Решение задач с помощью уравнений

Разделы: Начальная школа


Цели: научить решать задачи с помощью составления уравнений; закрепить знания учащихся о взаимосвязи компонентов и результата действия; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление; умение работать с текстом, работать в группе, развивать коммуникативные навыки; воспитывать интерес к изучению математики, стремление углублять и расширять знания.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел для нас звонок,
Это начался урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

2. Устный счёт

– Начнём наш урок с разминки, играя в игру “Расшифруй слово”

56 : 4 84 : 7 96 : 6 78 : 6 30 : 2 80 : 5 60 : 4 51 : 3 64 : 4
А-16 Р-12 В-13 У-14 Н-15 Е-16 И-17

(УРАВНЕНИЕ)

3. Блиц-опрос

– Что такое уравнение?
– Что значит решить уравнение?
– Что надо знать, чтобы найти корень уравнения?
– Каким способом можно решать задачу?
– Над какой учебной задачей мы работали на предыдущем уроке?

4. Сообщение темы и цели урока

а) Сегодня мы будем учиться решать задачи на движение с помощью составления уравнений. Поэтому учебная задача остаётся прежней - научиться решать задачи, составляя уравнения. Чтобы приступить к решению задач на движение, что необходимо нам вспомнить?

б) Задача № 513 (на доске)

– Что значит “навстречу друг другу”, “одновременно”?
– Что известно? Что надо узнать?
– Как на схеме обозначим неизвестное?
– Попробуйте, работая в группе, составить уравнение к этой задаче, при этом помните, что обе части должны обозначать одну и ту же величину.

(Сначала идёт обсуждение в группах. Затем каждая группа защищает свои найденные способы решения. Если ребята не смогли найти 2 способа решения задачи, то учитель предлагает им второй.)

60 * 3 + а * 3 = 420
(60 + а) * 3 = 420

в) Работа по учебнику № 515 – в парах. (Ответы: а, г, д, е) Если позволит время, учащиеся решают 1–2 уравнения.

5. Закрепление

Самостоятельная работа учащихся по карточкам с выбором работы по уровню трудности с последующей самопроверкой и самооценкой.

1-й уровень

а) Прочитай задачу.

До деревни дети 3 часа ехали на автобусе со скоростью 55 км/ч и 2 часа шли пешком. С какой скоростью они шли пешком, если от города до деревни 173 км?

б) Запиши, что обозначают данные числа и выражения, если:

х (км/ч) – скорость, с которой дети шли пешком.

55 * 3 – _________________________________
х * 2 –___________________________________
55 * 2 + х * 2 – ____________________________
173 км – _________________________________

в) Составь уравнение и реши его:

______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

2-й уровень

Реши задачу с помощью уравнения.

Поезд прошёл 351 км. Первые 3 часа он шёл со скоростью 49 км/ч. Остальную часть пути поезд прошёл за 4 часа. С какой скоростью поезд прошёл остальную часть пути?

6. Итог урока

– Над какой темой мы работали на уроке? У кого были трудности? В чём? – Какую поставим себе задачу на следующий урок?

7. Домашнее задание

– Ребята, которые работали с первым уровнем, дома выполняют 2 уровень. А те, кто работал со 2 уровнем, дома составляют самостоятельно задачу на движение и выполняют её.