Устный журнал "Занимательные факты"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Обогащение кругозора детей;
  • Развитие интереса к искусству;
  • Воспитание эстетических чувств.

Материалы и оборудование:

  • Журнал формата А3 с названием страниц.  («Неизвестное о художниках», «Работы великих мастеров», «Тайна одной картины», «Игровая»).
  • Репродукции картин: Караваджо «Корзина с фруктами», Жорж Сера «Весна на острове Гранд-Жатт»,  Левин «Осенний день. Сокольники», Шишкин «Утро в сосновом бору», Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
  • Карточки со словами: Мольберт, кисть, карандаш, краски, художник, картина.
  • Карточки со словами с иллюстрацией: «Бурлаки на волге», «Последний день Помпеи», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».
  • Карандаши, бумага для рисования.

Предварительная работа:
Раздать ребятам тексты, которые они должны прочесть или пересказать.

Ход устного журнала:

Страничка «Неизвестное о художниках».
Здравствуйте! Сегодня хочу вам предложить полистать интересный журнал «Занимательные факты». Начнем? И первая страничка у нас называется «Неизвестное о художниках». Ребята приготовили материал, давайте послушаем.
1-й ребенок:
Иван Константинович Айвазовский всемирно известный художник. Когда он был ребенком, он рисовал и дома, и на песке, и в альбомах, и даже на заборах. Однажды по городу проезжал губернатор и увидел детские рисунки. «Вот это да! - проговорил он – большой талант! Найдите ка, мне этого художника, хочу с ним познакомиться».  «Творцом» оказался – мальчишка – сын мелкого торговца, рыночного старосты.  У губернатора оказалось  доброе сердце: он помог поступить Ивану Константиновичу  в Петербургскую Академию художеств.
2-й ребенок:
А Карла Павловича Брюллова была иная история. Отец Брюллова – Павел Иванович – довольно быстро распознал у своего сына художественные задатки. И очень сурово воспитывал его, заставляя рисовать, изучать работы старых мастеров, и как утверждают современники, если мальчик упрямился или отлынивал от занятий, отец безжалостно наказывал его – морил голодом, бил розгой. Однажды за леность он отвесил отпрыску такую пощечину, что Карл Павлович стал глухим на одно ухо!
3-й ребенок:
А Василий Иванович Суриков рисовал с 4-х лет: находил где-то гвоздик и выцарапывал им на сафьяновом сиденье стула домик или рыбку.  А однажды Василий Иванович нарисовал муху на документах своего отца. Который обманулся и начал бить муху, вот такой был правдоподобный рисунок!
Очень любопытно! А каких художников вы знаете?
И кто из ребят может рассказать о знаменитых художниках интересную историю?

Страничка «Работы великих мастеров».
Вот мы и узнали, как знаменитые художники открыли в себе это мастерство, а какие же были секреты в их творчестве? Давайте узнаем на следующей страничке «Работы великих мастеров».
1-й ребенок:
Интересно, что картина «Весна на острове Гранд-Жатт» написана из множества точек, а когда смотришь на нее издали, они сливаются в целостные фигуры. Написал ее французский художник Жорж Сера.
2-й ребенок:
А Ван Гог часто не использовал палитру, а выжимал краску прямо на холст и затем размазывал ее кистью.
3-й ребенок:
А художник Караваджо писал картину с фруктами, встав к ним спиной. Он разглядывал их в зеркало. Так появилась картина «Корзина с фруктами».
4-й ребенок:
В молодости во время крайней нужды Пабло Пикассо сжигал свои собственные творения, чтобы согреться. А сейчас картины великого испанского художника оценивается в сотни миллионов долларов.

Страничка «Тайна одной картины».
Вот какие разные методы в работе у художников. А какие тайны хранят картины? Кто знает? Давайте послушаем ребят.
1-й ребенок:
Оказывается, даму в черном на картине Исаака Левина «Осенний день. Сокольники» написал Николай Чехов! Художник великолепно писал пейзажи, а с изображением человека испытывал сложности. А его же работа
2-й ребенок:
А знаменитых медведей на картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору» - анималист Константин Савицкий. Высоко оценив помощь коллеги, Шишкин попросил поставить его подпись на картине рядом со своей. Но выдающийся коллекционер Павел Третьяков, заказавший эту картину Шишкину, возмутился и распорядился смыть вторую подпись – такой творческий тандем его почему-то не устроил.
3-й ребенок:
В 1913 году душевнобольной иконописец изрезал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Благодаря своевременным работам реставраторов картину удалось восстановить в первоначальном виде. Сам Репин приезжал в Москву и переписал голову Грозного в неприятной лиловой гамме, не вязавшейся с остальной гаммой картины, — взгляды на живопись у художника сильно изменились за 20 лет. Реставраторы убрали эти исправления и привели картину к точному соответствию её детальным фотографиям. А Репин, увидев восстановленную картину позже, ничего не заметил.

Страничка «Игровая».
Устали? Давайте немного отдохнем, поиграем. И следующая страничка «Игровая».
Делимся на две команды.
1-я игра:
Из команды выходят по одному участнику, выдергивают карточку со словом (см. материалы и оборудование) и, не называя слово, показывают его мимикой, жестами. Чья команда быстрее и больше отгадает слов, та и победитель.
2-я игра:
В этой игре один из участников команды выдергивает карточку с названием картины (см. материалы и оборудование). И все участники команды  изображают картину, а команда соперников должна ее отгадать.
3-я игра:
Участники делятся по два человека, берут один карандаш и один лист бумаги. Вмести, взявшись за карандаш, рисуют (тема свободная).
Все люди талантливы и творческие по - своему. Вот посмотрите, нет ни одного одинакового рисунка! Вы все молодцы!