Краткая аннотация:
В рамках проекта дети совместно с родителями создают макет, а в дальнейшем и саму клумбу, посвящённую 65-летию Победы. Работа выполняется в течение учебного года.
Через создание реальной ситуации взаимодействия родителей и детей, организацию их общения с целью осуществления совместной творческой деятельности, формируется благоприятная среда для эмоционального и нравственного развития ребёнка.
Кульминация проекта – участие детей и родителей в традиционном школьном празднике Первой клумбы.
В ходе реализации проекта формируются семейные команды, которые проводят исследовательскую работу, изучают историю семьи, знакомятся с цветами, которые можно выращивать в городской среде, получают информацию о ландшафтном дизайне, учатся ухаживать за растениями, приобретают навыки совместной трудовой деятельности.
Проект создаёт условия для передачи исторической памяти от поколения к поколению. Особую актуальность он приобрёл в год 65-летия Победы.
Цели:
- создание условий для духовно-нравственного развития ребёнка;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства, сохранять историческую память, уважение к старшему поколению, гуманное отношение к окружающим;
- воспитывать любовь и уважение к своей семье, способствовать приобщению родителей к совместной деятельности с детьми, через проектную деятельность.
Задачи проекта:
- развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- создать условия для максимальной самореализации каждого ученика, повышение самооценки учащихся;
- активизировать наблюдательность и навыки самостоятельной работы учащихся по сбору нужной информации;
- получить навыки исследовательской работы;
- выработать умение воплощать в жизнь задуманную идею;
- познакомить детей с разнообразием цветов, со значением цветов в жизни человека, с различными типами клумб;
- собрать информацию об истории своей семьи и её участии в Великой Отечественной войне;
- развивать речь, обогащать словарь, расширять кругозор;
- научить учащихся производить посадку растений в грунт и ухаживать за появившимися всходами.
Ход занятия
1. Организационный момент (деление на группы).
2. Вводная часть:
Ученик: Что может быть семьи дороже?
Теплом встречаем отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
Учитель: Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования человека.
Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье.
Подчёркивая важность семьи, люди учредили Международный День Семьи.
Ученик: Семья – это слово родное!
Сколько там света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела?
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родителей – как солнца лучи!
Ученик: Прекрасно, если человек живёт в семье, в котором царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
Каждый ребёнок способен чувствовать прекрасное, ценить и творить добро, любить окружающих и мир в целом. Очень важно помочь маленькому человеку пробудить эти чувства в себе и развивать их.
Ученик: Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Учитель: Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи видов их украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви к ним разных народов издавна являлись праздники цветов.
Ученик: В Древней Греции они устраивались в честь гиацинтов и лилий, в Англии – в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции – в честь розы и фиалки. В наше время особенно ярко отмечаются праздники роз в Болгарии. На Руси был праздник Ивана Купала, когда из цветов плелись венки и гирлянды, а главным моментом был поиск в ночном лесу таинственного огнецвета – цветка папоротника, который по легенде расцветал только в эту единственную ночь.
Учитель: В русском народном искусстве, в кружевах, тканях, керамике, росписи – везде использовались цветы. Воспевались они и нашими композиторами, писателями, поэтами.
Ученик: Цветы – душа людей,
Открытая добру,
Цветы – глаза детей, не тронутые плачем.
В дни радости они смеются на миру,
В дни бедствия мы их от горя прячем!
Душа цветов чутка на горе и беду,
Они уходят с глаз, чтоб их не замечали.
Цветы, когда беда, всегда не на виду,
Но и тогда они – как музыка в печали.
Цветы умеют ждать, у них терпенье есть.
Как у людей труда, встающих до рассвета,
И в дни великих бед они умеют цвесть,
Чтоб радость нам дарить, когда придёт победа.
Учитель: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», – говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни!
Ученик: Из них венки плели невесты,
Их в школу девочки несли,
И у могил, порой безвестных,
Их вдовьи слёзы долго жгли.
Растут, во все века любимы,
Их не убить, не затоптать.
Они, цветы, неистребимы,
Нам, несгибаемым, под стать.
Берегите цветы!
Они нежны.
Они – как нежность,
Как любовь, как дети
Сильнее зла,
Сильней всего на свете,
Сильнее смерти
И сильней войны.
Цветы, как люди
На добро щедры.
И, щедро нежность
Людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Я славлю тех,
Кто вырастил цветы.
Я благодарна людям, у которых
Добры сердца и помыслы чисты.
Учитель: Мы проделали с вами большую исследовательскую работу.
– Познакомились с легендами о цветах. Выполнили творческие работы «Легенды о цветах», презентацию. (Приложение 1)
– Изучили цветочный этикет. И не только сами изучили, но познакомили с ним учеников одиннадцатых классов. (Дети выступали перед учениками одиннадцатых классов «Как дарить и как принимать цветы».) (Приложение 2)
– Познакомились с типами клумб. (Приложение 3)
– Исследовали, какие цветы наиболее часто используют для посадки на городских клумбах. (Приложение 4)
– На уроках труда и в группе продлённого дня изготовили цветы для будущих клумб. (Приложение 5)
– Разработали эскизы будущих клумб, посвятив их замечательной дате, которую наша страна будет отмечать в мае – это 65-летие Победы. (Приложение 6)
Учитель: Опять война, опять блокада.
А может нам о ней забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда. Что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться,
Правы
И убедительны слова…
Но даже если это правда,
Не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторялось той беды,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как совесть, нам нужна.
3. Воплощение проекта.
- Рассмотри рисунки и выбери эскиз клумбы (эскизы будущих клумб дети рисовали на уроках ИЗО). (Приложение 6)
- Обсуди цветовую гамму и выбери необходимые для вашей работы цветы (используя информационную карту ). (Приложение 4)
- Перенести эскиз клумбы на лист ватмана.
- Создать макет клумбы (с помощью заранее приготовленных деталей.)
- Придумай название для своей клумбы.
Успехов вам в работе!
4. Защита проектов: (Приложение 7)
- Соответствует ли полученный результат первоначальному замыслу?
- Какие цветы используются для данной клумбы?
- Название данной клумбы?
- Как решена эстетическая сторона модели?
5. Подведение итогов:
Ученик: Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое свежее лето
Вместе с вами приходит в наш дом.
Вы гордитесь красою наряда,
Светом солнечных дней залиты.
Наши гости из школьного сада,
Наших парков и скверов цветы.
В сентябре вас по улицам в школы
Первоклассники чинно несут,
Ставят в вазы на стол новосёлы,
Как подарок друзей берегут.
Мы давно вас считаем друзьями,
Дети наших садов и полей.
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.
6. Посев семян на рассаду для будущих клумб (в заранее подготовленные торфяные горшочки). (Приложение 8)
7. Рефлексия: (Приложение 9)