Цели: научить решать задачи с помощью составления уравнений; закрепить знания учащихся о взаимосвязи компонентов и результата действия; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление; умение работать с текстом, работать в группе, развивать коммуникативные навыки; воспитывать интерес к изучению математики, стремление углублять и расширять знания.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел для нас звонок,
Это начался урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Устный счёт
– Начнём наш урок с разминки, играя в игру “Расшифруй слово”
56 : 4 84 : 7 96 : 6 78 : 6 30 : 2 80 : 5 60 : 4 51 : 3 64 : 4 А-16 Р-12 В-13 У-14 Н-15 Е-16 И-17
(УРАВНЕНИЕ)
3. Блиц-опрос
– Что такое уравнение?
– Что значит решить уравнение?
– Что надо знать, чтобы найти корень уравнения?
– Каким способом можно решать задачу?
– Над какой учебной задачей мы работали на
предыдущем уроке?
4. Сообщение темы и цели урока
а) Сегодня мы будем учиться решать задачи на движение с помощью составления уравнений. Поэтому учебная задача остаётся прежней - научиться решать задачи, составляя уравнения. Чтобы приступить к решению задач на движение, что необходимо нам вспомнить?
б) Задача № 513 (на доске)
– Что значит “навстречу друг другу”,
“одновременно”?
– Что известно? Что надо узнать?
– Как на схеме обозначим неизвестное?
– Попробуйте, работая в группе, составить
уравнение к этой задаче, при этом помните, что обе
части должны обозначать одну и ту же величину.
(Сначала идёт обсуждение в группах. Затем каждая группа защищает свои найденные способы решения. Если ребята не смогли найти 2 способа решения задачи, то учитель предлагает им второй.)
60 * 3 + а * 3 = 420
(60 + а) * 3 = 420
в) Работа по учебнику № 515 – в парах. (Ответы: а, г, д, е) Если позволит время, учащиеся решают 1–2 уравнения.
5. Закрепление
Самостоятельная работа учащихся по карточкам с выбором работы по уровню трудности с последующей самопроверкой и самооценкой.
1-й уровень
а) Прочитай задачу.
До деревни дети 3 часа ехали на автобусе со скоростью 55 км/ч и 2 часа шли пешком. С какой скоростью они шли пешком, если от города до деревни 173 км?
б) Запиши, что обозначают данные числа и выражения, если:
х (км/ч) – скорость, с которой дети шли пешком.
55 * 3 – _________________________________
х * 2 –___________________________________
55 * 2 + х * 2 – ____________________________
173 км – _________________________________
в) Составь уравнение и реши его:
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
2-й уровень
Реши задачу с помощью уравнения.
Поезд прошёл 351 км. Первые 3 часа он шёл со скоростью 49 км/ч. Остальную часть пути поезд прошёл за 4 часа. С какой скоростью поезд прошёл остальную часть пути?
6. Итог урока
– Над какой темой мы работали на уроке? У кого были трудности? В чём? – Какую поставим себе задачу на следующий урок?
7. Домашнее задание
– Ребята, которые работали с первым уровнем, дома выполняют 2 уровень. А те, кто работал со 2 уровнем, дома составляют самостоятельно задачу на движение и выполняют её.