Цели:
- познакомить обучающихся с историей малой родины - частью истории родного края; с одним из видов верований человека в Сибири.
- развивать логическое и творческое мышление;
- воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: компьютерная презентация «Возрождение мечети в с. Казанка»
Формы контроля:
- устный (представление рассказов по заданной теме, ответ на этапе мотивации)
- письменный (проверка итогов работы с текстом в парах)
Формы организации детей: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Конечный продукт: создание проекта – панно «Мечеть».
Межпредметные связи: музыка, литература, история.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка домашнего задания.
II. Тема урока.
Слайд 1 (Презентация)
III. Постановка цели урока
Слайд 2
- С чем мы сегодня познакомимся на уроке?
- О чем будем говорить?
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
IV. Устная работа
Слайд 2
Учащиеся самостоятельно отвечают на предлагаемые вопросы поочередно.
V. Изучение нового материала
Вводятся понятия МЕЧЕТЬ, ИСЛАМ.
Сообщение ученика:
Мече́ть— мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.
Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти. Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе
Обучающиеся обзорно знакомятся с переселением народа в Сибирь. Для демонстрации нового материала предназначены 3-8 слайды.
Слайды 6,7,8: предназначены для чтения учениками.
Слайды 9, 10,11: знакомство с новыми понятиями.
Слайды 12,13,14: знакомство с историческими событиями.
Слайд 15,16: работа мечети в наши дни.
VI. Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного материала предлагаются вопросы по изученной теме.
- Слайды 18, 19.
VII. Самостоятельная работа
Обучающиеся самостоятельно отвечают на вопросы
Слайд 17 задания 1 для самостоятельной работы. Вопросы несут в себе гиперссылку для быстрой взаимопроверки.
VIII. Практическая работа
Работа в группах: создание проекта – панно «Мечеть».
IX. Домашнее задание
Слайд 20: разноуровневые задания.
X. Рефлексия
- О чем сегодня говорили на уроке?
- Что узнали и увидели нового?
Материал для учителя:
1.История мечети в деревне Казанка
Традиционной религией казанских татар является ислам. Большинство татар-переселенцев в енисейской губернии в начале XX века также исповедовали ислам.
Ряд исследователей отмечает, что у татар, проживающих на территории современного Татарстана, в начале XX века начинает преобладать новый тип идентичности: «татарский» вместо доминировавшего раньше «мусульманского». В Енисейской же губернии, напротив, документы 20-х годов свидетельствуют о подъёме религиозности среди татар. Интересно, что, хотя подавляющее большинство мусульман губернии составляли татары, тем не мене сначала была создана именно «мусульманская».
Согласно постановления президиума ВЦИК от 9-го июня 1924 года, было разрешено обучение религии лиц, достигших четырнадцатилетнего возраста и прошедших полный курс обучения первой ступени единой трудовой школы. В 1925 году поступило несколько заявлений от мулл (деревни Казанка и Верх-Казанка) с просьбой разрешить им преподавание религии (эти заявления подкреплялись коллективными прошениями жителей вышеуказанных деревень о разрешении преподавания религии), а также заявления от подростков с просьбой разрешить им учиться (всего сохранилось 106 заявлений). Разрешения на преподавание религии были благополучно выданы. Однако такое положение не удовлетворяло татар Енисейской губернии. Они считали, что обучать детей религии нужно в более раннем возрасте и всех без исключения. Причём за преподавание религии высказывались даже те, кто дома не особенно старательно соблюдал религиозные предписания.
Татары также решительно возражали против закрытия мечетей и устройства в них школ, проведения собраний и т.д. Есть сведения, что они даже собирали средства на постройку новых мечетей и поддержку духовенства (более активно, чем на школы). У татар же все попытки антирелигиозной пропаганды оканчивались неудачно. Ситуация была настолько серьёзной, что даже партийное руководство советовало агитационно-пропагандистским отделам воздерживаться от чрезмерно активной антирелигиозной пропаганды, вести её как можно мягче, тактичнее. Более того, по просьбам татарского населения в 1923 году было принято решение об изменении дня отдыха в общеобразовательных татарских школах с воскресенья на пятницу.
Интересны мотивы, по которым татары столь активно настаивали на преподавании в школах религии. По их мнению, без религии дети «деморализуются». Кроме того, религия помогает сохранить татарские обычаи.
Село Казанка Большемуртинского района образовано переселенцами-татарами из Казанской губернии в 1908 году. Казанская восьмилетняя школа, бывшая татарская мечеть, имеет следующую историю. Выстроена была в 1912 году знатным купцом Енисейской губернии – купцом Магометшей. Перед смертью он решил принести дар Аллаху и на свои собственные средства выстроил мечеть. Строили её бригады русских из Ясной Поляны и татары из Енисейска. Работа велась вся вручную. Бревна таскали здешние жители и за каждое бревно им платили 2 копейки.
После строительства комиссия по приему, в которую входил сам Магометша, не приняла мечеть, и пришлось вести перестройку.
Здесь велись моления в течение пяти лет. С победой Октября в Казанке была открыта начальная школа в здании мечети.
Казанка находится в центре всех окружающих деревень, и поэтому встал вопрос о переводе школы из деревни Отрадное (семилетнее) в Казанку в 1950 году. И тут-то использовали полностью помещение мечети.
По рассказам старейшин деревни при снятии минарета собралась вся деревня плакали женщины, минарет при снятии соскочил из рук снимающих и со страшным визгом свалился на землю. Сняли минарет, произвели перестройку.
В середине 50-х годов в здании школы села произошел пожар. С 1961 года школа была реорганизована в восьмилетнюю. В этом же году было построено дополнительное здание из Отрадненской начальной школы. С середины 50-х годов прошлого столетия до 2007 года в здании мечети размещалась местная школа.
В середине 90-х годов жителям села было передано здание отделения почты, где после его ремонта проводились пятничные молитвы. Ремонт здания осуществили своими силами жители села.
После принятия решения об обучении детей из с. Казанка в средней школе с.Верх-Казанка, которая располагается в 4-х километрах от д.Казанки, историческое здание мечети (школы) оказалось бесхозным.
2. Возрождение
Только после 50-летнего перерыва в мечети деревни Казанка зазвучали суры из Корана. 26 ноября в канун великого мусульманского праздника Курбан-байрам, в знаменательный день Ашура в селе Казанка Большемуртинского района Красноярского края состоялось открытие мечети.
В мероприятии приняло участие около 500 человек, среди которых: председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин, глава Сухобузимского района Влиско Виктор Петрович, глава Большемуртинского района Зайков Александр Алексеевич, глава местной сельской администрации Бадртдинов Рашит Валеивич, депутат районного совета Бадртдинов Гали Валеивич, глава татарской автономии Красноярска Файзуллин Вагиз Исмагилович, представители делегации старейшин Красноярска, Пировского, Казачинского муниципальных районов и жители близлежащих сел.
Представители администрации высказали надежды на то, что мечеть будет востребована и всегда наполнена прихожанами. Муфтий Красноярского края в свою очередь заявил, что «восстановление мечети – это символ возрождения традиций и национального самосознания». «Произошедшее событие – это замечательный пример объединения народа, представителей власти и бизнеса. Только так, объединившись, общими усилиями и никак иначе, мы можем добиться хороших результатов во всех благих начинаниях», — сказал Гаяз-хазрат Фаткуллин.
Имам вновь открытой мечети села Казанка Бадакшанов Рамазан-хазрат не смог сдержать слезы радости. «Я уже и не надеялся, что это событие когда-нибудь произойдет, что наша мечеть вновь откроет свои двери для прихожан. Слава Аллаху, это произошло! Хочу выразить огромную благодарность всем, кто участвовал в этом благом деле восстановления мечети», — заявил имам.
Весной 2009 года были начаты работы по восстановлению мечети, в ходе которых было проведено индивидуальное отопление и восстановлен минарет. Так как площадь здания достаточно большая (340 кв. м) было принято решение разместить на первом этаже музей села Казанка, библиотеку и учебный класс школы по изучению основ ислама, преподавателем которой по предложению ЕДУМКК согласилась стать выпускница Красноярского мактаба «Фатх» Ахметшина
Используемый ЦОР:
- MP3- диск. Халык жырлары. «Оскар – рекордс» 2007.
Литература
- Из прошлого в будущее. Статья в газете «Красноярский рабочий». №10 (104) среда, 14 марта 2007 г.
- Народ белого счастья. Статья в газете «Красноярский рабочий». № 18 (24834) 28.01.2003, вторник
- Мечети мира. http://waytoislam.ucoz.ru/photo/1