Рисование кошки по памяти и представлению

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве.
  • Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, использование в работе литературного и народного творчества (сказки, загадки), воспитание чувства дружбы, коллективизма, умения последовательно работать.
  • Воспитательные: Воспитать в детях чувство прекрасного.

Задачи:

  • Обучающая: Познакомить с разнообразием пород кошек, их внешним видом, научить рисовать шерсть кошки.
  • Развивающая: Развивать наблюдательность, мышление учеников, умение работать последовательно и поэтапно.
  • Воспитывающая: Воспитывать интерес, любовь к живой природе.

Оборудование учащихся: альбомный лист А4, цветные карандаши и фломастеры, карандаш графитный и стерка.

Оборудование для учителя: Методические таблицы, последовательность выполнения рисунка кошки, фотографии и репродукции пород кошек.

Подготовительная работа: Заранее дать домашнее задание учащимся – принести фотографии домашних кошек и подготовить о них загадки.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Вводная беседа (5–6 мин.)

Учитель: Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь определить чему будет посвящен наш урок:

Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (КОТ)

– Правильно! Так можно сформулировать нашу тему урока “Рисование кошки по памяти, представлению”.

Ребята загадывают свои загадки (дети в основном подбирают загадки о кошке).

– Кошка – красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью, нежное ласковое и преданное человеку. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Долгим, а порой и драматичным был путь кошки к человеку — путь от безотчетного обожествления до слепой ненависти, и наоборот... Нередко кошке приписывали роль носителя темных, дьявольских сил, особенно если она была еще и черная. В иные времена кошка становилась олицетворением сил добра, ей открывали двери в храмы, в свое жилище, где кошка могла получить привилегии даже перед человеком.

Судьба кошки и сейчас полностью зависит от наших привязанностей и предпочтений, терпимости и великодушия. Любящего хозяина кошка с нетерпением ждет у двери. Оказавшись вдали от дома кошка обязательно найдет дорогу к родному порогу. Именно кошка первой почувствует приближение землетрясения или иного природного катаклизма и по-своему предупредит нас об этом. Постоянные контакты с кошками приводят к понижению частоты пульса и кровяного давления. Этот феномен еще не изучен до конца, однако, как полагает ученые, тут срабатывает определенная система сигналов, которыми обмениваются человек и его любимец.

Происхождение домашней кошки

Существуют разные версии появления кошки, например, в Ноевом ковчеге. Одна из них гласит, что ни кошки, ни свиньи там не было, так как до Всемирного потопа Бог их еще не создал. Однако в ковчеге постепенно накапливались нечистоты зверей, и это стало угрожать его обитателям; размножались мыши и крысы, которые обгрызали стены ковчега. Тогда Ной погладил по спине слона, и из его хобота выпрыгнула свинья, которая уничтожила нечистоты зверей. Ной погладил по лбу льва, и из его носа появилась кошка. Вот она-то и навела должный порядок среди мышей и крыс.

Встречаясь почти на всех континентах, дикие кошки всегда привлекали внимание человека своим поведением. Семейство кошачьих насчитывает около 35 видов, причем в него входят высокоспециализированные хищники, достигшие как бы вершины эволюционного развития отряда. Предки всех современных хищников, которые появились около 50 млн. лет назад – это миациды.

Одомашнивание кошки и ее взаимоотношения с человеком

Считается, что первыми одомашнили кошек египтяне. По данным других исследователей, домашняя кошка появилась в результате скрещивания евро-африканской дикой кошки и камышового кота. Это животное условно называют "бабустис" — по месту знаменитого захоронения кошек в Древнем Египте.

Мореплаватели-финикийцы брали кошек с собой в путешествия. Домашние кошки начали быстро распространяться по всему миру. Наверняка мало кто знает, что символом восстания Спартака был свободолюбивый кот.

Греки, ранее безуспешно боролись с грызунами с помощью змей и хорьков, стали использовать в этих целях кошек, контрабандно привозимых из Египта. Так кошки попали на Апеннины, а затем — в Грузию и Европу.

В Британии, куда кошек завезли римляне, останки домашней кошки найдены в развалинах дома IV в. до н. э., а первые письменные упоминания о них относятся к 936 г., когда правитель Южного Уэльса принял закон о защите этих животных. Кошек разрешалось содержать в монастырях.

В Новом Свете первые изображения кошек были найдены в Перу, относятся они к 400-1000 гг. н. э., позднее они становятся постоянным мотивом в ювелирных изделиях, однако происхождение домашней кошки в этой части планеты все еще остается загадкой.

К началу эпохи Средневековья кошек стало на планете так много, что они полностью утратили свое привилегированное положение. Церковь считала кошек олицетворением зла. Их сжигали на кострах, топили, зверски истребляли. Появился даже обычай замуровывать кошку в фундаменте строящегося здания. А в момент коронации Елизаветы I в 1558 г. в Англии прилюдно было сожжено несколько мешков с кошками. Людям, любившим кошек, приходилось нелегко. Если они держали кошек, их обвиняли в связях с дьяволом, но стоило от них отказаться, грызуны мгновенно поедали запасы продовольствия, возбуждая эпидемии, болезни скота и людей.

С началом эпохи Возрождения гуманизм распространился и на кошек, создающих уют в домах. Они вновь стали любимы людьми. Психологи начали изучать их поведение. Создавались книги и картины, посвященные кошкам.

Кошка на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины в Древнее государство Урарту и город Ольвию из Средиземноморья. Скифы также знали домашних кошек. В X-XIII вв. они оказались на территории Древней Руси, где быстро попали под защиту церковных законов. Кошка стоила дорого. В известном судебнике XIV в. "Правосудие митрополичье" сказано: "За украденное животное установлен штраф: за голубя — 9 кун; за утку, гуся и журавля — по 30 кун; за корову — 40 кун; за лебедя — 70 кун; за вола, собаку и кошку — по 3 гривны".

В настоящее время Международной федерацией любителей кошек зарегистрировано в мире 60 различных пород.

Кошки делятся на длинношерстных (персидские),полудлинношерстных (бирманские, турецкие, енотовые и др.), короткошерстных (британские, европейские, русские, абиссинские, сиамские,), бесшерстных (сфинксы)

3. Лексическая работа (2 мин.)

Анималистический жанр. Художник-анималист.

Учитель рассказывает об анималистическом искусстве:

Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть в живописи, графике и скульптуре. Анималист – художник, специалист по изображению животных. Они рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Художники-анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Учитель: Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин.

Домашние животные привязываются к хозяину, любят его.
У кого есть домашние животные?
У кого есть дома кошка?
А как живут бездомные животные? Чем они питаются?

Физкультминутка

4. Объяснение практической работы (7–9 мин.)

Учитель: Кошки подвижные существа. Изобразить их в движении не просто, потому что они быстро передвигаются и принимают самые неимоверные позы.

Выполнить набросок кошки нам поможет сказка Б. Сутеева “Мышонок и карандаш”. Учитель рассказывает сказку от лица “карандаша” используя копии книжных иллюстраций на доске, от лица “мышонка” в сценке участвует один из учеников. (Приложение 1)

Вот ребята, как ловко карандаш нарисовал кошку, даже мышонок поверил, что она настоящая и убежал. Мы тоже попробуем повторить рисунок так, как нам сейчас показал карандаш. Давайте попробуем вместе вспомнить этапы рисования.

На доске учителем поэтапно проводится объяснение порядка выполнения наброска, можно использовать помощь учащихся в рисовании.

5. Этапы работы над наброском

1) Определяем композицию.

2) Легкими штрихами намечаем границы рисунка, устанавливаем размеры головы, шеи, туловища и хвоста, выполнение первоначального наброска общей формы начинают с туловища, как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая, короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище, шерсть короткая и гладкая.

3) Приступаем к уточнению форм, прорабатываем светотени, начиная с самых темных областей.

Учитель: А сейчас, послушайте, как нужно работать над вашим рисунком, приступая к штриховке. Штрихи всегда должны ложиться по форме предмета. Вспомните в каком направлении растет шерстка кошки на мордочке, туловище или хвосте и лапках. В этом направлении и надо делать штрихи изображая шерсть животного. Рисуя, шерсть кошки вы должны отметить для себя, где более светлые места, где более темные. От того, как нарисована, шерсть у кошки зависит общий вид рисунка. Линиями слишком толстыми и чересчур прямыми изображать не надо. (Приложение 2)

Изображение длинной шерсти. Быстро наносите штрихи по направлению волос. Здесь штрихи будут длиннее и реже, большими пробелами. Эффект пушистости создается за счет объединения нескольких штрихов в от дельные группы. Делайте штриховку до тех пор пока не добьетесь "заполненности" и тона, которые необходимы. Обратите внимание на то, как отдельные волоски перекрывают друг друга. Все это растушуйте, по-прежнему придерживаясь направления роста волос. Острой кромкой ластика слегка "осветлите" волосы. Это сделает их объемными и пушистыми.

Изображение короткой шерсти. Шерсть кошки необходимо показать частыми штрихами темного цвета. Можно закрасить все тело светлым тоном карандаша. Штрихи накладывайте так, чтобы бумага просвечивала в самых светлых местах. Это придаст блеск кошачьей шерстке. Растушуйте.

 

Учитель: Итак, задача нашего урока сегодня – выполнить набросок кошки цветными карандашами и показать фактуру шерсти кошки с помощью правильно выполненной штриховки. По желанию детали мордочки кошки (глаза, нос, усы) можно выполнить боле ярко, используя фломастеры. Рисунок можно дополнить небольшим рассказом:

  1. Как зовут Вашу кошку?
  2. Какая она?
  3. Расскажите о повадках?

6. Практическая работа (22–20 мин.)

Ведется индивидуальная и фронтальная работа с учащимися. Во время практической работы учитель проводит разминку для глаз, рук и пальцев. Учащиеся выполняют имитационные движения за учителем.

7. Итог урока (2 мин.)

В конце урока организуется выставка работ, и учащиеся рассказывают о своих кошках. (Приложение 3)

– Вот и заканчивается наше занятие, вы сегодня очень хорошо поработали, надеюсь, что вы много интересного узнали: научились пользоваться штриховкой для изображении шерсти кошки, у вас получились прекрасные рисунки, индивидуальные, своеобразные. Это можно увидеть на выставке Ваших работ. А какие хорошие рассказы вы составили о своих кошках. Молодцы! Спасибо за урок!