маске. Кроме аудио и видео материалов на уроках использовались свободные игры в сети Интернет по изученным историческим темам, предназначенные для англоговорящих школьников.
Курс, рассчитанный на 30 учебных часов, был впервые опробован в Брюсовской гимназии №192 Калининского района в параллели 6 классов в 2008-2009 учебном году. Самым главным результатом проведенной работы лично для меня были слова моих шестиклассников: «Алла Рафаэлевна, а давайте Вы и про Америку также насочиняете!» Так что меня ожидает впереди огромное поле деятельности .
Презентация курса с примерами из пособия и интерактивными упражнениями
Литература:
- Голицинский Ю.Б. Великобритания: Пособие по страноведению – СПб,: КАРО, 2007.
- Синельникова М.В. История Англии в рассказах для детей – СПб,: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002.
- David McDowall, An Illustrated History of Britain, - Pearson Education, 2006.
- Bill Bowler, Lesley Thompson, British History Highlights, - Mary Glasgow Magazines, 2003.